Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа
Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экономических знаний у учащихся.
Изучить содержание программ по технологии и определить: а) разделы, в освоении которых позитивный результат обучения зависит от наличия экономических знаний учащихся; б) разделы, содержание которых может быть использовано как база (основа) для формирования знаний по домашней экономике.
Обобщить опыт учителей технологии и выявить наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования экономических знаний у школьников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………4
Значение экономической науки в жизнедеятельности людей……….4
Экономическое образование, его функции и структура……………...8
Формирование экономических знаний в разделе технологии «Домашняя экономика»………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..17
2.1 Применение экономических знаний в разных классах на уроках технологии………………………………………………………………………..17
2.2 ………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт физики и технологии.
Кафедра ТиМОФТиМД
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Курсовая работа
Выполнила: Михайлова Е.Ю.
студентка 3 курса дневного отделения
Руководитель: Надеева О.Г.
к.п.н., доцент
Екатеринбург-2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………
2.1 Применение экономических
знаний в разных классах на уроках технологии……………………………………………………
2.2 ………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Введение
Меняющиеся
внутригосударственные
В настоящее время возникла необходимость переосмыслить накопленный опыт и на этой основе осуществить дальнейший поиск путей решения проблемы экономического образования учащихся.
Объект исследования:
учебный процесс в
Предмет исследования: экономическое образование учащихся основной школы на уроках технологии.
Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
1.1 Значение
экономической науки в
Слово экономика имеет свое терминологическое поле.
Во–первых, экономика
– это само хозяйство в широком
смысле этого слова, то есть совокупность
всех средств, предметов, вещей, субстанций
материального и духовного
Во–вторых, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.
Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение. Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.
Итак, в целом экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношениях между людьми в процессе хозяйствования [1, с.7].
Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология.
Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последние 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» - творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить по крайней мере три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики как науки.
Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики А.Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем перу выдающегося английского экономиста А.Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния» [1]. Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с позиции современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же согласно приводимому определению экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остается вне её поля зрения.
В последние
годы получил широкое
Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П.Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, автор получившего мировую известность учебника «Экономика», кратко характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми», приводя одновременно и другие определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета экономической науки не может быть ни единственной, ни точной [1].
Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже упоминавшийся профессор П.Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:
Соединяя разные
подходы, можно прийти к обобщенному
определению экономической
Существует еще одно определение экономической науки: согласно которому, экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:
Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания глубоко пронизывают всю социальную сферу, приложены практически ко всем видам отношений – в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе.
Важнейшими функциями экономической науки являются:
- познавательная – изучение и обобщение общих факторов и результатов экономической деятельности на различных уровнях (предприятие, фирма, отрасль, экономика страны в целом);
- методическая
- исследование экономических
- практическая
– выработка направлений
1.1 Экономическое образование, его функции и структура
Система среднего
образования призвана создавать
условия для становления
В повседневной жизни школьники встречаются с такими видами экономической деятельности как планирование личного и семейного бюджета, определение его доходов и расходов, экономически обоснованное приобретение товаров в личное пользование. Для осознания важности учета семейных и личных средств требуется развития необходимого минимума экономических знаний у современного выпускника. Он должен быть экономически грамотным (образованным) в условиях рыночной экономики.
Экономическое
образование – это
- хозяйство и связанную с ним деятельность людей;
- использование разнообразных
ограниченных ресурсов в целях
обеспечения жизненных
- отношения, возникающие между людьми в процессе хозяйствования.
Кроме того, экономическое
образование развивает и
Под экономическим образованием Е.И.Дуканова понимает процесс и результат овладения экономическими знаниями, умениями и навыками, развитие умственно - познавательных и творческих способностей учащихся. Экономическое образование призвано дать человеку основы экономических законов развития общества, вооружить экономическими знаниями о производстве и труде, умениями и навыками организационно-экономической деятельности, а также сформировать стиль мышление, поведения в условиях реальной действительности.
Информация о работе Формирование экономических знаний на уроках технологии