Формирование экономических знаний на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экономических знаний у учащихся.
Изучить содержание программ по технологии и определить: а) разделы, в освоении которых позитивный результат обучения зависит от наличия экономических знаний учащихся; б) разделы, содержание которых может быть использовано как база (основа) для формирования знаний по домашней экономике.
Обобщить опыт учителей технологии и выявить наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования экономических знаний у школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………4
Значение экономической науки в жизнедеятельности людей……….4
Экономическое образование, его функции и структура……………...8
Формирование экономических знаний в разделе технологии «Домашняя экономика»………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..17
2.1 Применение экономических знаний в разных классах на уроках технологии………………………………………………………………………..17
2.2 ………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт физики и технологии.

Кафедра ТиМОФТиМД

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Выполнила: Михайлова  Е.Ю.

студентка 3 курса  дневного отделения

Руководитель: Надеева О.Г.

к.п.н., доцент

 

 

 

Екатеринбург-2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………4

    1. Значение экономической науки в жизнедеятельности людей……….4
    2. Экономическое образование, его функции и структура……………...8
    3. Формирование экономических знаний в разделе технологии «Домашняя экономика»………………………………………………..13

ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..17

2.1 Применение экономических знаний в разных классах на уроках технологии………………………………………………………………………..17

2.2 ………………………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26

СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Меняющиеся  внутригосударственные социально-экономические  условия определяют необходимость  подготовки российской молодежи к предстоящей трудовой деятельности. При этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать правильные решения. Рыночные отношения объективно порождают потребность в экономическом образовании всего населения, а школьников в первую очередь.

В настоящее  время возникла необходимость переосмыслить накопленный опыт и на этой основе осуществить дальнейший поиск путей решения проблемы экономического образования учащихся.

Объект исследования: учебный процесс в образовательной  области «Технология» в основной школе.

Предмет исследования: экономическое образование учащихся основной школы на уроках технологии.

Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».

 

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экономических знаний у учащихся.
  2. Изучить содержание программ по технологии и определить: а) разделы, в освоении которых позитивный результат обучения зависит от наличия экономических знаний учащихся; б) разделы, содержание которых может быть использовано как база (основа) для формирования знаний по домашней экономике.
  3. Обобщить опыт учителей технологии и выявить наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования экономических знаний у школьников.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

1.1 Значение  экономической науки в жизнедеятельности  людей

Слово экономика имеет свое терминологическое поле.

Во–первых, экономика  – это само хозяйство в широком  смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения  условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во–вторых, экономика  – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Наряду с  предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение. Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Итак, в целом  экономика – это хозяйство, наука  о хозяйстве и хозяйствовании и отношениях между людьми в процессе хозяйствования [1, с.7].

Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Предмет экономики  как самостоятельной области  знаний вырисовался  около 300 лет  назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник будущей  экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последние 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» - творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить по крайней мере три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики как науки.

Вначале зародилось представление об экономической  науке как изучающей создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики А.Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем перу выдающегося английского экономиста А.Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния» [1]. Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с позиции современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же согласно приводимому  определению экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остается вне её поля зрения.

В последние  годы получил широкое распространение  подход к формулированию предмета экономической  науки, основанный на использовании  понятие «ограниченность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.

Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П.Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, автор получившего мировую известность учебника «Экономика», кратко характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми», приводя одновременно и другие определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета экономической науки не может быть ни единственной, ни точной [1].

Многогранность, многоаспектность экономической науки  побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже упоминавшийся профессор П.Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:

  1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
  2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, дороги и яхты) и распределение их между членами общества в целях потребления.
  3. Наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств.
  4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
  5. Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному  определению экономической науки, которое в формулировке П.Самуэльсона  и В.Нордхауса выглядит следующим  образом: «Экономическая теория – это  наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества» [1].

Существует  еще одно определение экономической науки: согласно которому, экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

  1. Что следует производить и в каком количестве?
  2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?
  3. Для кого производится, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

Принципиально важно представлять и понимать, что  экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания глубоко пронизывают всю социальную сферу, приложены практически ко всем видам отношений – в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе.

Важнейшими  функциями экономической науки  являются:

- познавательная  – изучение и обобщение общих факторов и результатов экономической деятельности на различных уровнях (предприятие, фирма, отрасль, экономика страны в целом);

- методическая - исследование экономических проблем  на различных уровнях в целом  – общих для всех отраслей конкретной экономики и определении общих теоретических принципов, положений и законов эффективного экономического развития;

- практическая  – выработка направлений экономической  политики в развитии производства  на основе выработанных теоретических  положений, законов и принципов [2].

 

1.1 Экономическое образование, его функции и структура

Система среднего образования призвана создавать  условия для становления личности нового типа, которая позволит избежать узкой специализации, стереотипности мышления, трудностей в решении профессиональных проблем и обеспечить социальную мобильность, также воспитать гражданина российского общества.

В повседневной жизни школьники встречаются  с такими видами экономической деятельности как планирование личного и семейного бюджета, определение его доходов и расходов, экономически обоснованное приобретение товаров в личное пользование. Для осознания важности учета семейных и личных средств требуется развития необходимого минимума экономических знаний у современного выпускника. Он должен быть экономически грамотным (образованным) в условиях рыночной экономики.

Экономическое образование – это целенаправленная передача старшими и усвоение подрастающим поколением опыта экономических  отношений и экономических знаний. Экономические знания – совокупность сведений познаний в области экономики, включающих в себя:

- хозяйство и связанную  с ним деятельность людей;

- использование разнообразных  ограниченных ресурсов в целях  обеспечения жизненных потребностей  людей;

- отношения, возникающие между людьми в процессе хозяйствования.

Кроме того, экономическое  образование развивает и поддерживает интерес к экономическим событиям и потребностям в постоянном обновлении экономических знаний, в овладении  современным экономическим мышлением.

Под экономическим образованием Е.И.Дуканова понимает процесс и результат овладения экономическими знаниями, умениями и навыками, развитие умственно - познавательных и творческих способностей учащихся. Экономическое образование призвано дать человеку основы экономических законов развития общества, вооружить экономическими знаниями о производстве и труде, умениями и навыками организационно-экономической деятельности, а также сформировать стиль мышление, поведения в условиях реальной действительности.

Информация о работе Формирование экономических знаний на уроках технологии