Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа
Цель исследования: разработка методических основ эффективного
формирования технологического мышления учащихся.
В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза исследования согласно которой, эффективность формирования технологического мышления школьников возможна при условии если будет:
- уточнено содержание технологического умения;
- продумана педагогическая деятельность по развитию технологического мышления;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов…………………………………………………………..6
1.1 Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников………………………………………………………………………6
1.2 Формирование технологического мышления у школьников на уроках и во внеурочное время……………………………………………………………….24
1.3 Формирование технологического умения как результат развития мышления учащихся 5-7 классов в структуре трудовой подготовки……………………………………………………………………….36
2. Методические основы формирования технологического мышления учащихся (экспериментальное исследование)………………………………60
2.1 Содержание деятельности учащихся 5-7 классов при формировании
технологического мышления…………………………………………………...60
2.2 Эффективное формирование технологического мышления школьников……………………………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..85
Список использованных источников…………………………………………89
Политехническое умение - это, по мнению автора, способ реализации знания типичных, общих сторон технических объектов, процессов производства и научных основ. Это умение отличается гибкостью и широтой применения, связано с основным решением интеллектуально-практических задач (конструирование, разработка путей и средств унификации, оптимизация процесса производства и управления им и т.д.) [2,стр.27] .
Политехнические умения играют большую роль в трудовой и профессиональной подготовке учащихся. К ним относятся:
- расчетно-вычислительные,
- графические,
- измерительные,
- контрольно-поисковые (диагностические),
- сборочно-монтажные,
- наладочно-регулировочные,
- организационные,
- управление машинами и механизмами и т.п.
Одни из таких умений учащиеся приобретают при изучении основ наук, другие - в процессе труда, третьи – формируются несколькими учебными дисциплинами.
Васильев Ю.К. [6] так классифицирует политехнические умения:
- функциональные (планирование и организация работы, обработочные, контрольно-поисковые, сборочно-монтажные, наладочно-регулировочные, технического совершенствования, экономического совершенствования и др.);
- по характеру деятельности (вычислительные, измерительные, проектно-конструкторские и графические, управление техникой, аппаратурой и приборами и др.);
- по научным принципам, лежащим в основе деятельности (механотехнические электротехнические, биотехнические, химико-технические, сигнотехнические, социотехнические и др).
Таким образом, и в классификациях трудовых умений, предлагаемых разными по своим подходам авторами, как и в случае определения понятия «умения», находит свое отражение деятельностный подход к процессу обучения.
Так, например, признаками общетрудовых умений (классификация Чебыштевой В.В.), являются:
- применимость в различных видах трудовой деятельности;
- преобладание интеллектуальных компонентов, благодаря чему такие умения легко переносятся из одной области трудовой деятельности в другую. Милерян Е.А. классифицирует трудовые умения на основе анализа общей структуры трудовой деятельности человека.
Атутов П.Р., при рассмотрении вопроса о классификации политехнических умений, отмечает, что такие умения связаны с основным решением интеллектуально-практических задач, к которым относит конструирование, разработка путей и средств унификации, оптимизация процесса производства и управления им и т. д., что, в свою очередь, тоже является определенным образом организованной деятельностью.
Васильев
Ю.К. при классификации
Таким образом, деятельность лежит, как в основе определения понятия «умение», так и при классификации умений (Атутов П.Р., Васильев Ю.К., Леонтьев А.Н., Милерян Е.А., Новиков A.M., Платонов К.К., Чебышева В.В. и др.).
И мы, в свою очередь, возьмем это положение как одну из отправных точек для определения технологических умений, которые могут сформироваться в результате определенным образом организованной деятельности школьников. При анализе классификаций трудовых умений можно заметить тот факт, что авторами затрагиваются умения и в области освоения учащимися технологических процессов. Так, у Чебышевой В.В., в общетрудовые умения включаются умения контроля и регулирования технологических процессов.
Милеряном Е.А. в отдельную группу выделяются умения организационно-технологические (подбор орудий труда, изыскание необходимых материалов, определение технологических способов их обработки, планирование работы и т. д.). Следовательно, авторы уделяли внимание и такой стороне трудовой деятельности, в результате которой у учащихся будут формироваться умения, которые мы называем технологическими умениями.
