Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа
Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экономических знаний у учащихся.
Изучить содержание программ по технологии и определить: а) разделы, в освоении которых позитивный результат обучения зависит от наличия экономических знаний учащихся; б) разделы, содержание которых может быть использовано как база (основа) для формирования знаний по домашней экономике.
Обобщить опыт учителей технологии и выявить наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования экономических знаний у школьников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………4
Значение экономической науки в жизнедеятельности людей……….4
Экономическое образование, его функции и структура……………...8
Формирование экономических знаний в разделе технологии «Домашняя экономика»………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..17
2.1 Применение экономических знаний в разных классах на уроках технологии………………………………………………………………………..17
2.2 ………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28
- воспитать
уважение к собственности,
- подготовить
учащихся к выполнению роли
потребителя, производителя,
- сформировать
знания о предпринимательстве
как сфере человеческой
Изучение раздела «Домашней экономики» решает следующие задачи:
- познакомить
учащихся с экономической
- развить целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные и нравственные устои и традиции;
- раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;
- научить осуществлять
несложные экономические
- подготовит
к жизни в условиях
- сформировать качества хозяина и покупателя;
- раскрыть цели, задачи, функции, сущность предпринимательства и его роль в экономической жизни общества, вооружить знаниями о предпринимательстве;
- сформировать
первоначальные умения участия
в предпринимательской
- освоить некоторые методики и приемы выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию;
- сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
- воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- цели и значения домашней экономики;
- общие правила ведения домашнего хозяйства;
- составляющие
семейного бюджета и источники
его доходной и расходной
- возможность рационального использования средств и пути их увеличения;
- экономические связи семьи с рыночными структурами
общества;
- элементы семейного маркетинга и самоменеджмента;
- роль членов
семьи в формировании
- цели и задачи
экономики, место
- порядок создания предприятий малого бизнеса;
- условия прибыльного производства;
-роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать семейный бюджет;
- определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
- анализировать
рекламу потребительских
- осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;
- выдвигать деловые идеи;
- изучать конъюнктуру
рынка, определять
Сегодняшний деловой
мир нуждается в людях, способных
принимать экономические грамотные
решения и нести
Овладение школьниками содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий: менеджер, маркитолог, предприниматель, бухгалтер, экономист и др.
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Применение экономических знаний в разных классах уроков технологии
Поскольку экономическое образование и воспитание школьников является частью образовательной и трудовой подготовки, то формы и методы для них во многом общие. Рассмотрим некоторые из них.
Методы, наиболее часто используемые для экономического образования и воспитания школьников, следующие:
- рассказ, объяснения, беседа;
- учебная демонстрация;
- проверка и оценка экономических знаний и умений учащихся в процессе устного и программированного опроса;
- решение задач экономического характера;
- проверка деловых игр и т.п.
Основными формами организации является следующие:
- урок или занятие;
- практикум (система лабораторно-практических, учебно-производственных условиях);
- экзамены
В зависимости от состава обучаемых применяют фронтальную, бригадную и индивидуальную формы работы с учащимися. Для проверки экономических знаний и умений школьников используют текущий, периодический и итоговый учет.
В процессе выполнения
различных видов работ
Готовясь к занятиям, тщательно анализирую материал, чтобы научить учащихся экономному расходованию продуктов и материалов, бережному отношению к оборудованию и инструментам.
Изучая содержание программ по технологии, можно заметить, что экономические знания затрагиваются во всех темах и параграфах. Экономическое воспитание прослеживается на протяжении всего предмета «Технология». В процесс выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов – экономической разметке и раскрою, выбору технологических, конструкций, экономного режима оборудования.
Применения к разделу «Расходы на питание» можно использовать следующие моменты:
- первичная обработка.
Приготовление любого блюда начинается с первичной обработки продуктов. Эта операция нередко ведет к значительным потерям сырья. В V классе, например, при приготовлении блюд из овощей в первичную обработку входят: переработка, мойка, очистка, промывание и нарезка овощей. Показываю детям приемы переработки овощей с той целью, чтобы меньше было отходов. При очистке овощей также надо заострять внимание учащихся на уменьшение отходов - работа с желобковым ножом позволяет срезать тонкий слой кожицы у корнеплодов.
