Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:46, курсовая работа
Цель работы – художественное проектирование и изготовление комплекта из вельветовой ткани для мальчика младшего школьного возраста (жилет, брюки).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить литературу по заданной теме: анализ тенденций детской моды 2013/2014;
• описать внешний вид моделей;
• описать требования, предъявляемые к детской одежде;
• изучить компоненты композиции костюма;
• изучить композиционные средства, используемые в костюме;
• спроектировать модели согласно законам и правилам композиции;
• изготовить модель в соответствии с темой курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ
1.1 История развития детской одежды…………… ……………………..5
1.2 Требования, предъявляемые к детской одежде………………………6
1.3 Описание внешнего вида ………………………………………… … 7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА
2.1 Форма и силуэт…………………………………………………………8
2.2 Линии в костюме……………………………………………………….9
2.3 Материалы и цвет костюма (изделия)……………………………….11
2.4 Дополнения и аксессуары…………………………………………….12
3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОЗИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОСТЮМЕ
3.1 Пропорции в композиции……………………………………….……14
3.2 Ритм в композиции……………………………………………………15
3.3 Симметрия и асимметрия……………………………………….……19
3.3 Статика и динамика……………………………………………….….21
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ В ИЗДЕЛИИ…………………………………………………………...……………22
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...29
Первое зрительное восприятие одежды – это ее форма. Форма –морфологическая и объемно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала [1, c. 127].
Дизайн-форма — особая организованность предмета, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению единства всех компонентов изделия (конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры).
Дизайн-форма отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям времени.
Форма одежды характеризуется
следующими элементами:
геометрический
вид;
конструкция;
масса;
фактура;
цвет [3, c. 86].
Контурное очертание формы (геометрический вид) называется силуэтом. Каждая мода предлагает свои силуэты. По ним можно проследить изменения моды. Силуэт является ее выразителем. Условно силуэты сравнивают с геометрическими фигурами: прямоугольник, квадрат, трапеция, овал, треугольник. Иногда их обозначают буквами: «Х», «А», «Н», «Т» и т.д.
Гардероб школьника существенно меняется, происходит четкое определение изделий по назначению: кроме школьной формы появляются спортивные костюмы для занятий на стадионе и в спортзале, рабочие фартуки или халаты для трудовых занятий, одежда для занятий и игр дома, нарядная одежда.
Основные силуэты одежды для мальчиков 7-8 лет - свободный и полуприлегающий; для мальчиков 9-10 лет характерен также прямой силуэт одежды, но ведущим становится полуприлегающий. В этом силуэте решают куртки, пальто, а прямой силуэт приближают к полуприлегающему, располагая по низу курток и рубашечек притачные пояса, защипы, вытачки и пр.
Дети в этом возрасте с удовольствием проводят свободное время в спортивных играх во дворе, катаются на коньках, санках, лыжах и т. п., поэтому общий стиль одежды - спортивный (исключение могут составлять нарядные костюмы, домашняя одежда). Это определяет возможность широкого использования кокеток, погончиков, накладных карманов, клапанов, хлястиков, выразительной фурнитуры.
Форма одежды должна соответствовать не только направлению моды, но и фигуре человека. Приталенный силуэт («Х») подчеркнет линию талии. Прямой – очень удобный и комфортный, но он скрывает очертания фигуры. Силуэт трапеция с большим количеством фалд пойдет не каждому. А вот полуприлегающий лишь слегка намечает контуры фигуры и подходит почти всем.
Важным моментом при выборе формы является определение длины изделия. Длина зависит от направления моды, особенностей фигуры и возраста и очень влияет на зрительное восприятие формы одежды. Меняется направление моды – меняется и длина. Найти нужную длину – значит, определить правильные пропорции одежды. Пропорции – это не только отношение длины изделия к росту, но и длины юбки – к длине жакета, ширины рукава – к лифу и всему силуэту.
