Анализ деятельности розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. Поэтому и актуальна тема данной работы. Целью работы является всесторонний анализ деятельности розничного торгового предприятия. Объектом исследования работы является действующее предприятие магазин «Рубль Бум» (ИП Таранцева), занимающееся продажей бытовой химии, парфюмерии и косметикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Общая характеристика предприятия. Структура аппарата управления, его организационная схема, структурные подразделения, персонал
1.2 Основные экономические показатели торгового предприятия, их анализ
1.3 Характеристика материально-технической базы предприятия
1.4 Планировка торгового предприятия
1.5 Технологическое оборудование торгового зала и подсобных помещений
1.6 Предложения по техническому перевооружению и совершенствованию процессов торговли
2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Структура ассортимента, широта, полнота, степень новизны и устойчивости ассортимента торгового предприятия
2.2 Анализ направления развития, совершенствования, обновления ассортимента. Предложения по рационализации ассортиментной политики предприятия
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК И ЗАКАЗОВ ТОВАРОВ
3.1 Организация, порядок и сроки заключения договора поставки
3.2 Принцип работы торгового предприятия с поставщиками
3.3 Предложения по работе с поставщиками, с организацией закупок
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ
4.1 Анализ процедуры приемки товаров по количеству и качеству
Разгрузка транспортных средств
4.2 Порядок приемки, перечень сопроводительных документов, участники приемки
4.3 Претензии к поставщикам за поставку товаров ненадлежащего качества; претензии со стороны покупателей по качеству товаров
5. ПЕРЕЧЕНЬ, ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРНО-СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРА (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ТОВАРА). СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ
7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
7.1 Организация проведения товарной экспертизы
7.2 Сопроводительная документация по результатам проведенной экспертизы
8. ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
9. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАБОТОЙ МАТЕРИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА; ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИЕЙ СТАРШЕГО ПРОДАВЦА И ЗАВЕДУЩЕЙ
10. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И СРОКОВ ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТОРГОВОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 399.50 Кб (Скачать файл)

Для оптимизации  выкладки товаров в магазине выделим  основные подразделения товаров:

  • товары повседневного спроса.
  • товары, относящиеся к импульсивным покупкам, – это покупки, которые покупатель приобретает без предварительного планирования, на основе сиюминутного желания совершить данную покупку, возникшего непосредственно в месте продаж.
  • товары для неотложных нужд – решение об их покупке принимается ввиду их острой необходимости.
  • товары предварительного выбора – требуют осознанного подхода и сравнения их различных характеристик (цена, качество, функциональные свойства, внешний вид и т. д.). Соответственно, решение о приобретении данного вида продукции требует большего времени и усилий для его принятия.
  • товары специального назначения и спроса – продукция, обладающая особыми характеристиками и потребительскими свойствами, для решения, о приобретении которых покупатель тратит дополнительное время и усилия.
  • товары, относящиеся к пассивным продажам, – это продукция, о приобретении которой покупатель специально не думает, невзирая на то, знает он о ее существовании или нет.

Разделим товар, представленный в магазине, на группы (таблица 8).

 

Таблица 8 Группы товаров, с точки зрения расположения и выкладки, представленные в магазине «Рубль Бум»

Товарная группа с точки зрения выкладки и расположения

Товарные группы, представленные в магазине

Товары повседневного  спроса

Шампуни, краска д/в,стайленги

Товары, относящиеся  к импульсным покупкам

Сопутствующие товары, хозяйственные товары

Товары предварительного выбора

Элитная т/в,косметика,крема

Товары, относящиеся  к пассивным продажам

Т/б, стиральный порошок, зубная паста, мыло


 

В таблице 9 представлены виды товаров, предлагаемых в магазине, по их объемам продаж.

 

Таблица 9 Объемы продаж различных товарных групп

Объемы продаж

Товарные группы, представленные в магазине

Высокие

Т/б, стиральный порошок, зубная паста, мыло

Средние

Шампуни, краска д/в,стайленги .Хозяйственные товары,

Низкие

Прочее


 

На рис. 3 представлены общие принципы расположения и выкладки товаров в магазине.

