Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа
Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экономических знаний у учащихся.
Изучить содержание программ по технологии и определить: а) разделы, в освоении которых позитивный результат обучения зависит от наличия экономических знаний учащихся; б) разделы, содержание которых может быть использовано как база (основа) для формирования знаний по домашней экономике.
Обобщить опыт учителей технологии и выявить наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования экономических знаний у школьников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………4
Значение экономической науки в жизнедеятельности людей……….4
Экономическое образование, его функции и структура……………...8
Формирование экономических знаний в разделе технологии «Домашняя экономика»………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..17
2.1 Применение экономических знаний в разных классах на уроках технологии………………………………………………………………………..17
2.2 ………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28
Экономическое образование определяет уровень экономической подготовки. Иными словами, уровень экономической подготовки зависит от объема экономических знаний и степени овладения экономическими умениями.
Ю.К. Васильев [3] понимает под «экономической подготовкой» - усвоение экономических знаний и умений, включение учащихся в производственно-экономические отношения в процессе учебного и производственного труда. Автор приравнивает по значению понятия «экономическая подготовка» и «экономическое образование» и считает, что каждому человеку нужен определенный минимум экономических знаний и умений.
К.Н. Катханов [4] выделяет основные
направления экономической
И.А.Сасов [5] предлагает придерживаться определения экономической подготовки, как процесса и результата усвоения экономических знаний и умений, формирование экономически значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, включенных в социально экономические отношения, свойственные труженику современного и прогнозируемого производства, распределения, обмена и потребления материальных благ [5, с.178].
В то же время над всеми этими понятиями, по мнению О.Г. Грохольской [6], стоит понятие «экономическая культура» личности, поскольку она охватывает в себя не только явления, отображенные широким понятием «экономическое образование», но еще и историко-культурные явления и процессы, оказывающие существенное влияние на развитие экономического образования в российской школе. Экономическая культура это один из компонентов общей культуры человека, развитие которой особенно значимо в эпоху социальных преобразований.
А.С. Прутченков считает, что сущность экономической культуры может быть рассмотрена как органическое единство развитого экономического сознания, убежденности и практической экономической деятельности. Как социальные явления, экономическая культура общества представляет собой не только синтез прошлого и настоящего опыта поколений, но и включает в себя перспективные потребности и цели будущего развития, что особенно важно для понимания роли и значения экономического образования школьников [7].
Основной целью экономического образование считается обеспечение необходимого уровня деятельности человека в процессе производства, формирование экономических потребностей личности, экономического мышления субъекта с целью поиска наиболее эффективных путей решения экономических задач. Кроме того, умение рационально использовать имеющиеся в распоряжении человека ресурсы и рабочее время, а также выявлять резервы выполнения задачи позволяют производить больше, но с меньшими затратами.
В последнее время в России появилось большое количество программ и учебных пособий по экономике, как отдельному предмету в общеобразовательной школе. В этих учебных материалах отражены наиболее общие закономерности экономического развития общества в условиях рыночной экономики (В.С.Автономов, Н.А.Раннева, И.А.Сасова и др.). Однако в настоящее время возможности изучения экономики в школе ограничены рамками школьного компонента, при этом занятия проводятся не во всех классах. Часто изучение экономики осуществляется на факультативных занятиях.
Возможность изучения некоторых
экономических понятий заложена
в образовательной области «
В учебных стандартах школ России [8] определены следующие цели непрерывного экономического образования школьников:
постоянное развитие личности как субъекта экономической деятельности;
освоение экономических знаний и умений, развитие экономических значимых качеств, способствующих адаптации учащихся к реалиям жизни.
Экономическое обучение в основной школе призвано решать следующие основные задачи:
- формирование
общего понимания
- разъяснение
содержания основных социально-
Итогом обучения должно быть формирование у выпускников основной школы четкого представления о содержании основных социально-экономических ролей в обществе и механизмах развития тех экономических процессов, которые затрагивают каждого гражданина. Все это призвано помочь молодым людям осознанно, с учетом собственных наклонностей и особенностей характера принять решение о выборе жизненного пути.