Теперь, мы попытаемся
соотнести технологические
Тактические умения. Это умения выполнять технологический процесс, успешно использовать совокупность наличных средств труда, имеющихся операционных умений для решения текущих трудовых задач в изменяющихся условиях.
Тактические умения включают в себя и способность к быстрой ориентировке в производственной ситуации, владение общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения технологического планирования, пользования справочной литературой, умения распределения ролей при коллективной организации деятельности бригады и т. д.
Тактические умения тесно связаны с общетрудовыми умениями - планирования, самоконтроля, организации рабочего места и т. д. Стратегические умения. Это умения ориентироваться во всей системе производства, производственных и общественных отношений, определять место и цели собственной трудовой деятельности в целом и основных ее этапов в соответствии с целями производственного коллектива. Это высокоразвитые, познавательные умения, стремления к повышению своей квалификации и овладению методами труда передовиков и новаторов производства. Это развитая способность к творческой активности, к участию в рационализаторстве и изобретательстве.
Таким образом, как отмечает автор, тактические умения тесно пересекаются с общетрудовыми умениями. И те и другие непосредственно связаны с технологическим процессом («умения технологического планирования» по Новикову A.M., «определение технологических способов их (материалов) обработки» по Милеряну Е.А.). Отсюда следует, что технологические умения, которые также связаны с технологическим процессом и формируются в этой деятельности тесно пересекаются с общетрудовыми и, особенно, с тактическими умениями.
Также можно отметить, что технологические умения по своему содержанию близки к организационно-технологическим умениям (классификация Милеряна Е.А.), но по сравнению с ними, технологические умения включают в себя и умения реализовывать различные технологии, а не только умения планирования технологических процессов и подбора орудий труда. Таким образом, технологические умения шире, чем организационно-технологические (по Милеряну Е.А.).
Рассматривая классификацию Новикова А. М. мы можем сказать, что технологические умения и тактические умения являются умениями выполнять технологический процесс (анализ и выбор технологии обработки материалов, разработка и планирование технологического процесса и т. д.), т. е. умениями близкими по уровню, однако технологические умения специфичны по тому, что включают в свою структуру такие умения, как подбор рациональных технологий обработки материалов исходя из конкретного практического задания.
Определение понятия технологических умений встречается в исследованиях педагогов и психологов прошлых лет, а также и в различных диссертационных исследованиях. Евграфов В.Ф. [51] в своих исследованиях рассматривает вопросы формирования технико-технологических знаний и умений учащихся 5-8 классов.
Технико-технологические знания и умения рассматриваются как составная часть политехнических знаний и умений школьников. Евграфов В.Ф. уже тогда отмечал об одностороннем характере формируемых умений учащихся по использованию разнообразных технологий обработки материалов, и что «... в трудовом обучении учащихся мало внимания уделяется основам техники, а обучение технологии основывается преимущественно на ознакомлении с механическими способами воздействия на обрабатываемые материалы» [51,стр.7].
Отбор содержания учебного материала для формирования у учащихся технико-технологических знаний и умений проводился на основе классификации технологических процессов по их назначению, которая включала в себя следующие этапы: формообразование деталей; соединение деталей и отделка деталей или изделий. Причем чередование этих этапов может меняться в зависимости от сложности выполняемых объектов труда учащимися на уроках. Журба А.Ф. [56] в диссертационном исследовании рассматривает проблемы формирования технологических знаний и умений учащихся 7-8 классов.
Содержание технологических знаний определялось с учетом концепции функциональной природы политехнических знаний (Атутов П.Р.), концепции «раздвоения» технического знания на конструкторское и технологическое (Шеменев Г.И.) и положения о трех взаимосвязанных подходах к научному описанию технологии: естественнонаучного, функционального и структурного (Иванов Б.И., Цветков В.Д,, Чешев В.В.).
