Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:08, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособности товаров.
Задачи работы - определить качество товара и его показатели; рассмотреть слагаемые качества; дать понятие и рассмотреть сущность конкурентоспособности; в практической части представленной работы – рассмотреть пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг.
Введение……………………………………………………………………………….2
1. Понятие качества…………………………………………………………………...3
1.1 Показатели качества товара……………………………………………………...3
1.2 Система показателей качества…………………………………………………...5
1.3 Факторы, влияющие на качество продукции…………………………………..9
2.Конкурентоспособность, сущность и методы ее определения………………...18
2.1 Факторы влияющие на конкурентоспособность……………….......................18
2.2 Обеспечение конкурентности продукции и пути ее повышения…………...21
3. Оценка конкурентоспособности…………………………………………………24
3.1 Методика оценки………………………………………………………………..25
3.2 Оценка конкурентоспособности………………………………………………..26
3.3 Пример расчета конкурентоспособности товара……………………………...35
Заключение……………………………………………………………......................40
Список использованной литературы……………………………….........................41
3.3 Пример расчета
Приведем одну из методик расчета конкурентоспособности товара, основанную на определении перечня параметров, подлежащих анализу: потребительных, экономических и организационных. Сначала определяются единичные показатели по каждой группе параметров, затем - групповые, а на последнем этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности. Иногда ограничиваются расчетом группового показателя конкурентоспособности по одной группе параметров, наиболее важных для потребителей.
Примерная последовательность проведения расчета конкурентоспособности товара следующая.
1. Определяют единичные
показатели
qi = (Pi / Pi0) * 100% ( 4.1)
qi = (Pi0 / Pi) * 100% ( 4.2)
Из формул (4.1) и (4.2) используется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые ГОСТом показатели с уточнением «не менее», применяется формула (4.1); если же исследуемый показатель имеет уточнение «не более», применяется формула (4.2).
Приведем пример такой оценки. Для черного байхового чая важным показателем является содержание мелочи (согласно ГОСТу 1938-90 оно не должно превышать 5%). Если в образце, взятом за базу сравнения, по результатам экспертной оценки оно составляет 3%, а в двух других (обозначим их C и D) - 2 и 4% соответственно, то для расчета единичных показателей по этому параметру следует взять формулу (4.2), так как повышение содержания мелочи ухудшает качество чая.
Тогда
q tC = (3 / 2) * 100% = 150%;
q tD = (3 / 4) * 100% = 150%;
Таким образом, качество чая C по содержанию мелочи превышает контрольный образец, а чай D уступает образцу.
2. По единичным показателям
рассчитывают групповые
Iпп = ∑ ni=1 ai * qi (4.3)
где Iпп - групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам; n - число параметров, участвующих в оценке; а - вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости); q, - единичный показатель по i-му техническому параметру.
Сумма а, должна равняться 1.
3. В ряде случаев уровень
конкурентоспособности
Ka = Iпп1 / Iпп2 (4.4)
где Ka - показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу - товару-конкуренту по потребительным параметрам; Iпп1 и Iпп2 - групповые показатели по потребительным (техническим) параметрам для первого товара и товара-конкурента.
4. По аналогичной схеме
определяют набор экономических
(стоимостных) параметров товара, характеризующих
его основные свойства через
затраты на приобретение и
использование изделия на
Обычно величины экономических параметров (размер издержек) складываются из цены изделия (С1), расходов на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7), налогов (С8), страховых взносов (С9) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления - СЭ, т.е. объем средств, необходимых в течение всего срока эксплуатации товара:
СЭ = С1 + С2 + С3 +... + Сn (4.5)
Групповой показатель по экономическим параметрам рассчитывается по формуле
Iэп = Сэ1 / Сэ2 (4.6)
где Cэ1 - цена потребления оцениваемого товара; Сэ2 - цена потребления конкурирующего товара.
Чем выше цена потребления, тем меньше оцениваемый товар отвечает запросам (ожиданиям) покупателя.
Как правило, сумма затрат на эксплуатацию товара превосходит покупную цену, однако, если речь идет о продовольственных товарах и розничных покупателях, обычно учитывается лишь С, (цена товара).
5. На базе групповых (сводных)
показателей
K = Iпп/ Iпэ
Если К > К0, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < К0 - уступает, если К = К0 - оба находятся на одном уровне.
Интегральный показатель конкурентоспособности товара выражает степень привлекательности товара для покупателя.
Рассмотрим один из возможных вариантов определения конкурентоспособности такого популярного товара, как чай. В качестве объектов исследования возьмем пять условных образцов чая: «А», «Б», «В», «Г», «Д».
