Художественное проектирование и изготовление комплекта из вельветовой ткани для мальчика младшего школьного возраста (жилет, брюки)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – художественное проектирование и изготовление комплекта из вельветовой ткани для мальчика младшего школьного возраста (жилет, брюки).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить литературу по заданной теме: анализ тенденций детской моды 2013/2014;
• описать внешний вид моделей;
• описать требования, предъявляемые к детской одежде;
• изучить компоненты композиции костюма;
• изучить композиционные средства, используемые в костюме;
• спроектировать модели согласно законам и правилам композиции;
• изготовить модель в соответствии с темой курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ
1.1 История развития детской одежды…………… ……………………..5
1.2 Требования, предъявляемые к детской одежде………………………6
1.3 Описание внешнего вида ………………………………………… … 7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА
2.1 Форма и силуэт…………………………………………………………8
2.2 Линии в костюме……………………………………………………….9
2.3 Материалы и цвет костюма (изделия)……………………………….11
2.4 Дополнения и аксессуары…………………………………………….12
3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОЗИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОСТЮМЕ
3.1 Пропорции в композиции……………………………………….……14
3.2 Ритм в композиции……………………………………………………15
3.3 Симметрия и асимметрия……………………………………….……19
3.3 Статика и динамика……………………………………………….….21
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ В ИЗДЕЛИИ…………………………………………………………...……………22
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа хпо 2014.docx

— 140.90 Кб (Скачать файл)

Все эти традиционные декоративные приемы и техники активно используются в художественном оформлении современной одежды.

Особый декоративный эффект создает отделка костюма при помощи складок, защипов, рельефов, воланов, рюш, оборок, буфов и других элементов. Эта отделка не требует использования дополнительных материалов - красителей, нитей, отделочных тканей и др., а связана с искусством технологической обработки изделий.

Такая отделка отличается простотой и изяществом, кроме того, она, зачастую являясь средством создания формы, членения ее на отдельные части, неразрывно связана с конструкцией изделия и в значительной степени определяет расход материала. В модной одежде такая отделка используется довольно часто, так как позволяет малыми средствами добиться оригинальности модели.

В современной одежде также весьма распространенным является украшение деталями, выполненными из отделочной ткани или специальных материалов - кружевом, тесьмой, шнуром, сутажем, бахромой, лентами и т. п. Отделка этими материалами довольно легко выполняется и может с успехом заменить в нарядном костюме трудоемкую и дорогостоящую вышивку.

Традиционные техники художественного оформления ткани были изобретены много веков и даже тысячелетий назад, но они не утратили своей актуальности и в современной одежде.

Используя тот или иной декоративный прием в современном костюме, необходимо учитывать ряд общих требований:

  • декор должен быть умеренным, подчеркивать форму, соответствовать ей, а не быть случайным, чужим;
  • рисунок декора должен иметь достаточно фона, чтобы придать простоту и благородство узору;
  • вид декора должен соответствовать качеству материала, из которого изготовлена одежда, например, тяжелая толстая ткань требует крупной рельефной вышивки, тогда как тонкая - изящной, легкой;
  • декор должен быть композиционным центром костюма, привлекая к себе внимание и придавая изделию образную выразительность [14, c. 109].

Использование декоративного оформления может быть признано удачным только в том случае, если оно способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям современной моды.

В комплекте может быть использован такой декоративный прием как автоматная вышивка (аппликация) над карманом на жилете, составляющая как бы одно целое с карманом, придающая костюму определенное изящество, индивидуальность, стиль, праздничность, настроение и соответствующая возрасту. ( Приложение Рисунок 5)

 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОЗИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОСТЮМЕ

 

3.1. Пропорции в композиции

 

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому.

Фигуру человека можно мысленно разделить на две части: от темени до талии и от талии до стопы. От того, где расположена линия талии, то есть каковы пропорции индивидуальной фигуры, и зависит внешний вид человека. Идеальной пропорцией для восприятия внешности считается соотношение верхней и нижней частей, как 3:5, что соответствует так называемому «золотому сечению». А «золотое сечение» - это такое деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей, как большая часть к целому, состоящему из суммы частей, например, 3:5, 5:8, 8:13 и т.д.