При работе в VI классе с крупами, нужно обращать внимание на то, как ученицы перебирают крупу, как моют, чтобы с переборкой и мытьем не выбрасывались хорошие крупинки.
Выполняя первичную обработку рыбы, учащиеся также должны стараться уменьшить отходы (аккуратно срезать плавники, хвост и голову, удалять жабры).
В VII классе при первичной обработке мяса, зачищая его, необходимо научить аккуратно срезать пленки и аккуратно нарезать порционные куски мяса ( например, работая с куриным мясом).
В VIII необходимо научить использовать остатки от пищевого производства.
Даже после аккуратной первичной обработки остаются отходы, часть которых можно использовать в пищу, например, из картофельной кожуры можно получить крахмал, отходы от красной свеклы можно использовать для подкраски борщей. Прокисшее или свернувшееся молоко можно использовать для приготовления изделий из теста (оладьи, блины и др.). Оставшаяся каша после приема пищи может быть использована для приготовления запеканок. Отходы после ягод и фруктов можно использовать для приготовления компота. Отходы после первичной обработки рыбы (хвост, голова, плавники) и мяса (кости, пленки) идут на приготовление бульонов для супов.
Особое внимание
надо обращать на экономное
использование хлеба:
Готово!
Мы должны
воспитывать из девочки
экономный торт: "горчичный"I посуда II посуда
1 яйцо
1 стакан сахара
1 стакан муки
1 стакан кефира
3 столовая ложка подсолнечного масла
1 чайная ложка горчицы
1 чайная ложка соды
3 чайная ложка воды
I+II = выпекать до готовности.
Печенье "диетическое"
· 1 стакан помидор крученых на мясорубке.
· 1 стакан сахара.
· 0,5 стакан подсолнечного масла.
· 1 чайная ложка соды.
· 4 стакана муки.
Замесить
тесто, раскатать тесто на
Горячие бутерброды.
2 столовые ложки манной крупы заварить кипятком, добавить 1 яйцо и мелко порезанную луковицу, посолить по вкусу. Разогреть на сковороде подсолнечное масло, нарезать хлеб. Накладываем массу на кусочек хлеба тонким слоем и кладём на сковороду намазанной стороной вниз. Как обжарится до золотистого цвета, перевернуть и обжарить с другой стороны.
Хранение продуктов и блюд.
Санитарно-гигиеническими требованиями предусмотрены правила и сроки хранения изучаемых продуктов и блюда из них. Следует подчеркнуть, что неправильное хранение продукта может привести к его порче, а значит и к отравлению. Надо рассказать учащимся, что борьба за экономию продуктов начинается еще в поле, огороде, на ферме, где люди стараются вырастить хороший урожай и убрать его без потерь, откармливают скот, птицу и стараются в сохранности довести до потребителя заготовленные продукты питания.
В санитарно-гигиенические требования входят также правила обработки продуктов, при соблюдении которых уменьшаются потери питательных веществ и витаминов.
Подсчет нормы продуктов и их стоимости.
Для выполнения
практических работ, девочки
На уроках надо следить и за тем, как учащиеся пользуются оборудованием. Разбитая тарелка или чашка, погнутая ложка или вилка - все это потери, которые придется восполнять. Экономия света, воды, вовремя отключать печь (не допускать перегрева конфорок) - все это средства. Нужно учить экономно жить.
Экономические знания встречаются и при обработке ткани. Раскрое.
Основная
операция при изготовлении
Учащиеся
знают, что начинать раскладку
Надо приучить
девочек аккуратно складывать
остатки ткани - некоторые из
остатков пойдут на обработку
и отделку изделия. А из лоскут
Первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов.
Семья - это
общество в миниатюре, она
2.2
Раздел «Домашняя экономика» изучается на уроках технологии.
Урок – это
форма организации обучения с
целью овладения учащимися
Информация о работе Формирование экономических знаний на уроках технологии