На современном этапе социально-экономического развития страны усиливается значимость таких качеств личности, как
- предприимчивость
- деловитость
- расчетливость и хозяйственность
- инициативность и высокая дисциплина труда
- способность
к самостоятельному анализу
- готовность
к защите своих социально-
Все более востребованными становятся экономические знания, новое экономическое мышление, высокая экономическая культура. И, как следствие этого, в настоящее время предъявляются повышенные требования к социально-экономическому образованию и воспитанию подрастающего поколения.
Сложившаяся система экономического образования в школе предусматривает три уровня подготовки учащихся.
Первый уровень – обязательный для всех учащихся. Он основан на базовых знаниях о личной, семейной экономике, подготовке к производственной - экономической деятельности в условиях разных видов собственности и многообразия форм организации труда, на ознакомлении с основами социально-экономической защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений. Цель экономического образования на данном уровне – формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Второй уровень
– предусматривает углубленную
социально-экономическую
Третий уровень – предполагает допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку старшеклассников в области экономики, выработку практических навыков предпринимательской деятельности, участие школьников в экономически образованной производственной и коммерческой деятельности.
Очень важным шагом
в овладении экономической
1.3 Формирование
экономических знаний в
Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый (профильный) компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только экономического, но и технологического, правового, культурологического характера.
Основная цель – формирование экономического мышления и потребительской культуры учащихся и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях [10].
Искусство
экономного ведения домашнего
хозяйства, по мнению Л.Р. Третьяковой,
это «хорошо освоенный и
В основе успешного ведения любого хозяйства лежат два вида деятельности: преумножение благ и их рациональное использование. С одной стороны, рациональное распоряжение домашними ресурсами ведет к более быстрому преумножению благосостояния семьи, а значит и благосостояния общества в целом. С другой стороны, повышения уровня благосостояния общества позволяет жить лучше каждому отдельному человеку. В связи с этим экономику домашнего хозяйства можно рассматривать как составную часть экономики государства. В домашней экономике действуют те же законы, что и в большой экономике. Главной задачей экономического образование становится задача обучения школьников делать верный экономический выбор, так как в реальной жизни постоянно существует противоречие между потребностями людей и ограниченностью ресурсов.
В современных
условиях складывающихся рыночных отношений
знание основ экономики становятся
особенно актуальным. Экономическое
образование подрастающего
Изучение основ
экономики домашнего хозяйства
- дать учащимся
общие представления об
- сформировать
у школьников умение
Задачи решаемые в рамках «Домашней экономики»:
- воспитывать
гражданина, умеющего рассчитывать
и прогнозировать свою
- ознакомить
с основными положениями эконом
- совершенствовать
умения использования
- научить учащихся делать экономический выбор.
Особенности курса:
Практико-ориентированный подход в изложении содержания;
Опора на социальный опыт учащихся;
Формирование активной потребительской позиции;
Обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности школьников;
Решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения школьников в дальнейшем [10].
Раздел «Домашняя экономика» является логическим продолжением первого уровня программы «Технология» - элементы домашней экономики и основы предпринимательства. Раздел "Домашняя экономика» основывается на знаниях, полученных учащимися в 8 классах, и включает в себя информацию, расширяющую их, а также не освященную в базовой программе [10].
Программа курса учитывает особенности развития познавательных интересов и мышления детей 14-16 лет, так как обучающиеся этой возрастной группы могут мыслить логически, рассуждать теоретически и заниматься самоанализом. В данном курсе обучающиеся осваивают, как зарабатывать и рационально тратить деньги, распределять домашние работы, умело использовать рабочее время в домашнем хозяйстве. Большой объем учебного материала, заложенный в программе, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения практических работ и проектов.
Освоив домашнюю экономику, учащиеся более осознанно будут изучать другие составляющие экономики. Необходимо первоначальное формирование самых общих знаний и представлений об экономической системе, о роли экономики в жизни и деятельности людей. Исходя из этих представлений, у учащихся формируются базисные знания о таких фундаментальных категориях экономики, как собственность и труд, оказывающих решающее воздействие на социально-экономические процессы в обществе, и др.
Изучение раздела «Домашняя экономика» преследует следующие цели:
- вооружить
учащихся знаниями о домашней
экономике, сформировать
Информация о работе Формирование экономических знаний на уроках технологии