В возрасте 7-10 лет происходит некоторая стабилизация фигуры вследствие уменьшения интенсивности роста, ребенок «мужает»; развивается костная основа, укрепляется мускулатура, фигура становится стройнее за счет удлинения ног, выпуклость живота исчезает, намечается талия. Пропорции фигуры к 10 годам жизни меняются: высота головы относится к длине всего тела как 1 : 6 или 1 : 6,5.

Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей - все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности.

Иногда и хорошо сшитая одежда не создает впечатления завершенности, целостности. Костюм будет выглядеть элегантно, если при его создании соблюдены следующие правила пропорций.

В нашем случае соотношение длины жилета и длины брюк составляет 4 : 7, что довольно близко к «золотому сечению» (Приложение Рисунок 2).

 

3.2. Ритм в композиции

 

Ритм в переводе с греческого — соразмерность, стройность, такт.

Ритм — это существующее в природе явление закономерного повторения или чередования соизмеримых элементов во времени или пространстве. Ритмический строй произведений искусства отражает объективно существующий в природе ритм. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ритм является важным средством создания композиции художественного произведения, достижения согласованности его элементов, красоты и гармонии, выразительности образа, четкости его восприятия. С помощью того или иного ритмического строя придается различная эмоциональная окраска художественному произведению, достигается определенное эмоциональное воздействие [10, c. 216].

В прикладном искусстве на определенном ритме строят орнаменты вышивок, рисунки на тканях.

В композиции костюма ритм является одним из средств связи в единое целое всех частей формы.

В средневековом искусстве явления ритма сохраняются (иранская миниатюра, где растительные мотивы образуют изысканные ритмические орнаменты). Появляются богато орнаментированные ткани со сложными раппортными рисунками. Ритмы прослеживаются в мужской стеганой одежде, в деталях металлических доспехов (рисунок. 3.1)

 

Рисунок 3.1 – Ритмы в одежде и в металлических доспехах воинов Средневековья

 

В эпоху Возрождения ритм считался одной из трех главных задач композиции: перспектива, ритмическое расчленение плоскости и точка зрения. Иллюстрацией этого были монументальные фрески и росписи храмов. В одежде этого времени присутствовали красивые ритмические складки плащей, сложные разнораппортные рисунчатые ткани, полосатые ткани штанов-чулок, множество декоративных разрезов. Много контрастных форм прочитывалось в мужской одежде: перепады форм, тяжелый, нагруженный отделками и накинутыми короткими плащами верх фигуры и неустойчивый низ с обтянутыми штанами-чулками. Одежда в основном была с вертикальной осью симметрии. Стеганая военная одежда была с ритмическими рядами стёжки и разрезов.

В XVIII —XIX вв. продолжается дальнейшее развитие ритмов в отделках, вышивках, в складках и плиссировках тканей, в сборках на юбках и плащах, в рядах пуговиц и петель [11, c. 59, 74, 102].

В современной одежде ритм отделок, рисунков тканей и трикотажа, драпировок и складок применяется очень широко.

В музыке, танце, поэзии ритм «разворачивается» во времени. В архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве его ощущение вызывается чередованием элементов или закономерным изменением свойств в определенном пространстве. Ритм служит для выражения упорядоченности, динамики и красоты, является одним из важнейших средств приведения многообразных или одинаковых элементов формы к гармоничному расположению.

Как уже было сказано, признаком ритма является повторяемость элементов формы и интервалов между ними на плоскости или в пространстве. Ритмические повторы одного и того же мотива или формы могут быть равномерными или неравномерными (нарастающими или убывающими).

Наиболее часто используется повторяемость двух типов: простая (статическая, или метрическая) и сложная (динамическая).

Статический ритмический ряд (или метрический ритм) — это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними.

Динамический ритмический ряд — это сложное проявление ритма при изменяющихся с определенной математической закономерностью размерах элементов (мотивов) и интервалах между ними. Математической закономерностью может быть арифметическая или геометрическая прогрессия и т.д. Закономерность ритмического ряда может выражаться рядом натуральных чисел: 1, 3, 4, 5, 6, 7.

Закономерность ритмического ряда, построенного на прогрести, может заключаться в сохранении постоянной разности между любыми соседними интервалами или в том, что величина каждого последующего элемента или интервала равна величине предыдущего, умноженной на постоянное число, например на два: 1*2 = 2; 2*2 = 4; 4*2 = 8; 8*2=16 и т.д. Динамический ритмический ряд предполагает следующие изменения:

Здесь закономерность ритмического построения может проявляться:

в линиях силуэта,

в элементах конструкции,

в декоративных элементах,

в цветовом сочетании [18, c. 211].

При использовании ритма в организации композиции костюма очень важно не слишком увлекаться ненужным «оформительством». В практике моделирования костюма часто единственным и пока достаточно точным "оценивающим" инструментом служит глаз. Немаловажное  значение имеет и профессиональное ощущение композиции, в данном случае чувства ритма.

Закономерность построения ритмического ряда должна быть воспринимаемой. Основное правило прочтения ритмического ряда — обязательное, навязчивое повторение элемента или интервала не менее 3 — 5 раз. Число «три» (по старинным преданиям — магическое число) является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно точно и четко определить любое разнообразие. Ритмическая организация даже простых геометрических элементов усиливает художественную выразительность и способна создавать определенное настроение. Эмоциональное воздействие ритмической композиции тем сильнее, чем активнее и разнообразнее применение различных ритмических построений.

Чередование равных по величине элементов выражает равномерное движение. В этом движении некоторые элементы выделяются зрительным «ударением» — акцентом. Элементы, на которые приходятся акценты, называются активными; элементы, не имеющие акцентов, — пассивными. Равномерное чередование активных и пассивных элементов называется метром. Расстояние от одного активного элемента до другого называется динамическим шагом.

Скорость нарастания движения элементов называется темпом. Темп может быть медленным, умеренным и быстрым. Для придания композиции большей выразительности применяют различные способы ускорения движения, усиления динамичности.

С помощью ритма художник - модельер усиливает звучание главного — идеи. В пределах формы костюма правильное решение ритма помогает охватить взглядом всю композицию в целом. Благодаря ритму глаз подсознательно соединяет точки в пространстве.

Самым простым проявлением ритма является повторение одного и того же элемента или равных по величине элементов через равные промежутки. Это простой равномерный ритм. В зависимости от композиционной разработки он может выражаться по-разному:

в повторяемости форм или элементов с нулевыми интервалами или без интервалов;

в повторяемости форм с сохранением равных интервалов (большего или меньшего размера) между ними.

Простой пример проявления равномерного ритма без интервалов можно наблюдать в чередовании простых складок, а также мелких складок по типу "плиссе" или "гофре" на юбке. Здесь простой равномерный ритм построен по вертикали.

То же самое мы имеем в представляемом комплекте за счет чередования рубчиков на вельветовой ткани - тождественные элементы, следующие один за другим через равные промежутки, выстраиваются в простой метрический ряд. 

Ритмичности построения можно достичь, используя различные элементы симметрии:

ось вращения,

зеркальную плоскость,

переносы по прямолинейным и криволинейным осям и т. д.

Но в отличие от симметрии, являющейся частным случаем ритма, ритмическое построение не требует абсолютной одинаковости повторяемых мотивов.

Осевая ритмика проявляется в расположении карманов, манжет или клапанов. К осевой метрике можно отнести и порядок распределения отделочных швов, декора, цвета, фактурных вкраплений. Так, карманы, как правило, располагаются на одинаковом расстоянии от осевой линии корпуса. То же самое расположение и у вертикальных швов. (Приложение В)

В нашем комплекте осевая ритмика достигается за счет вертикальных отделочных швов и горизонтальных симметрично расположенных карманов (Приложение Рисунок 2).

Ритмика цвета — активное средство композиции костюма в создании художественно-образного содержания. Использование всех граней этого средства - ответственная задача. Pоль художника-модельера заключается в том, чтобы заставить верно работать цвет как средство композиции. Это касается как ритмики цвета, так и свойств цвета, которые можно было бы отнести к психологическим свойствам, воздействующим на восприятие модели и фигуры в ней [19, c. 78].

Характерным примером ритмической организации цвета являются ткани в полоску или горошек.

Информация о работе Художественное проектирование и изготовление комплекта из вельветовой ткани для мальчика младшего школьного возраста (жилет, брюки)