При определении конкурентоспособности пищевых продуктов в первую очередь нужно учитывать результаты органолептической оценки. В мировой практике органолептические показатели качества чая (аромат и вкус), настой, цвет разваренного листа, внешний вид сухого чая (уборка) оценивают по 10-балльной шкале. Но можно использовать и другую шкалу, по которой максимальное количество баллов по каждому показателю равно 5 и соответственно максимальное количество баллов, которое может набрать исследуемый образец, равно 20 (табл. 1).
Таблица 1. Результаты балльной оценки чая
Показатель (согласно ГОСТ 1938-90) |
Исследуемые марки | ||||
А |
Б |
В |
Г |
Д | |
Аромат и вкус |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
Настой |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Цвет разваренного листа |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Внешний вид (уборка) |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Сумма баллов |
14 |
18 |
20 |
15 |
14 |
Как видно из табл. 1, лучшим по качеству является чай «В» (20 баллов). Несколько уступает ему чай «Б» и средними по качеству являются «А», «Г» и «Д».
Таким образом, для расчета единичных показателей конкурентоспособности по потребительным параметрам (в нашем случае это потребительные свойства) за базу сравнения (образец) следует взять чай «В». Тогда единичные показатели конкурентоспособности будут следующими (табл. 2).
Таблица 2. Единичные показатели
конкурентоспособности по
Показатель (согласно ГОСТ 1938-90) |
Исследуемые марки | ||||
А |
Б |
В |
Г |
Д | |
Аромат и вкус |
60 |
80 |
100 |
60 |
80 |
Настой |
80 |
80 |
100 |
80 |
60 |
Цвет разваренного листа |
80 |
100 |
100 |
80 |
60 |
Внешний вид (уборка) |
60 |
100 |
100 |
80 |
60 |
На базе единичных показателей найдем групповые показатели конкурентоспособности.
Для показателей, характеризующих органолептические свойства чая, коэффициенты весомости следующие:
аромат и вкус - 0,5;
настой - 0,2;
цвет разваренного листа - 0,1;
внешний вид (уборки) - 0,2.
По формуле (4.3) рассчитаем групповые показатели (в баллах) по потребительным параметрам для чая:
«А» (60 * 0,5 + 80 * 0,2 + 80 * 0,1 + 60 * 0,2) = 66
«Б» (80 * 0,5 + 80 * 0,2 + 100 * 0,1 + 100 * 0,2) = 86
«Г» (60 * 0,5 + 80 * 0,2 + 80 * 0,1 + 80 * 0,2) = 70
«Д» (80 * 0,5 + 80 * 0,2 + 60 * 0,1 + 60 * 0,2) = 74
Групповой показатель чая «Д» существенно выше, чем у чая «А», тогда как их балльная оценка одинакова и выше, чем у чая «Г», хотя балльная оценка последнего выше. Таким образом, использование коэффициентов весомости позволяет получить более объективные результаты.
Единичные и групповые показатели, отражая степень удовлетворения потребности, все-таки не дают возможность оценить конкурентоспособность товара. Для этого необходимо сопоставить показатели анализируемого товара и его конкурента и выяснить, какой из них в большей степени соответствует потребности. Такое сопоставление позволяет определить уровень конкурентоспособности данного товара в сравнении с товаром-конкурентом применительно к конкретной потребности.
Сравнивать можно разные образцы. Уровень конкурентоспособности по отношению к чаю «В», рассчитанный по формуле (4.4), составит для чая:
«А» 0,66
«Б» 0,86
«Г» 0,7
«Л» 0,74
Уровень конкурентоспособности по отношению к чаю «Б» составит для чая:
«А» 0,76
«В» 1,16
«Г» 0,8
«Д» 0,86
Уровень конкурентоспособности рассчитывается для тех товаров, которые нужно сравнивать.
В примере рассмотрен простейший вариант определения уровня конкурентоспособности по потребительным показателям без учета экономических показателей. Однако с учетом цены товара результаты могут измениться, поскольку на конкурентоспособность влияет платежеспособный спрос населения.
Заключение
Выполнив курсовую работу, я действительно убедилась, что факторы
оказывает большое влияние на качество и конкурентоспособность товара и эффективность производства. Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции.
При разработке стратегии повышения качества товара следует учитывать изменчивость показателей качества в динамике. Одним из элементов стратегии
повышения качества товаров являются системы управления качеством, которые
должны строиться на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товаров является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров.
Из проделанной мною работы я выявила, что на качество товаров влияют такие
группы факторов как внешние и внутренние. Внешние, так же как и внутренние
факторы, самым существенным образом влияют на качество выпускаемой продукции и поэтому необходимо, чтобы показатели качества отвечали следующим основным требованиям:
− способствовали планомерному повышению эффективности производства;
− учитывали современные достижения науки и техники и основные направления технического прогресса в отраслях народного хозяйства;
− были стабильными;
− характеризовали все свойства продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее
назначением.
Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижением издержек производства.
Список использованной литературы:
Информация о работе Анализ факторов, влияющих на качество и конкурентноспособность