Исходя из этого, технологические знания определялись как знания о «...способах обработки или переработки предметов труда...», т. е. знание о функционировании технических средств и связанных с этим изменениях свойств, состояния, формы и положения обрабатываемого объекта и рассматривать его как своеобразное отражение различных сторон технологического процесса.
Основное содержание технологических знаний определялось следующими компонентами: знание характеристик технологических процессов, технологических закономерностей, выраженных в виде критериев оптимизации, принципов, правил проектирования и осуществление, а способность творческого применения полученных технологических знаний в конкретных производственных условиях рассматривается как технологические умения.
Таким образом, мы можем отметить тот факт, что технологические умения ранее рассматривались и под ними понимали умения учащихся по разработке и планированию технологического процесса в конкретных производственных условиях и их содержание определялось исходя из задач общественно-полезного производительного труда школьников по заказам школы или предприятия.
Трудовую деятельность учащихся организовывали исходя из формулировки ее основной цели: создания конечного продукта - объекта производительного труда. Основное содержание технологических знаний необходимых для формирования, соответственно, технологических или технико-технологических умении в свои состав включало знания о способах обработки материалов, знания технологических процессов и т. д.
Следовательно, технологические умения имеют в своем содержании специфические компоненты, которые и отличают эти умения, от других видов трудовых умений. Уточнение содержания технологических умений следует провести исходя из современной концепции технологической подготовки школьников.
Современные
концепции образовательной
Анализируя английские и шведские программы [145] можно составить представление о том, что понимают за рубежом под технологическими умениями. Большой удельный вес в содержании технологических умений зарубежные педагоги отмечают умения находить в ближайшем окружении потребность в товаре или услуге, выбирать наиболее рациональную технологию из нескольких, оценивать ее экономическую эффективность, социальные и экологические последствия, ее общекультурное значение, осуществлять продвижение созданного предмета или услуги на потребительский рынок и т. д.
Это «...обучение только через конкретную деятельность, как умственную так и физическую; не замыкаться на формировании конкретных знаний и умений, а рассматривать в контексте изучения технологии принципы и способы создания всего рукотворного мира вокруг нас; анализ окружающего мира...» [145]. Не случайное название созданных программ
«Дизайн и технология», причем слово «дизайн» рассматривается в нашем понимании как конструирование или как разработка проектов. Следовательно, исходя из современной концепции образовательной области «Технология» у нас и накопленного в этом плане зарубежного опыта, можно отметить, что ранняя трактовка технологических умений только как умений по разработке и организации технологических процессов обработки материалов, устарела и требует корректировки.
Анализируя описание различного рода умений, встречающиеся в психолого-педагогической литературе, можно выделить следующие:
- трудовые умения рассматриваются как «...умения осуществлять деятельность по непосредственному преобразованию материальной действительности, в том числе и в первую очередь - в производительном труде в сфере материального производства» [98,стр.9];
- профессиональные умения рассматриваются как четко определенный круг трудовых умений, характеризующийся высоким уровнем выполнения трудовых действий, а не как отдельный класс умений;
- политехнические умения - это способ реализации знания типичных, общих сторон технических объектов, процессов производства и научных основ [2,стр.27];
- технологические умения, в ранней их трактовке, рассматривались как умения учащихся по разработке и планированию технологического процесса в конкретных производственных условиях и их содержание рассматривалось исходя из задач общественно-полезного производительного труда школьников по заказам школы или предприятия.
Можно отметить, что технологические умения, в современном их понимании, включают в себя многие из этих понятий и это, мы рассмотрим при уточнении содержания технологических умений.
В этой связи следует показать: распадаются ли технологические умения на ряд отдельных умений и если распадаются, то на какие умения, или же это умение такого уровня что не распадается на отдельные составляющие и является сплавом знаний и навыков.
Под технологическим мышлением мы понимаем это способ мышления, при котором целостно воспринимается, осмысливается и осознается целенаправленный процесс сбора, анализа и преобразования информации для оптимального решения технологических задач.
Концепция предметно-специфического вида мышления предполагает наличие определённой иерархии интеллектуальных процессов, завершающейся высшей единицей продуктивного интеллекта – видом мышления:
Информация о работе Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии