Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 01:17, курсовая работа
Актуальность данной дипломной работы отражена в том, что современный рынок кондитерских изделий в последнее десятилетие стал динамично развиваться в нашей стране. В производстве мучных кондитерских изделий производители начинают задействовать новейшие технологии, качественные ингредиенты. Исходя из этого, настоящая дипломная работа предпринимается с целью анализа ассортимента и оценки качества мучных кондитерских изделий, реализуемого в супермаркете ЗАО «Гулливер».
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Характеристика рынка кондитерских изделий в России………………..5
1.1Характеристика рынка кондитерских изделий в Российской Федерации и городе Ульяновске………………………………………………………………….5
1.2Хмический состав и пищевая ценность кондитерских изделий……………..14
1.3Факторы, влияющие на качество кондитерских изделий…………………….17
1.4Классификация и краткая характеристика ассортимента кондитерских изделий……………………………………………………………………………...23
1.5Дефекты, причины возникновения, меры предупреждения…………………37
Глава 2 Характеристика и анализ деятельности ЗАО «Гулливер»
2.1Краткая характеристика производителей кондитерских изделий города Ульяновска…………………………………………………………………………44
2.2Характеристика организационно-хозяйственной деятельности ЗАО «Гулливер»…………………………………………………………………………47
2.2.1Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Гулливер»……………………………………………………52
2.2.2Анализ приёмки по количеству и качеству в магазине ЗАО «Гулливер»………………………………………………………………………….55
2.2.3Анализ условий и сроков хранения кондитерских изделий в магазине…………………………………………………………………………….58
2.2.4Краткая характеристика поставщиков кондитерских изделий, анализ договорных отношений с ними, направления рационализации ассортимента………………………………………………………………………..60
2.3Краткая характеристика ассортимента кондитерских изделий, реализуемых в магазине ЗАО «Гулливер»………………………………………………………..62
2.4 Объекты и методы исследования кондитерских изделий, их характеристика..
2.5Результаты исследований и их обсуждение…………………………………..65
2.5.1Результаты органолептической оценки качества кондитерских изделий…67
Глава 3 Потребительская оценка ассортимента кондитерских изделий в ЗАО «Гулливер»
3.1Методика проведения маркетингового исследования………………………..68
3.2Анализ проведенного маркетингового исследования и социальный портрет респондентов , соответствие фактического ассортимента кондитерских изделий ЗАО «Гулливер» желаемому……………………………………………………...73
Выводы и предложения……………………………………………………………78
Список использованной литературы…………………
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ульяновский техникум питания и торговли
Специальность 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Допустить к защите:
Заместитель директора по УР
Е.А. Осипова______________
«______»____________2013г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
«Анализ и потребительская оценка ассортимента кондитерских товаров, реализуемых на предприятии ЗАО «Гулливер»
Студент(ка) Фролова Нина Курс __ 3 Группа _ТВ-33 Форма обучения _очная № зач. кн._______________ |
Руководитель выпускной квалификационной работы: Черняева Лариса Владимировна ______________________________ (подпись) «___» ________________ 2013 г. | ||
Консультант: Директор ЗАО «Гулливер» Прасковьина Ирина Анатольевна _____________________________
|
Ульяновск, 2013
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Характеристика рынка кондитерских изделий в России………………..5
1.1Характеристика рынка
кондитерских изделий в
1.2Хмический состав и пищевая ценность кондитерских изделий……………..14
1.3Факторы, влияющие на
качество кондитерских изделий…
1.4Классификация и краткая характеристика
ассортимента кондитерских изделий……………………………………………………………
1.5Дефекты, причины возникновения, меры предупреждения…………………37
Глава 2 Характеристика и анализ деятельности ЗАО «Гулливер»
2.1Краткая характеристика производителей кондитерских
изделий города Ульяновска……………………………………………………
2.2Характеристика
2.2.1Анализ основных
2.2.2Анализ приёмки по
количеству и качеству в
2.2.3Анализ условий и
сроков хранения кондитерских
изделий в магазине………………………………
2.2.4Краткая характеристика поставщиков
кондитерских изделий, анализ договорных
отношений с ними, направления рационализации
ассортимента………………………………………………
2.3Краткая характеристика
ассортимента кондитерских
2.4 Объекты и методы
исследования кондитерских
2.5Результаты исследований и их обсуждение…………………………………..65
2.5.1Результаты
Глава 3 Потребительская оценка ассортимента кондитерских изделий в ЗАО «Гулливер»
3.1Методика проведения маркетингового исследования………………………..68
3.2Анализ проведенного
маркетингового исследования и
социальный портрет
Выводы и предложения…………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….…..
Приложение……………………………………………………
Введение
Товароведение – научная дисциплина, изучающая природу и полезные свойства товаров, удовлетворяющих определенную потребность человека.