 

Рисунок 3. –  Общие принципы оптимального расположения товаров в магазине «Рубль Бум»

 

На рис. 4 представлена предлагаемая схема расположения и  выкладки товаров в магазине.

 

 

Рисунок 4 – Предполагаемая схема расположения товаров в  магазине «Рубль Бум»


 

Таким образом, расположением и выкладкой товара по предлагаемой схеме достигается следующее.

Хозяйственные товары располагаются в зоне импульсных покупок, неподалеку от входа. Далее по ходу движения покупателей расположены товары, которые приносят магазину наибольшую выручку (стиральные порошки, моющие средства). В центре зала располагаются товары повседневного спроса. Шампуни, краска для волос, дезодоранты, мыло, зубная паста располагаются методом дисплейной выкладки в центре торгового зала. У дальней стены, поскольку благодаря дисплейной выкладке, товары повседневного спроса в этой зоне будет достаточное количество покупателей, располагаются товары различных товарных групп, требующие увеличения объемов продаж.

Далее в торговом зале следует зона, к моменту пребывания в которой все необходимые покупки уже сделаны. Здесь размещаются товары предварительного выбора: крема, тренде, т/в, элитная т/в, косметика.

Возле кассы  в зоне импульсных покупок на специальных  стеллажах располагаются сопутствующие  товары. Их размещение возле кассы  будет способствовать снижению хищений данного вида продукции.

Далее возле  выхода из магазина располагается кассы.

При размещении продукции в магазине следует  соблюдать следующие принципы:

  • наиболее продаваемую продукцию располагать на уровне глаз покупателя;
  • размещать на стеллажах и стендах не более 3-5 экземпляров одного вида продукции, остальную располагать на складе или в подсобном помещении;
  • размещать продаваемую продукцию по цветовой гамме;
  • располагать ценники таким образом, чтобы было понятно, к какому товару они относятся.

Предлагаемый  способ размещения и выкладки товаров  будет способствовать повышению объемов магазинных продаж.

 

 

2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ  АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Структура  ассортимента, широта, полнота, степень  новизны и устойчивости ассортимента торгового предприятия

 

Среди товаров, предлагаемых в магазине «Рубль Бум» можно выделить следующие товарные группы, объем продаж, по которым приведен на рисунке 5:

 

Рисунок 5 –  Доли продаж различных товарных групп  в магазине «Рубль Бум» в 2009 году, %

      Таким образом, видно, что наибольший объем выручки наблюдается по моющим средствам (19%), далее следуют стиральные порошки (15%), косметика и дезодоранты (по 13%).

В 2007 и 2008 годах соотношение выручки по вышеперечисленным товарным группам было практически таким же

Магазин в первую ориентируются на потребителя со средним и ниже среднего достатком. Средняя наценка в магазинах равна 30%, но на товары повседневного спроса она не превышает 15%. Прибыль достигается за счет высоких показателей оборачиваемости.

2.2 Анализ направления  развития, совершенствования, обновления ассортимента. Предложения по рационализации ассортиментной политики предприятия

 

Проведенный анализ показал, что магазин имеет сформированный ассортимент, отличающийся широтой  и глубиной и приносящий предприятию  достаточную прибыль. В работе предлагается развивать ассортимент в направлении увеличения товаров импульсного спроса. Следующими фирмами: «Procter&Gamble»; «Schwarzkopf&Henkel»; «Unilever»; ЗАО «Невская косметика»; Концерн «Калина»; «Colgate-Palmolive»; «Nivea»; «Косметика XXI века»;  «L`OREAL»; «WELLA»; «ORAL B»; «Gillette»; «ARKO»; «JOHNSON&JOHNSON», ЗАО «Аист», Ангарский завод бытовой химии (Ангарск), ЗАО «Весна».

