Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:42, курсовая работа
Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения её сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Проблема экологического воспитания – одна из важнейших задач совершенного общества это условия дальнейшего его выживания резкое ухудшение и изменение экологической обстановки во многих регионах нашей страны ставит решение проблемы экологического образования и формирования бережного отношения к природе, рационального использования её богатств, в разряд первостепенных.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Теория экологического воспитания…………………………………………. 5
2. Цели и задачи воспитания у младших школьников экологической культуры
……………………………………………………………………………………… 7
3 Методы, нормы и форы экологического воспитания ………………………. 10
4. Формы и методы преподования ……………………………………………. 13
5. Календарно тематический план …………………………………………… . 16
6. Общедидактическая схема подготовки урока …………………………….. 18
7. План конспект урока 1 ……………………………………………………… 19
8. План конспект урока 2 ……………………………………………………. .. . 25
Заключение ……………………………………………………………………... 33
Литература ……………
Составленные задачи не обязательно должны иметь единственное решение, они рассчитаны на проблемное обсуждение, дискуссию, на поиск рационального пути решения поставленной реальной учебно-познавательной проблемы.
Содержание программы .
1. Введение в экологию.
Введение в экологию. Методы исследований. Значение экологии.
Обучающиеся должны знать: основные понятия – экология, экология животных, экология растений, экология человека, окружающая среда, факторы среды, популяция, сообщество.
Обучающиеся должны уметь: замечать
факторы негативного
2. Экологические факторы.
Среда обитания и условия существования животных и растений. Пища и способы её добывания. Абиотические факторы в жизни животных. Жилища животных.
Обучающиеся должны знать: основные понятия – гетеротрофы, фенология,
Обучающиеся должны уметь: классифицировать животных и растения по экологическим группам, применять знания об экологических факторах.
3. Сообщества животных и растений.
Животные и растения региона. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Внутривидовые взаимоотношения животных. Межвидовые отношения животных.
Экскурсия.
«Сезонные изменения в жизни животных».
Обучающиеся должны знать: основные понятия.
Обучающиеся должны уметь: определять господствующие и сопутствующие виды в сообществе, прогнозировать видовой состав при смене сообщества, характеризовать основные сообщества животных и растений региона.
4. Рациональное
Человек и природа. Природопользование. Рациональное и нерациональное природопользование. Основные направления охраны природы.
Обучающиеся должны знать: основные понятия
Обучающиеся должны
уметь: характеризовать методы
и способы рационального
Учебно-тематический план по теме «Экологическое воспитание учащихся младших классов»
Тема |
Кол-во часов |
Формы контроля |
|
1 |
Текущий контроль |
|
5 |
Текущий контроль |
|
6 |
Текущий контроль |
|
2 |
Текущий контроль |
1. Объем учебного материала урока, его место в системе уроков по теме.
Объем учебного материала
уроков по теме «Рациональное
2. Воспитательные возможности учебного материала.
Знания по рациональному природопользованию позволяют учащимся эффективно взаимодействовать с природой.
Знания по рациональному природопользованию связаны со знаниями по географии, биологии, естественными науками.
Учебно-наглядные пособия
и ТСО по теме рационального
По теме рационального природопользования целесообразно использовать следующие методы и приемы обучения: рассказ учителя, ответы на вопросы учащихся, ролевая сценка, обсуждение.
Структура урока, поэтапность
и продолжительность его
7. Пути активизации мысленной
деятельности учащихся. Методика
создания проблемной и
Активизация мыслительной деятельности учащихся производится с помощью проведения выборочного опроса. Создание проблемной и поисковой ситуации – с помощью ролевой сценки.
8. Формы подведения итогов по отдельным этапам и по всему уроку в целом.
Подведение итогов по отдельным этапам и по всему уроку в целом осуществляется преподавателем в конце занятия.
9. Система упражнений и методы их выполнения. Типичные ошибки, допускаемые учащимися.
Упражнения выполняются методом выборочного опроса. К типичным ошибкам, допускаемых учащимися относятся неправильные определения основных терминов.
10. План записей и зарисовок
на классной доске. Формы
Записи и зарисовки на классной доске не используются. Учебник используется учащимися при проведении выборочного опроса.