Линия низа изделия играет большую роль в создании правильных, гармоничных пропорций в одежде. А иллюзия зрения помогает пропорции одежды перенести на восприятие пропорций фигуры. Поэтому при завышенной талии фигура кажется зрительно выше, при заниженной – приземистой.
Описание формы и стиля представляемого комплекта приведено в таблице 2.1
Таблица 2.1 Описание формы и стиля представляемого комплекта
Силуэт |
полуприлегающий |
Форма |
Прямоугольная, свободная |
Отличительные особенности |
Накладные детали, застегивающиеся клапаны, строчки (двойные), рельефы. Материал – вельвет. |
Вид одежды |
Костюм: свободные брюки; жилет. |
2.2. Линии в костюме
Членение формы одежды достигается конструктивными и декоративными линиями.
Конструктивные линии – линии, создающие основную форму деталей, и линии соединения составных деталей одежды: боковые, передние, талевые, плечевые швы, швы середины спинки, рукава, вытачки и т.д. Вытачки могут быть образованы конструктивными и конструктивно-декоративными линиями. Если вытачка имеет линии отделки (например, различные строчки), то она несет двойную нагрузку – создает форму и является декоративным украшением. Двойную нагрузку в зависимости от модели может получить любой соединительный шов или вытачка, например, боковой шов с заложенной односторонней складкой или отделочной строчкой.
Декоративные линии – это линии, существующие (создаваемые) исключительно для декоративных целей. К декоративным относят линии различных отделок: защипы, складки, сборки, вышивки, канты, отделочные швы [5, c. 93].
Для оформления изделия применяют вертикальные, горизонтальные, диагональные, лекальные линии. С их помощью можно достичь большого разнообразия при создании моделей различной формы: вертикальная линия подчеркивает строгость, лаконичность изделия, овальная – мягкость, плавность, диагональная – движение, динамику, горизонтальные – статичны, они зрительно уменьшают фигуру.
При разумном использовании этих линий совсем несложно добиться создания нужного впечатления о величине предмета, усилить выразительность главного элемента и скорректировать при необходимости недостатки фигуры.
Секрет вертикальной линии заключается в том, что чем быстрее глаз скользит по ней, тем длиннее она кажется. Вертикальная линия в одежде – это не только полосы на ткани, но и покрой одежды, отдельные детали, способ драпировки ткани, общий силуэт костюма и цвета (например, вертикальной линией может считаться платье и туфли одного цвета). Значение перечисленных примеров вертикалей легко недооценить, но именно они могут стать важным моментом в процессе формирования образа. Благодаря их использованию в одежде фигура зрительно кажется более стройной и высокой.
Взгляд, скользя по фигуре, как бы «спотыкается» о горизонталь, поэтому немаловажным моментом для создания эффекта стройности является и место расположения горизонтальных линий. Горизонтальные линии, расположенные на фигуре высоко или низко, способствует созданию эффекта стройности (взгляд достаточно долго перемещается вверх или вниз до горизонтали), а в то время как линия, делящая фигуру пополам (как правило, это место приходится на середину бедер), наоборот, расширяет и укорачивает.
В композиционном решении недопустима перегруженность модели линиями разного характера, которая может вносить дисгармонию, в то же время, чрезмерная насыщенность модели однородными (ньюансными) линиями утомляет своей монотонностью. (Приложение Рисунок 2)
При создании силуэта любая линия может оказаться важной и решающей. Так, линия плеча является одним из главных признаков моды (округлая, скошенная вниз, прямая и т.д.).
Линия груди в разные модные периоды выявлялась по-разному: то она подчеркивалась зауженной талией, то она сглаживалась в прямом силуэте.
Линия низа, так же как и линия плеча, является одной из главных примет моды. Она определяет пропорции всей фигуры.
В представляемом костюме использованы как вертикальные линии: вертикальные рубчики на вельветовой ткани, покрой одежды, вертикальные вытачки жилете, общий силуэт костюма и цвета (жилет и брюки одного цвета); так и горизонтальные: линия соединения жилета и брюк (чуть ниже талии).