 Наиболее  правильным считается размещение их в самых «проходных» местах зала: у входа и выхода, в прикассовой зоне, на так называемых гондолах – специальных стеллажах в торцовой части торгового ряда. Способен увеличить объем продаж и такой прием, как дублирование товара. Например, организовав фирменный уголок товара, его же можно разместить у кассы [4].

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ  ЗАКУПОК И ЗАКАЗОВ ТОВАРОВ

3.1 Организация,  порядок и сроки заключения  договора поставки

 

Магазин «Рубль Бум» заключает договоры со своими поставщиками, исходя из нижеследующего.

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (или сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (отдельные статьи договора поставки регулируется договором купли-продажи) [9].

Порядок документального  оформления продажи товаров зависит  от способа отпуска товаров покупателям:

  • путем отправления по железной дороге;
  • путем отправления водным транспортом;
  • путем отправления воздушным транспортом;
  • централизованной доставкой автомобильным транспортом.

Моментом исполнения обязанности предприятия передать товар покупателю (если иное не предусмотрено  договором) считается момент, либо вручения товара покупателю (или указанному им лицу), либо сдача перевозчику для отправки покупателю. Товар считается врученным покупателю с момента его фактического поступления во владение покупателя или указанного им лица.

Моментом перехода риска случайной гибели и случайного повреждения товара на покупателя является момент, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Моментом возникновения  права собственности у покупателя является момент передачи ему товара, если иное не предусмотрено законом или договором.

3.2 Принцип  работы торгового предприятия  с поставщиками

 

Планирование  запасов на предприятии осуществляется по нижеприведенной методике.

Норматив оборотных средств  по запасам товаров исчисляется на основании их среднего однодневного расхода (Р) и средней нормы запаса в днях.

Однодневный расход определяется путем деления затрат на определенный элемент оборотных средств на 90 дней (при равномерном характере производства – на 360 дней).

Средняя норма оборотных  средств определяется как средневзвешенная величина исходя из норм оборотных средств на отдельные виды или группы комплектующих и их однодневного расхода.

Норма оборотных средств, по каждому виду комплектующих учитывает время пребывания в текущем (Т), страховом (С), транспортном (М), технологическом (А) и подготовительном (Д) запасах.

Текущий запас – основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок товаров по договорам и объем их продаж. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено поставкой товаров несколькими поставщиками и в разные сроки.

Страховой запас – второй по величине вид запаса, который создается на случаи непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.

Транспортный запас сознаётся  в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.

Подготовительный запас  связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования товаров. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.

Норматив оборотных  средств в запасах (Нз), отражающий общую потребность в оборотных  средствах по этому элементу запасов, исчисляется как сумма норм оборотных средств в текущем, страховом, транспортном и подготовительном запасах. Полученная общая норма умножается на однодневный расход по каждому виду или группам материалов. В таблице 10 приведены данные по нормативам продуктовых запасов магазина.

      Таблица 10 Дневные нормативы оборотных средств в магазине «Рубль Бум», тыс. руб.

Товарные группы

Текущий запас

Страховой запас

Транспортный  запас

Подготовительный запас

Итого:

Шампуни, зубная паста

28,03

10,02

4,61

2,80

45,46

Игрушки, салфетки, з/щ

7,76

4,38

2,35

1,68

16,17

Мыло, гели для  душа

23,53

7,76

3,71

2,35

37,35

Краска д/в, стайленги

39,31

24,65

6,86

3,93

74,75

Освежители, инсектициды

10,02

5,51

2,80

1,90

20,23

Женская гигиена, мыло

43,81

26,91

7,76

4,38

82,87

Стиральные  порошки

52,83

31,42

9,57

5,28

99,10

Моющие и  чистящие средства

39,31

24,65

6,86

3,93

74,75

т/в, тренди,

7,76

4,38

2,35

1,68

16,17

прочие продукты

7,76

4,38

2,35

1,68

16,17

хозяйственные товары

20,29

10,14

4,06

2,03

36,52

сопутствующие товары

10,02

5,51

2,80

1,90

20,23

Информация о работе Анализ деятельности розничного торгового предприятия