11. Методика закрепления учебного материала по ходу урока или в конце его.
Закрепление учебного материала производится в конце урока, путем выборочного опроса.
Школа: № 19 Класс: 1А Дата: 21.03.10
Тема программы: «Природа и человек»
Тема урока: «Правила поведения в природе»
Цель урока:
Образовательная:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные
Воспитательная:
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе;
- воспитать у детей
чувство ответственности к
- выработать потребность общения с природой.
Развивающая:
- развить познавательную,
творческую, общественную активность
школьников в ходе
- сформировать культуру поведения в природе;
- сформировать у учащихся знания о нормах и правил поведения в природе;
Форма урока: Урок – диалог
Методы: наблюдение, беседа, практическая работа
Оборудование: выставка рисунков детей на тему «Наша прогулка в природу», иллюстрации по правилам поведения в природе.
Ход урока
Контроль посещаемости
Проверка рабочей одежды и готовности к уроку
Повторение пройденного материала – 7
Изложение нового материала – 15
Стихотворение читают дети.
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правило знать не мешало.
- Давайте подумаем, что нас радует в природе? (ответы учащихся)
- Вы правы: красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчанье ручейка.
Что бы эту красоту
увидели и другие люди, надо
научиться общаться с природой.
Вопросы:
А) Чем же вы больше всего занимаетесь бывая на прогулках? (Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра)
Б) Всегда ли вы при этом выполняете правила поведения?
В) Кто из вас, идя на прогулку, берет с собой магнитофон или радиоприемник? Можно это делать? Почему?
Посмотрите на плакат «Не шуми на природе!».
(когда дети в лесу шумят или слушают музыку, животные тревожатся, стараются убежать)
Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы.
В глуши лесов, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
И. Бунин
Но есть люди, которые не понимают или не хотят понимать это. И часто мы видим изуродованные стволы, разные рисунки, надписи на них. Те «любители» природы, которые это делают, наверно, даже не представляют, какой вред они приносят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку , как туда попадают споры грибов-трутовиков или поселятся вредные насекомые.
«Любители природы» наносят и другой ущерб деревьям (демонстрация плаката «В лесу не ты один»).
Вопросы:
А) Почему нельзя зажигать костер в лесу?
(Может вызвать пожар. Погибнуть не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава.)
Б) Где можно разводить костры?
(В дали от деревьев, на опушках леса или реки, используя для этого старые кострища. Место под костром не зарастает 5-7 лет)
В) Какие же дрова можно использовать для костра?
(Сушняк, валежник. Собирая
их вы очистите участок леса
от отмерших деревьев и сухих
веток. Нельзя использовать
Г) Что же остается на месте костра?
(Под костром выгорит плодородный слой почвы, а 1 см почвы образуется 100-300 лет)
Д) Как вы поступите если на прогулке в лесу вам понадобится палка? Где вы ее возьмете? Объясните свой ответ.
Рассматривается плакат «Не губи растения в природе»
Посмотрите на плакат, о каком правиле напоминает нам художник?
(Не собирайте мухоморы.)
Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека. Почему?
Муравьиные тропинки петляют по траве, разбегаются по лесу и каждая ведет к муравейнику. По тропинке движутся муравьи. Одни волокут насекомые во много раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян, разный лесной мусор. День за днем муравьи надстраивают себе жилье: возводят дом-пирамиду с покатой макушкой. Но случается, разворотит кто-нибудь муравейник, тогда вода проникает внутрь. Хозяева растеряны – пришла беда. Уж какое жилье с худой крышей! Муравьи не успевают быстро восстановить ее, и ненастье гнездо погибает. Муравьям можно помочь: осторожно подровнять дом-пирамиду и поправить крышу-макушку. Конечно, это будет грубая работа, но все остальные муравьи доделают сами.
Я сорвал цветок,
- и он увял.
Я поймал мотылька,
- и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял. Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
(Ответы учащихся)
К сожалению, человек чаще относиться к природе не бережно, не экономно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
(Поэт призывает нас бороться со своими бездушным отношением к природе.)
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников