Анализ факторов, влияющих на качество и конкурентноспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособности товаров.
Задачи работы - определить качество товара и его показатели; рассмотреть слагаемые качества; дать понятие и рассмотреть сущность конкурентоспособности; в практической части представленной работы – рассмотреть пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
1. Понятие качества…………………………………………………………………...3
1.1 Показатели качества товара……………………………………………………...3
1.2 Система показателей качества…………………………………………………...5
1.3 Факторы, влияющие на качество продукции…………………………………..9
2.Конкурентоспособность, сущность и методы ее определения………………...18
2.1 Факторы влияющие на конкурентоспособность……………….......................18
2.2 Обеспечение конкурентности продукции и пути ее повышения…………...21
3. Оценка конкурентоспособности…………………………………………………24
3.1 Методика оценки………………………………………………………………..25
3.2 Оценка конкурентоспособности………………………………………………..26
3.3 Пример расчета конкурентоспособности товара……………………………...35
Заключение……………………………………………………………......................40
Список использованной литературы……………………………….........................41

Вложенные файлы: 1 файл

оригинал курсовой.docx

— 104.97 Кб (Скачать файл)

Введение

  В условиях рыночной экономики повышение конкурентоспособности является важнейшей задачей предприятий, так как в этой комплексной категории сочетаются и фокусируются основные производственные, коммерческие, социально-экономические и финансовые результаты деятельности, качество коллективного труда. Конкурентоспособность представляет собой сложную категорию, состоящую из ряда элементов, важнейшим из которых является их качество, которое представлено совокупностью свойств и характеристик продукции (или услуги), обеспечивающей удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей.

   Основным  законом бизнеса в отношении  качества является утверждение о  том, что если потребитель считает, что данный товар плохого качества, значит, он действительно плохого качества, даже если соответствует чертежам и спецификациям и это подтверждается инспекцией. Но, в отличие от зарубежных, отечественные фирмы, к сожалению, не прислушиваются к этому неписанному закону. Приходится констатировать, что многие наши руководители и специалисты не обладают стратегическим мышлением, не воспринимают новых концепций и методов обеспечения качества, не ориентируются на долгосрочное планирование в области качества. Они не могут или не хотят понимать, что в условиях рыночной экономики проблемы качества становятся первоочередными, ошибочно полагая, что улучшение качества влечет за собой лишь дополнительные затраты. Чем раньше придет понимание того, что при решении проблемы качества повышаются эффективность производства и конкурентоспособность продукции, тем лучше и надежнее будет обеспечена устойчивость предприятия в условиях конкуренции в будущем.

  Цель работы – рассмотреть факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособности товаров.

  Задачи работы - определить качество товара и его показатели; рассмотреть слагаемые качества; дать понятие и рассмотреть сущность конкурентоспособности; в практической части представленной работы – рассмотреть пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

 

1. Понятие качества

  Качество - это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.

  Качество тесно связано с требованиями. Для того чтобы наиболее полно удовлетворить потребности, необходимо на стадии разработки сформулировать требования к товарам. Требования к товарам - это условия и особенности, которым товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.

  Но между качеством и требованиями существует определенная диспропорция: не всегда качество товара соответствует требованиям. Требования, предъявляемые к товарам, постоянно изменяются вместе с изменением потребностей по тем же законам, т. е. с учетом развития научно-технического прогресса, техники и технологии, экономики и культуры.

 

    1. Показатели качества товара

  Свойство продукции, группа свойств и качество в целом могут быть выражены количественной величиной.

  Показатель качества - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

  Показатели качества группируют по следующим признакам:

-по количеству характеризуемых  свойств;

-по характеризуемым свойствам;

-по способу выражения;

-по методу определения;

-по применению для  оценки качества;

-по стадии определения.

  По количеству характеризуемых свойств показатели качества бывают единичные и комплексные.

  Единичный показатель качества характеризует одно из свойств, составляющих качество продукции. Единичный показатель может относиться как к единице продукции, так и к одному простому свойству. Например, прочность крепления подошвы обуви, кислотность масла являются единичными показателями качества.

  Если показатель качества характеризует несколько свойств продукции, то его называют комплексным. Комплексный показатель может характеризовать совместно несколько простых свойств или одно сложное свойство, состоящее из нескольких простых.

  Если комплексный показатель качества характеризует всю совокупность свойств, по которым оценивают качество, то такой показатель называется обобщенным показателем качества.

  Частным случаем комплексного показателя качества выступает интегральный показатель. Интегральный показатель качества - это показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее приобретение и эксплуатацию или потребление.

  Интегральный показатель качества вычисляют по формуле:

И = Э /( З С + З Э), (1)

где Э — суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции; ЗС — суммарные затраты на приобретение продукции; ЗЭ — суммарные затраты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонты и другие текущие затраты).

  Например, интегральный показатель качества мотоцикла характеризуется отношением пробега в километрах за срок службы до капитального ремонта к затратам на разработку, изготовление, техническое обслуживание, ремонт и выражается в километрах пробега на рубль затрат и количество лет.

  В зависимости от характеризуемых свойств показатели качества делятся на: показатели назначения; показатели надежности; эргономические показатели; эстетические показатели; показатели безопасности; экологические показатели; показатели технологичности; показатели транспортабельности; показатели стандартизации и унификации; патентно-правовые показатели; экономические показатели.

  Показатели транспортабельности, стандартизации и унификации, а также патентно-правовые и экономические показатели не являются показателями качества. Но они оказывают значительное влияние на потребительские свойства.                          Например, стандартные размеры бытовой техники способствуют удобству пользования и размещения ее в квартирах.

 

1.2 Система показателей качества

 

  Уровень качества продукции вычисляется на основе системы показателей ее качества. Для этого необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичными показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения.

  Под определением показателя качества продукции подразумевается нахождение его численного значения. На практике в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:

- измерительный метод (при  помощи инструментов, приборов);

- регистрационный метод  базируется на регистрации и  подсчете числа определенных  событий (например, отказов при испытаниях) или предметов (например, при стандартизированных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами). Регистрационным методом могут определяться такие показатели, как безотказность, патенто-правовые, стандартизация, унификация;

- вычислительный метод  строится на применении специальных  математических моделей для нахождения  показателя качества продукции;

- органолептический метод  предусматривает анализ восприятия  человеческих органов чувств  — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных  значений зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их  определяющих;

- социологический метод  осуществляется на основе и  анализе мнений о продукции  ее фактических и возможных  потребителей;

- экспертный метод реализуется  группой специалистов, например, дизайнеров, дегустаторов.

  На практике для оценки уровня качества продукции  используется система показателей, которая включает обобщающие и единичные показатели качества продукции:

1.Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К ним относятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.

1.Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.

  Единичные показатели предметов труда более разнообразны и «специфичны и зависят от сущности предметов труда. Например, железорудное сырье характеризуют такие показатели, как содержание железа, влажность, крупность, основность, содержание вредных и полезных примесей и др.О качестве той  или иной ткани можно судить по таким показателям, как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.

  Индивидуальные  показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: технологические, эксплуатационное, эргономические и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качество средств труда с определенной стороны.

  Показатели технологичности  имеют большое значение при организации  производства и ремонте изделия. Технологичность конструкций продукции  машиностроения оценивается многими единичными и комплексными показателями. К их числу относятся показатели сборности (блочности) изделия, трудоемкость и материалоемкость изделия, показатели степени использования прогрессивных и экономичных материалов, показатели унификации и стандартизации изделия и др.

  Эксплуатационные  показатели характеризуют средства труда в процессе их эксплуатации. Основными из них являются: производительность, мощность, показатели надежности, скорость, расход ТЭР и др.

  Надежность продукции  — один из ключевых показателей качества продукции и означает способность сохранения в заданном отрезке времени всех ее потребительских свойств.

  К наиболее важным единичным показателям надежности относится средняя наработка на отказ (То), которая определяется (по ГОСТ 27002-89) как отношение суммарной наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.

  Другим, не менее  важным единичным показателем надежности является среднее время восстановления (tвос), под которым понимается математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после его остановки.

  Математически показатель надежности (Кн) можно выразить следующим образом:

 

Кн = 1 – tвос / То , (2)

 

  Фактически Кн показывает ожидаемое отношение работоспособного состояния объекта к его сроку службы.

  Наиболее характерным  единичным показателем, значение которого указывается в паспортных данных на продукцию, считается гарантированное время работы до первого ремонта (7^). Это наиболее объективный показатель, так как его невыгодно произвольно завышать (возрастают убытки производителя продукции при гарантированном обслуживании малонадежной продукции) и произвольно занижать (занижаются достижения производителя в части фактического обеспечения надежности). Таким образом, гарантированное время работы должно автоматически поддерживаться на оптимальном фактическом уровне, обеспечивающем рекламу и прибыль производителю продукции.

  Другим единичным  показателем, особенно важным с точки  зрения потребителей, признается среднее время ремонта (tрем) – время, когда потребитель лишен возможности пользоваться продукцией из-за ее ремонта.   Сокращение этого времени представляет собой составную часть конкурентоспособности продукции.

  Таким образом, показатель надежности поданному критерию будет выглядеть следующим образом:

 

Кн = 1 – tрем / Тгар , (3)

 

  Эргономические  показатели делятся на четыре группы: 1) гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и т.п.); 2) антропометрические (соответствие конструкции изделия  размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т.п.); 3) физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); 4) психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием).

  Эстетические  показатели включают выразительность, оригинальность внешнего вида, гармоничность, целостность, соответствие среде, стилю и др.

  Патентно-правовые показатели качества характеризуют  патентную чистоту продукции, ее конкурентную способность на мировом рынке.

  Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).

  Среди экономических  показателей особое значение имеет  цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Цена потребления существенно выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок жизни грузовика продажная цена занимает лишь 15%, магистрального самолета - примерно 11, бытового холодильника - 10, трактора - 25%).

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на качество и конкурентноспособность