Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения её сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Проблема экологического воспитания – одна из важнейших задач совершенного общества это условия дальнейшего его выживания резкое ухудшение и изменение экологической обстановки во многих регионах нашей страны ставит решение проблемы экологического образования и формирования бережного отношения к природе, рационального использования её богатств, в разряд первостепенных.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Теория экологического воспитания…………………………………………. 5
2. Цели и задачи воспитания у младших школьников экологической культуры
……………………………………………………………………………………… 7
3 Методы, нормы и форы экологического воспитания ………………………. 10
4. Формы и методы преподования ……………………………………………. 13
5. Календарно тематический план …………………………………………… . 16
6. Общедидактическая схема подготовки урока …………………………….. 18
7. План конспект урока 1 ……………………………………………………… 19
8. План конспект урока 2 ……………………………………………………. .. . 25
Заключение ……………………………………………………………………... 33
Литература ……………

Вложенные файлы: 1 файл

основной курсовик.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ………………………………………………………………………….   3

1. Теория экологического воспитания………………………………………….      5

2. Цели и задачи воспитания у младших школьников экологической культуры

………………………………………………………………………………………   7

3 Методы, нормы и форы экологического воспитания ……………………….   10

4. Формы и методы преподования …………………………………………….     13

5. Календарно тематический план …………………………………………… .    16

6. Общедидактическая схема подготовки урока ……………………………..     18

7. План конспект урока 1 ………………………………………………………     19

8. План конспект урока 2 ……………………………………………………. .. .   25

Заключение ……………………………………………………………………...     33

Литература ………………………………………………………………………    35

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения её сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Проблема экологического воспитания  – одна из важнейших задач совершенного общества это условия дальнейшего его выживания резкое ухудшение и изменение экологической обстановки  во многих регионах нашей страны ставит решение проблемы экологического образования и формирования бережного отношения к природе, рационального использования её богатств, в разряд первостепенных.

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются, в том числе, и на уроках технологии.

В данной методике изучается  теория экологического воспитания:

- сущность экологического  воспитания;

- цели и задачи воспитания  у младших школьников экологической  культуры;

- методы и формы экологического  воспитания;

- нормы экологического  поведения и особенности их  восприятия младшими школьниками

Вопросам экологического воспитания всегда уделялось значительное внимание. Однако до настоящего времени  остаются недостаточно изученными условия  экологического воспитания учащихся в  преподавании технологии, что и определяет актуальность темы данной работы.

Цель курсовой работы теоретически обосновать возможность осуществления экологического воспитания у учащихся начальной школы. Разработать занятия для 1 класса по теме «Природа и человек».

  1. Изучить психолого - педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
  2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно- воспитательном процессе начальной школы.
  3. Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.
    • Объект исследования   -  процесс экологическое воспитание младшего школьника.
    • Предмет исследования - методы и приемы осуществления экологического воспитания в начальной школе.
    • Методы - беседа, дидактические игры, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, изучение психолого - педагогического опыта.

4. Разработать план конспект урока для 1 класса, по теме «Природа и человек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория экологического воспитания

Экологические воспитание –  составная часть нравственного  воспитания.

Поэтому под экологическим  воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают  влияние экологические знания и  убеждения. Экологические представления  формируются на уроках природоведения.

Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст. В наши дни под влиянием новейших психолого-педагогических исследований и передовой педагогической практики идёт переосмысление роли и значимости этого возрастного этапа в  системе общешкольного образования. Детство — это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных отношений к природе и людям. Отсюда — непременный спутник детской любознательности — вопрос “Почему” и общепринятое утверждение о том, что этот возраст— возраст “Почемучек”.

Исследования психологов В.В. Давыдова, Л.Н. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, С.Д. Дерябо и других доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении.

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

Можно сказать, что начальная  школа — важнейший этап в становлении  научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:

На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Мы считаем, что экологическое воспитание - составная часть нравственного  воспитания. Поэтому под экологическим  воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические  знания и убеждения. Экологические  представления формируются на уроках природоведения. Для этого мы дополнили  действующий учебник экологическими вопросами. Во время преобразующего эксперимента мы формировали следующие  представления:

- почему поле, лес, луг  называют природными сообществами;

- для чего существуют  различные элементы природных  сообществ; 

- как должен вести себя  человек, находясь в этих природных  сообществах. 

Эти экологические знания на протяжении ряда уроков переводили в убеждения, доказывая ребятам  на интересных примерах необходимость  жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют  экологическое сознание.

Экологическое поведение  складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения  человека к поступкам, на которые  оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение) .

Выявив в сущности экологического воспитания две стороны:

первая - экологическое сознание;

вторая - экологическое поведение; мы пришли к выводу о необходимости  рассмотреть в этой работе только формирование экологического сознания, так как для этого на уроке  природоведения могут быть созданы  все условия. А экологическое  поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько  во внеклассной и внешкольной деятельности.

Таким образом, определяя  сущность экологического воспитания мы выделили, во-первых: особенности этого  процесса:

1) ступенчатый характер: а) формирование экологических  представлений ; б) развитие экологического  сознания и чувств; в) формирование  убеждений в необходимости экологической  деятельности; г) выработка навыков  и привычек поведения в природе;  д) преодоление в характере  учащихся потребительского отношения  к природе; 

2) длительность;

3) сложность; 

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который  включает в себя:

1) развитие экологического  сознания;

2) формирование соответствующих  (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и  привычек;

4) воспитание устойчивой  воли;

5) формирование значимых  целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного  возраста.

  1. Цели и задачи воспитания у младших школьников экологической культуры.

Создание нового отношения  человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую  культуру, формировать новое отношение  к природе, основанное на неразрывной  связи человека с природой. Одним  из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком  смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова) .

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения  к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это  предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и  охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению  к человеку среда - она включает в  себя человека.

Отношение к природе тесно  связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями  человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение  к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание  законов природы, определяющих жизнь  человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов  природопользования, в активной созидательной  деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного  природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация  взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений  между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в  единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических  проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и  деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому  способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается  единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой) .

Содержание экологического воспитания включает в себя систему  норм (запретов и предписаний) , которые  вытекают из ценностных ориентаций, принципиально  отличающихся от господствующих.

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который  выступает мерой всех вещей, мерой  же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение  к природе.

В противовес новая система  ценностей исходит из понимания  уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается  как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников