Анализ деятельности розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. Поэтому и актуальна тема данной работы. Целью работы является всесторонний анализ деятельности розничного торгового предприятия. Объектом исследования работы является действующее предприятие магазин «Рубль Бум» (ИП Таранцева), занимающееся продажей бытовой химии, парфюмерии и косметикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Общая характеристика предприятия. Структура аппарата управления, его организационная схема, структурные подразделения, персонал
1.2 Основные экономические показатели торгового предприятия, их анализ
1.3 Характеристика материально-технической базы предприятия
1.4 Планировка торгового предприятия
1.5 Технологическое оборудование торгового зала и подсобных помещений
1.6 Предложения по техническому перевооружению и совершенствованию процессов торговли
2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Структура ассортимента, широта, полнота, степень новизны и устойчивости ассортимента торгового предприятия
2.2 Анализ направления развития, совершенствования, обновления ассортимента. Предложения по рационализации ассортиментной политики предприятия
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК И ЗАКАЗОВ ТОВАРОВ
3.1 Организация, порядок и сроки заключения договора поставки
3.2 Принцип работы торгового предприятия с поставщиками
3.3 Предложения по работе с поставщиками, с организацией закупок
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ
4.1 Анализ процедуры приемки товаров по количеству и качеству
Разгрузка транспортных средств
4.2 Порядок приемки, перечень сопроводительных документов, участники приемки
4.3 Претензии к поставщикам за поставку товаров ненадлежащего качества; претензии со стороны покупателей по качеству товаров
5. ПЕРЕЧЕНЬ, ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРНО-СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРА (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ТОВАРА). СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ
7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
7.1 Организация проведения товарной экспертизы
7.2 Сопроводительная документация по результатам проведенной экспертизы
8. ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
9. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАБОТОЙ МАТЕРИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА; ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИЕЙ СТАРШЕГО ПРОДАВЦА И ЗАВЕДУЩЕЙ
10. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И СРОКОВ ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТОРГОВОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 399.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, на основании таблицы 5 можно констатировать неустойчивое финансовое состояние  предприятия, связанное с нарушением платежеспособности.

Проведем анализ показателей финансовой устойчивости предприятия (таблица 6):

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 Динамика показателей финансовой устойчивости предприятия в 2007-2009г.

Показатель

Норматив

2007

2008

2009

1.Коэффициент  автономии (КА)

более 0,6

0,79

0,69

0,67

2. Коэффициент  заемного капитала (КЗК)

менее 0,6

0,41

0,22

0,20

3. Коэффициент  финансовой зависимости (КФЗ)

менее 0,8

0,55

0,31

0,28

4. Коэффициент  долгосрочной финансовой зависимости (КДФЗ)

0,79

0,69

0,67

5.Коэффициент  обеспечения собственными средствами (КОС_)

более 0,2

0,79

1,57

1,40

6.Коэффициент  маневренности (КМ)

0,3-0,6

0,90

0,90

0,90


 

Методика расчетов данных показателей приведена ниже [3]:

 

,

 

где СК– собственный капитал;

 А – активы предприятия

 

,

 

где - сумма привлеченного заемного капитала

 

,

 

где ЗС – заемные средства;

 СС – собственные средства

 

,

 

где ДК – долгосрочный капитал

 

,

 

где СОС – собственные  оборотные средства;

 ОА – оборотные активы

 

 

 

Доля собственного капитала в активах предприятия  – высока, доля заемных средств  в источниках финансирования незначительна, поэтому коэффициенты автономии, заемного капитала, финансовой зависимости и обеспечения собственными средствами – в пределах нормы. Выше нормы только коэффициент маневренности.

Рассчитаем  теперь показатель Альтмана. Показатель Альтмана (Z) рассчитывается следующим образом [3]:

Z = 1,5х1+1,4х2+3,3х3+0,6х4+0,999х5 ,

 

,

 

где ОК – оборотный капитал

 А – ∑ активов

 

,

 

где РК – резервный капитал;

 НП – нераспределенная прибыль

 

,

 

где ПН. – прибыль до налогообложения

 

 

 

где УК – уставной капитал;

 ДК – добавочный капитал;

 ЗО – ∑ заемных обязательств

 

,

 

где В – выручка от реализации

Степень близости предприятия  к банкротству определяется по шкале:

  • менее 1,08 – очень высокая;
  • от 1,08 до 2,7 – высокая, средняя;
  • от 2,71 до 2,99 – не велика;
  • от 3-х низкая.

В 2007г. показатель Альтмана был равен 3,63 (за счет отсутствия у предприятия основных средств), соответственно в 2008г. – 6,47, в 2009г. – 7,07, т.е. вероятность банкротства предприятия очень низкая.

Оценим рентабельность предприятия по следующим показателям (таблица 7) [3]:

 

 

 

 

Таблица 7 Анализ показателей рентабельности предприятия в 2007-2009гг.

Показатель

2007

2008

2009

1. Рентабельность основной  деятельности (РОС)

-0,08

0,58

0,35

2. Рентабельность продаж (РП)

-0,08

0,37

0,26

3. Рентабельность оборотного  капитала (РОК)

-0,07

0,11

0,16

4. Рентабельность совокупных активов (РСА)

-0,07

0,04

0,03

5. Рентабельность собственного  капитала (РСК)

-0,10

0,07

0,05


 

,

 

где РОС – рентабельность основной деятельности предприятия;

 П – прибыль от продаж;

 С – себестоимость;

 УР – управленческие расходы;

 КР – коммерческие расходы

 

,

 

где РП – рентабельность продаж

,

 

где РОК – рентабельность оборотного капитала;

 ЧП – чистая прибыль;

 ОА – ∑ оборотных активов

 

Рса = ЧП/A,

 

где РСА – рентабельность совокупных активов;

 А – ∑ всех активов

 

,

 

где РСК – рентабельность собственного капитала;

СС – ∑ собственных средств

Из анализа  данных таблицы 7 видно, что в 2008 2009гг., в отличие от 2007 г. деятельность предприятия была рентабельна. Общая рентабельность в 2008г. немного снизилась по сравнению с 2009г., за счет возрастания коммерческих расходов.

Можно сделать  вывод, что, несмотря на определенный рост некоторых показателей, финансово-экономическое положение предприятия можно оценить в лучшем случае только как удовлетворительное. На основании проведенного анализа видно, что основная проблема предприятия – большая доля запасов в активах и кредиторской задолженности в пассиве его баланса.

 

1.3 Характеристика  материально-технической базы предприятия

Предприятие осуществляет свою деятельность в арендуемом им  жилом помещении общей площади 95кв. м2.В состав арендуемой площади входят следующие ее виды:

торговый зал  – 65м2;

склад – 10м2;

офисное помещение– 15м2  .

Торговый зал  магазина служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале магазина организованы рабочие места продавцов. Устройство и планировка торгового зала магазина выполнены, исходя из следующих требований: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

 

Для выполнения технологических  операций по приемке, хранению и отправке продукции покупателям на складах  предприятия можно выделить следующие основные зоны:

  • зона погрузки и разгрузки транспортных средств;
  • зона приемки товара, в том числе с операциями по приемке продукции по количеству и качеству ;
  • основная зона хранения;
  • зона комплектования заказов;
  • зона отправки товара.

Операционные зоны склада связаны между собой .

Зона разгрузки и  погрузки транспортных средств примыкает  к экспедиции приемки товара (зоне приемки продукции по количеству и качеству). Под зону хранения продукции отведена основная часть площадей. Она состоит из территории, занятой единицами хранения, и площади проходов. К зоне хранения примыкает зона комплектования заказов.