2.3. Материалы и цвет костюма (изделия)
Основу выразительности каждой модели одежды составляет не только форма и объем, но и ткань. Высокое качество одежды для детей невозможно без правильного подбора материалов в пакет одежды.
Детскую одежду шьют и из натуральных тканей (велюр, вельвет, махра, ластик и др.), и из искусственных. Однако необходимо учитывать слои одежды и возраст ребенка. Одежда для детей младшего школьного возраста в связи с физиологическими особенностями организма ребенка этого возраста должна отвечать ряду специфических требований, которые необходимо учитывать при ее проектировании.
Детский организм находится в состоянии постоянного роста и развития. Дети по сравнению с взрослыми имеют более тонкую, нежную кожу. Быстрое охлаждение происходит из-за тонкого эпителия и незначительного количества крови, протекающей в толщине кожи. Поэтому кожа у детей в значительно меньшей степени, чем у взрослых, защищает организм от колебания температуры внешней среды. Вследствие этого детская одежда должна быть более теплой, чем у взрослых, в холодное время года и не должна создавать препятствия для теплоотдачи летом. Важным является соответствие одежды росту и размерам.
При конфекционировании материалов для детской одежды необходимо руководствоваться санитарно-гигиеническими правилами и нормами содержания химических волокон.
Пакет материалов детской одежды должен быть влагопроводным в целях своевременного удаления влаги из-под одежного пространства. Поэтому длительная эксплуатация одежды приводит к накоплению в ней влаги и последующему уменьшению термического сопротивления.
Первый слой одежды должен быть только из натуральных тканей. Во втором и третьем слоях возможно использовать смешанные и искусственные ткани. В настоящее время существует большое количество современных искусственных тканей, характеризующихся хорошими воздухопроницаемыми, ветрозащитными, водоупорными, теплозащитными и др. свойствами. В нашем случае это вельвет.
Оформление тканей для детской одежды очень разнообразно по цвету, рисунку. Универсальными в изготовлении одежды для детей являются ткани с мелкой и средней величиной орнаментального мотива. Это ткани с классическим рисунком гороха, полосы, клетки. Также широко используется растительный орнамент.
Детям нравятся ткани с тематическим рисунком. Это такие мотивы, которые хорошо знакомы ребенку, понятные, взятые из мультиков, песен, сказок. Они стимулируют фантазию ребенка, будят детскую любознательность.
Цвет тканей детской одежды иногда главенствует над покроем при сохранении главного его свойства - функциональности, так как дети любят все красочное, яркое. Поэтому, по советам психологов, одежда для детей должна быть по возможности разноцветной. Это побуждает детский мозг к развитию. Буйство красок и разнообразные узоры побуждает интерес, заставляет ребенка креативно мыслить и делать умозаключения. (Приложение Рисунок 4)
В целях более эффективного использования свойств материалов выделены наиболее значимыми требованиями к материалам для детей младшего школьного возраста:
Воздухопроницаемость выбранного материала достаточна для обеспечения вентиляции пододежного слоя.
Вельвет - плотная ворсовая ткань с хлопчатобумажным ворсом (уточным), вырабатываемая из сравнительно тонкой пряжи. Лучшим сортом вельвета является вельвет-корд, имеющий на лицевой стороне вдоль основы ворсовые рубчики. Цвет верхнего слоя комплекта – тёмно синий.
Вельвет, используемый в данном костюме, обладает высокими эксплуатационными и эстетическими свойствами. Помимо износостойкости они характеризуются несминаемостью, хорошими теплозащитными свойствами и гигроскопичностью, быть антистатичными, легко поддаваться уходу.
2.4. Дополнения и аксессуары
За тысячелетия развития костюма человечество изобрело бесчисленное множество приемов декоративного оформления одежды. К наиболее древним и повсеместно распространенным из них можно отнести следующие способы художественной обработки тканей:
- пэчворк - составление узорчатого полотна из различных лоскутков ткани и других материалов;
- квилт - узорная стежка лоскутного полотна с использованием прокладочных материалов для увеличения объема и создания активной фактуры изделия (вата, ватин, синтепон и др.);