Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:41, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается теоретическая часть: пиво, как объект товароведения, формирование качества пива, факторы, сохраняющие качество пива; практическая часть: исследование ассортимента и качества пива, реализуемого в магазине «Пятерочка».
Пиво, наряду с натуральным виноградным вином, относится к числу наиболее древних и наиболее сложных по составу алкогольных напитков. Помимо алкоголя оно содержит значительное количество ценных в пищевом отношении компонентов. Поэтому пиво и его “полуфабрикат” - сусло - нередко использовались как элемент зимнего рациона питания. Более того, пиво входило в арсенал средств народной медицины.
Хмелевая горечь мягкая, слаженная получает 5 баллов, не очень слаженая, грубоватая - 4 балла, грубая, остающаяся или слабая - 3 балла, нехмелевая, грубая - 2 балла.
Пенообразование пива характеризуется высотой пены в миллиметрах и стойкостью пены в минутах. Пена должна быть плотной, без видимых пузырей. Бутылочное пиво оценивается пятью баллами с минимальной высотой пены 40 мм и стойкостью ее 4 минуты. Четырьмя баллами - соответственно 30 мм и 3 минуты. Тремя баллами - 20 мм и 2 минуты. Двумя баллами - 10 мм и 1 минута. Бочковое пиво получает пять баллов при минимальной высоте пены 35 мм и стойкости 3,5 минуты. Четыре балла - при 25 мм и 2,5 минуты. Три балла - при 15 мм и 1,5 минуты. Пиво с двумя баллами снимается с дегустации.
При суммировании баллов по всем показателям пиво, получившее 22-25 баллов, считается отличного качества, 19-21 балл - хорошего, 13-18 баллов - удовлетворительного и при 12 баллах и ниже - плохого качества.
Таблица 1- Идентификация информации, заявленная маркировкой пива.
Требования к информации по ГОСТ Р 51074-2003 |
Фактическая информация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Пиво «Живое» фильтрованное |
Пиво «Пенное пшеничное» |
Пиво «Балтика 3 классическое» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 1
|
Заключение: информация, представленная на маркировке пива «Живое светлое», «Пенное пшеничное», «Балтика 3» соответствует требованиям ГОСТ Р 51074-2003.
Таблица 2. - Результаты физико-химических и органолептических показателей пива
Показатели |
Фактическая характеристика |
Нормы ГОСТа |
Заключение | |||||
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 | ||||||
Массовая доля двуокиси углерода,% |
0,44% |
0,45% |
0,47% |
Не менее 0,4 %
|
стандартный
| |||
Продолжение таблицы 2 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
Пенообразование
Пеностойкость |
6 минут 55 секунд, 81 мм |
5 минут 43 секунды, 73 мм |
5 минут 11 секунд, 68 мм |
Не менее 3 минут, не менее 40 мм |
стандартный
| |||
Цвет, ц.ед. |
0,35 |
0,3 |
0,28 |
0,2 – 2,5 |
стандартный
| |||
Цвет, ед. ЕВС |
5,8 |
6 |
6,2 |
3,4 – 31 |
стандартный | |||
Кислотность, к.ед. |
2,3 |
2,2 |
2,5 |
Не более 3,2 |
стандартный | |||
рН |
4,7 |
4,75 |
4,6 |
3,8 – 4,8 |
стандартный | |||
Прозрачность |
Прозрачная жидкость без посторонних включений |
стандартный |
Аромат |
Чистый вкус и аромат сброженного солодового напитка с хмелевой горечью и хмелевым ароматом без посторонних запахов и привкусов |
стандартный |
| ||||
Вкус |
Соответствующий типу пива |
стандартный | |||||
Таблица 3 - Дегустационная оценка пива
Показатели |
Фактическая характеристика |
Сумма баллов |
Итоговый балл | ||
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Прозрачность |
Прозрачное с блеском |
Прозрачное с блеском |
Прозрачность с блеском |
3+ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цвет |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
3+ |
|
Пенообразование |
Высота пены 81 мм., пеностойкость 6 мин. 55 сек. |
Высота пены 73 мм, пеностойкость 5 мин. 43 сек. |
Высота пены 68 мм, пеностойкость 5 мин. 11 сек. |
5+ |
|
Аромат |
Чистый, свежий, выраженный |
Чистый, свежий, выраженный |
Аромат хмеля, чистый, свежий, выраженный |
4+ |
|
Вкус |
Чистый, не очень гармон. |
Чистый, не очень гармон. |
Мягкий, чистый, не очень гармон. |
4+ |
|
Хмелевая горечь |
Не очень слаженная, грубоватая |
Не очень слаженная, грубоватая |
Грубоватая |
4+
|
|
Итого: |
Отличное качество |
Отличное качество |
Отличное качество |
Вывод: пиво светлое
Товарная характеристика
По типу – светлое. Использован светлый солод.
По термической обработке:
- не пастеризованное
- фильтрованное
Экстрактивность пива 12%. Содержание алкоголя 4,7%. Нормативный документ ГОСТ Р 51174-2009. Ассортимент – живое. Вид потребительской тары – стеклянная бутылка. Торгова марка – «Букет Чувашии». Цена – 26 рублей.
Товарная характеристика
По типу – светлое. Использован светлый солод.
По термической обработке:
- пастеризованное
- нефильтрованное
Экстрактивность пива 12%. Содержание алкоголя 5%. Нормативный документ ГОСТ Р 51174-2009. Ассортимент – пшеничное. Вид потребительской тары – жестяная банка. Торговая марка - «Букет Чувашии». Цена 33 рубля.
Товарная характеристика
По типу – светлое. Использован светлый солод.
По термической обработке:
- пастеризованное
- фильтрованное
Экстрактивность пива 12%. Содержание алкоголя 4,8%. Нормативный документ ГОСТ Р 51174-2009.Ассортимент – классическое. Вид потребительской тары – жестяная банка. Торговая марка – «Балтика». Цена – 32 рубля.
2.3 Анализ ассортимента пива в торговом предприятии
В магазине «Пятерочка» имеется широкий ассортимент пива.
Особенно много в продаже светлых, темных сортов пива, каждый сорт характеризуется определенным ароматом, вкусом, цветом, массовой долей сухих веществ и содержанием спирта.
Ассортимент представлен на витрине, в специальных холодильных витринах, без стекол, чтобы покупатель мог спокойно изучить и выбрать продукт, который ему подходит.
Структурировать ассортимент
Ассортимент пива в магазине «Пятерочка» на момент проведения исследования насчитывал 92 наименования. В магазине представлено пиво отечественных и зарубежных производителей. Из общего числа производителей отдельно можно выделить таких как: ПИТ, Букет Чувашии и Балтика.
Таблица 1- Структура ассортимента пива по производителям за январь 2013 года
Производитель |
Количество наименований, ед. |
Удельный вес, % |
ПИТ |
11 |
12,0 |
Балтика |
16 |
17,4 |
Букет Чувашии |
28 |
30,4 |
Другие отечественные |
25 |
27,1 |
Зарубежные |
12 |
13,1 |
Итого |
92 |
100 |
В общей структуре
Пиво, представленное в магазине
«Пятерочка» реализуется в
Таблица 2 – Структура ассортимента пива по виду тары
Наименование |
Количество наименований, ед. |
Удельный вес, % |
Стекло бутылка |
32 |
34,8 |
ПЭТ бутылка |
35 |
38,0 |
Жестяная банка |
25 |
27,2 |
Итого |
92 |
100 |
В магазине в наибольшей степени представлено пиво в стекло бутылке и ПЭТ бутылке, 35 и 38% соответственно. Именно этот вид тары наиболее предпочтителен среди покупателей.
В магазине «Пятерочка»
реализуется пиво следующих
Таблица 3 - Структура ассортимента пива по объему тары
Объем, л. |
Количество, ед. |
Удельный вес, % |
0,330 – 0,375 |
16 |
17,4 |
0,500 – 0,650 |
34 |
37,0 |
1,0 |
6 |
6,5 |
1,5 |
27 |
29,3 |
2,0 |
9 |
9,7 |
Итого |
92 |
100 |
Полученные данные показывают, что в магазине пиво в таре разного объема представлено в неравной степени. Значительно преобладает пиво в таре объемом 0,5 – 0,65 л. – 34 единицы, что составляет 37%. Также велика доля пива в таре 1,5 л. – 29%.
В зависимости от цвета пиво делят на два типа: светлое и темное.
Таблица 4 – Структура ассортимента пива в зависимости от цвета