Зона разгрузки и  погрузки используется для механизированной и ручной разгрузки и погрузки транспортных средств, а также для выемки товара из транспортной тары, приемки по количеству и кратковременного хранения до момента передачи в экспедицию приемки товара.

Зона приемки товара служит для приемки товара по количеству и качеству, ведения учета прибывшего товара, его временного хранения до передачи в зону основного хранения склада.

В зоне хранения выполняют  операции по хранению товара.

В зоне комплектования осуществляется формирование единиц транспортировки потребителям, содержащих подобранный в соответствии с заказами необходимый ассортимент товара.

Зона отправки используется для приемки товара экспедитором (получателем товарной партии), а также для кратковременного хранения подготовленных к отправке грузовых единиц.

Можно сделать выводы, что предприятие имеет грамотно спланированные складские зоны позволяющие  оптимизировать товародвижение и повысить эффективность работы склада.

1.4 Планировка  торгового предприятия

 

Торговый зал  магазина можно разделить на следующие  зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов  и площадь зоны расчетного узла.

В магазине используется боксовая планировка торгового зала. При боксовой планировке всю площадь  торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы) [4].

Товары в  магазине группируются по секциям (комплексам) в зависимости от ассортиментной группы товаров. При выкладке товаров используют вертикальный способ выкладки. При вертикальном способе выкладки («ленточная» выкладка) одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз. Преимущество этого способа — хорошая обозримость и более четкое разграничение выложенных товаров. Расчет за покупку ведется путем оплаты ее через кассу, размещенные на выходе магазина.

Планировка  торгового зала магазина представлена на рис. 2.

 


Рисунок 2 –  Планировка торгового зала магазина «Рубль Бум»

1.5 Технологическое  оборудование торгового зала  и подсобных помещений

 

Торговый зал  магазина «Рубль Бум» оборудовано прилавками и стеллажами, на которых располагается продукция, а также хозяйственные и сопутствующие товары. Кассовые аппараты располагаются на выходе магазина.

Для хранения продукции, а также хозяйствующих и сопутствующих  товаров используются следующие  виды складского оборудования:

  • обыкновенные стеллажи;
  • стеллажи с выдвижными ячейками. За счет использования стеллажей с выдвижными ячейками достигается легкий доступ к мелким предметам и хорошая сохранность запасов;
  • консольные стеллажи, которые приспособлены для хранения разнообразных по форме грузов. Каждая отдельная единица хранения здесь может размещаться на отдельной полке.

1.6 Предложения по техническому перевооружению и совершенствованию процессов торговли

 

Применение  в магазинах самостоятельного метода продажи товаров увеличивает уровень обслуживания населения. Использование этого метода эффективно лишь для товаров, требующих более содержательной консультации продавцов. [4].

Продажи большинства  продуктов питания традиционным способом также недостаточно эффективны. В связи с этим предлагается продажи в магазине «Рубль бум» осуществлять методом открытой выкладки . Таким образом, количество продавцов в магазине можно будет сократить с 5 до 3 человек, создав на базе оставшихся двух человек отдел маркетинга, подчиненный коммерческому директору. Примерные функции вновь созданного отдела приведены ниже:

  • разработка плана рекламных мероприятий с определением затрат на эти мероприятия;
  • реализация утвержденного плана рекламных мероприятий путем заключения договоров с рекламными компаниями;
  • ведение самостоятельной рассылки рекламных материалов;
  • изучение конкурентов предприятия, а также рынка сбыта детских товаров;
  • посещение специализированных выставок.

Для улучшения работы магазина следует также разработать  должностные инструкцию для продавцов (см. Приложение В), включающую в себя перечень их должностных обязанностей, а также количественные и качественные оценки их деятельности. Разработка должностной инструкции поможет свести к минимуму выполнение сотрудниками работы, не связанной с их специальностью и профессией; облегчит оценку труда сотрудников, как со стороны их непосредственных начальников, так и ими самими.

Информация о работе Анализ деятельности розничного торгового предприятия