Переход нашей страны на рыночные отношения требует от специалистов глубокой теоретической и практической подготовки для улучшения всей системы снабжения населения высококачественными и высокоценными продуктами с учетом разумного потребления. Именно товароведение и есть научная дисциплина, изучающая современный и перспективный ассортимент продовольственных товаров, их свойства и способы производства.
В условиях современной экономики
на рынке продовольственных товаров появилось
множество кондитерских изделий, которые
недостаточно известны не только потребителям,
но и работникам торговли. С каждым годом расширяется ассортимент импорт
Для того чтобы разобраться в этом многообразии, необходимо знать особенности производства, ассортимент, условия хранения, требования к качеству кондитерских изделий, чтобы данную информацию донести до потребителя.
Основная задача товароведения кондитерских изделий состоит в изучении факторов, формирующих и сохраняющих их качество, т.е. в изучении сырья, из которого приготовлены кондитерские изделия, особенности технологии их производства, разработке наиболее рациональных режимов и способов хранения, упаковки и перевозки с наименьшими потерями.
Актуальность данной дипломной работы отражена в том, что современный рынок кондитерских изделий в последнее десятилетие стал динамично развиваться в нашей стране. В производстве мучных кондитерских изделий производители начинают задействовать новейшие технологии, качественные ингредиенты. Исходя из этого, настоящая дипломная работа предпринимается с целью анализа ассортимента и оценки качества мучных кондитерских изделий, реализуемого в супермаркете ЗАО «Гулливер».
Для осуществления этой цели были решены следующие задачи:
- рассмотрено состояние и проблемы рынка кондитерских изделий России, города Ульяновска;
- дана подробная товароведная характеристика мучных кондитерских изделий;
- охарактеризована хозяйственная деятельность супермаркета ЗАО «Гулливер» и его материально - техническая база;
- рассмотрены основные экономические показатели финансово - хозяйственной деятельности супермаркета ЗАО «Гулливер»
- проведен анализ приемки кондитерских изделий в супермаркете ЗАО «Гулливер»;
- проведен анализ условий и сроков хранения кондитерских изделий в торговом предприятии;
- изучена закупочная деятельность торгового предприятия; договорные отношения с поставщиками кондитерских изделий;
- дана характеристика объектам и методам исследования мучных кондитерских изделий;
- проведены собственные исследования качества и безопасности сахарного печенья;
- результаты органолептических и физико - химических показателей обсуждены и на их основе сформулированы выводы и вынесены соответствующие предложения.
Объектом исследования моей дипломной работы является торговое предприятие ЗАО «Гулливер» расположенное по адресу г.Ульяновск, ул.Пушкарева 64.
Предметом является изучение, оценка и анализ качества кондитерских изделий
Целью работы является изучение теоретического аспекта управления ассортиментом мучных кондитерских изделий, анализ показателей ассортимента и оценка качества товаров на примере современного розничного торгового предприятия города Ульяновска – Закрытого Акционерного Общества «Гулливер».
Глава 1 Характеристика рынка кондитерских изделий в России
1.1Характеристика рынка кондитерских изделий в Российской Федерации и городе Ульяновске
В течение последних лет уровень
личного потребления кондитерских изделий в России приближается
к максимальному. Поэтому главными факторами,
влияющими на поведение производителей
кондитерских изделий в России, является
постепенное насыщение рынка продукции
из сахара. Постоянно меняющиеся вкусовые
пристрастия потребителей, а также острая
конкурентная борьба, требуют модернизации
производства и повышения производительности
труда.
По данным компании Intesco Research
Group, объем рынка кондитерских изделий
в 2010 году достиг 3,1 млн тонн, прибавив
159,3 тысячи тонн продукции по сравнению
с 2009-м. В 2011 году рост объема рынка продолжился
и превысил 3,2 млн тонн продукции. На сегодняшний
день, по данным Росстата, в отрасли работают
89 500 россиян, средняя зарплата — 24000 руб.
[13]
Рисунок 1. Доля импорта кондитерских изделий на российском рынке в 2010 и 2011 годах (в натуральном выражении, %) [14]
На российском кондитерском рынке доминируют отечественные производители. Однако доля зарубежной продукции постепенно увеличивается: по данным Intesco Research Group, в 2010 году она составила 11,9%, по предварительным итогам 2011 года – 12,3% (рисунок 1). Основными импортерами российских мучных кондитерских изделий являются Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Украина, Грузия, Монголия и Киргизия [21]
С 2007 года наблюдается непрерывный рост объемов российского
экспорта кондитерской продукции. В 2010
году совокупный объем поставок из России
в другие страны увеличился по сравнению
с предыдущим годом на 5%, составив более
164,6 тысячи тонн.
По данным ФТС России, страны,
потребляющие наибольший объем экспортного
российского шоколада и шоколадных изделий,
— это Казахстан (26%), Украина (22%), Азербайджан
(13%). Основными странами – покупателями
кондитерских изделий из сахара, не содержащих
какао, являются Азербайджан — 24%, Казахстан
— 22 и Украина — 9%. Наибольшую долю джема,
фруктового желе и пасты из России потребляют
в Казахстане — 49%, Монголии — 10% и Туркмении
— 6%. В 2011 году сохранилась тенденция роста
экспорта кондитерских изделий [13]
В настоящее время, по мнению
экспертов, происходит передел кондитерского
рынка между крупными компаниями. В связи
с тем, что в целом по России кондитерский
рынок близок к насыщению, а темпы его
роста снижаются, прогнозируется усиление
конкуренции, так как объемы рынка ограничены.
Мелким производителям сложно конкурировать
с ведущими игроками, и они будут вынуждены
уходить в особые ниши.
Основной особенностью рынка
кондитерских изделий является его сезонность.
Так, в теплое время года отмечается высокий
спрос на мучные кондитерские изделия,
карамель, желейные и помадные конфеты.
Осень и зима – сезоны продаж шоколадных
изделий, когда особенно сильной позицией
считаются коробочные наборы, приобретаемые,
как правило, к праздникам. Максимальный
рост спроса на продукцию приходится на
четвертый квартал каждого года, а пик
продаж – на период новогодних праздников.
Резкий спад продаж, как правило, происходит
в первом квартале. В течение остального
времени объем розничных продаж в стоимостном
выражении также постепенно растет, но
более медленными темпами.
В течение последних четырех
лет на российских предприятиях наблюдалась
тенденция к наращиванию объемов производства
кондитерских изделий, однако с каждым
годом темп роста постепенно замедляется.
Исключением стал кризисный 2009 год. Продажи
сладостей, по данным компании Insights Innova
Market, также растут, несмотря на рост цен
на сырье и увеличение производственных
затрат кондитеров. По мнению экспертов,
это во многом связано с активной рекламной
деятельностью многих производителей,
ростом потребительского спроса на небольшие
и относительно недорогие сладости и выпуском
широкого спектра новинок [16]
Следует отметить, что регулярный
вывод на рынок новинок – еще одна важная
особенность рынка. Производители активно
создают новые вкусовые сочетания, более
экзотические, интересные, а также диверсифицируют
объемы упаковки в сегментах индивидуального
и «семейного» потребления. Перспективным
эксперты считают направление развития,
при котором происходит создание более
сложных продуктов, находящихся на стыке
различных категорий.
Еще один тренд последних лет
- постепенный отказ от использования
искусственных добавок при производстве.
Так, крупнейшие в мире производители
кондитерских изделий, среди которых Nestle,
Haribo и Cadbury, стали использовать в производстве
меньше консервантов, красителей и других
синтетических компонентов. Это связано
со сменой приоритетов со стороны потребителей,
которые все больше заботятся о своем
здоровье и поэтому предпочитают покупать
натуральные и полезные для организма
продукты. Сейчас потребители стали осторожнее
выбирать пищевые продукты в супермаркетах
и тщательнее изучать этикетки. Кроме
этого, современные потребители все чаще
делают выбор в пользу низкокалорийных
продуктов [15]
Эксперты отмечают, что кондитерский
рынок в достаточной степени консолидирован.
Все крупные западные игроки на нашем
рынке присутствуют, и в настоящее время
уже происходит слияние западных активов
на российском рынке. Экспансия западных
игроков создала у нас в стране конкурентную
среду, способствовала развитию менеджмента,
маркетинга, рекламы, логистики. По данным
исследований, львиную долю объема российского
рынка в натуральном выражении занимает
продукция отечественных производителей.
Однако доля зарубежной продукции на российском
рынке кондитерских изделий еще относительно
высока и составляет 12,4%.
Эксперты делят российский
рынок кондитерских изделий на два сегмента:
сахаристые и мучные изделия. На сегмент
сахаристой кондитерской продукции в
2010 году приходилось 53,7% рынка. Доля сегмента
мучных изделий, соответственно, составила
46,3%. По предварительным итогам 2011 года,
доли этих сегментов составили соответственно
55 и 45% (рисунок 2). Эксперты прогнозируют
дальнейшее увеличение объема сегмента
сахаристых кондитерских изделий на 6%
– до 1,7 млн тонн. Сегмент мучных кондитерских
изделий вырастет на 1% – до 1,45 млн тонн
[14]
Рисунок 2. Структура российского
рынка кондитерских изделий в 2010 и 2011 годах
(в натуральном выражении, %) [14]
Рассматривая сегмент мучных
кондитерских изделий, следует отметить,
что в данном сегменте в 2010 году наибольшая
доля производства принадлежала печенью
(42%). Торты и пирожные занимали 15% общего
объема производства мучных изделий, вафли
- 13%, а кексы, бабы и рулеты – 12%. Около 11%
рынка принадлежала пряникам и коврижкам.
Сегмент прочих мучных изделий, который
включал в себя, в том числе, категорию
восточных сладостей, занимал 2% производства
(рисунок 3).