Ассортимент: виды, свойства, показатели, управление ассортиментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе раскрываются основные понятия связанные с ассортиментом. Ассортимент товаров и такие его показатели, как широта, полнота, стабильность, структура, обновляемость, значительно влияют на спрос потребителей, и, в конечном счёте определяют эффективность работы торгового предприятия. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, знаниями полученными в ходе рассмотрения данной темы, должен обладать каждый высококвалифицированный торговый специалист в области товароведения, конкурентоспособный на рынке труда.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 46.01 Кб (Скачать файл)

Министерство  науки и образования Российской Федерации                             ФГОУ СПО “Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий” 
 
 
 

АССОРТИМЕНТ: ВИДЫ, СВОЙСТВА, ПОКАЗАТЕЛИ, УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

КР 080402. ОКД. ТВ-09. 01 
 
 

Выполнил  студент                             _________                           Ю.Г. Захарова

         _________

Руководитель  работы                         _________                         Г.П. Покровская

        _________

Нормоконтролёр                                 _________                           Т.М. Карасёва      

        _________

Председатель  цикловой комиссии  _________                      Г.П. Покровская

        _________ 

АНОТАЦИЯ

Автор: Захарова Юлия Геннадьевна

Вид работы: Курсовая работа

Тема: Ассортимент: виды, свойства, показатели, управление ассортимента.

Специальность: 080402 Товароведение

Группа: ТВ-09

Город: Юрга

Год: 2011

Общее количество:

Страниц – 

Таблиц  – 

Иллюстраций – 

Приложений  – 

Литературных  источников –

             В курсовой работе раскрывается тема, связанная с ассортиментом  товаров, его видов, свойств, показателей, а также с управлением ассортиментом.

         Актуальность темы заключается  в том, что ассортимент товаров  значительно влияет на спрос  потребителей и эффективность  работы предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       В современных условиях рыночной экономики  в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым  требованиям.

       Ошибки  при выборе товара, незнание его  свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для  предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления  о товароведении различных групп  товаров.

       Рыночный  успех отныне является главным критерием  оценки деятельности отечественных  предприятий, а их рыночные возможности  предопределяются правильно разработанной  и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его  развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.

       К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим  стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной  области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно  «работает» на конечные цели. Такой  подход требует концентрации усилий на главных направлениях.

       На  современном рынке в условиях конкурентной борьбы на объёмы спроса потребителей, и, соответственно на успех  экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая  чистота, а также немаловажное значение имеют показатели ассортимента. В  связи с этим работники торговли должны не только уметь проводить  экспертизу товаров при приёмке  их на реализацию и создавать условия  для сохранения качества при хранении, но и знать ассортимент товаров  и поддерживать его на необходимом  уровне.

       Рыночные  отношения обусловили предъявление повышенных требований к формированию и рациональному управлению ассортиментом  потребительских товаров, что служит одним из критериев конкурентоспособности  фирм. Современный ассортимент потребительских  товаров разнообразен и различается  происхождением, назначением, условиями  хранения различных видов товаров. Исходя из этого, определяется такая  важная функция ассортимента как  систематизация всего множества  групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров.

       В нашей стране с каждым годом увеличивается  производство потребительских товаров. Систематически растёт и розничный  товарооборот государственной и  кооперативной торговли. Увеличение товарооборота и потребления  продукции вызывает необходимость  изучения покупательского спроса. Изучение покупательского спроса в первую очередь должно быть подчинено задаче наиболее полного удовлетворения запросов покупателей, которая достигается благодаря совершенствованию показателей ассортимента.

       В данной курсовой работе раскрываются основные понятия связанные с  ассортиментом. Ассортимент товаров и такие его показатели, как широта, полнота, стабильность, структура, обновляемость, значительно влияют на спрос потребителей, и, в конечном счёте определяют эффективность работы торгового предприятия. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, знаниями полученными в ходе рассмотрения данной темы, должен обладать каждый высококвалифицированный торговый специалист в области товароведения, конкурентоспособный на рынке труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.ВИДЫ АССОРТИМЕНТА 

       По  месту нахождения товаров различают  ассортимент промышленный и торговый

  • Промышленный (производственный) ассортимент - набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей. Промышленный ассортимент товаров разных организаций – изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.
  • Торговый ассортимент – набор товаров формируемый организацией торговли или предприятиями общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально - технической базы.

            В отличие от промышленного  торговый ассортимент включает, как правило товары разных  изготовителей. Исключения составляют  фирменные магазины.

       В зависимости от широты охвата товаров  различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

  • Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.
  • Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.
  • Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.
  • Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющий аналогичные потребности.
  • Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных.
  • Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.
  • Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
  • Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
 

       По  степени удовлетворение потребностей различают рациональный и оптимальный  ассортимент.

  • Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
  • Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведения до потребителей.
 

       В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым, учебным.

  • Реальный ассортимент – действительный набор товара, имеющийся в конкретной организации изготовителя и продавца.
  • Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
  • Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ АССОРТИМЕНТА

       Свойства  ассортимента - специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании и реализации.

       Показатель  ассортимента -- количественное и/или  качественное выражение свойств  ассортимента, при этом измерению  подлежит количество групп, видов и  наименований товаров.

       Широта  ассортимента -- количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

       Это свойство характеризуется двумя  абсолютными показателями -- действительной и базовой широтой, а также  относительным показателем -- коэффициентом  широты.

       Действительная  широта (Шд) -- фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

       Базовая широта (Шб)-- широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных аптеках.

       Полнота ассортимента (П)- характеризует число  ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Базовую полноту  определяют или по нормативным документам, или как максимальное количество товаров группы на рынке.

       Глубина ассортимента (Гл)- характеризуется  наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных  товаров).

       Степень использования ассортимента - показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определённый период времени.

       Новизна (обновление) ассортимента (Н)- способность  набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых препаратов.

       Структура ассортимента (С)- характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь  натуральное или денежное выражение  и носят относительный характер. Их рассчитывают как отношение количества отдельных товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, может  существенно отличаться от структуры  того же ассортимента в денежном выражении.

       Устойчивость (У)- определяют степенью изменения  показателей широты, полноты, глубины  и структуры за исследуемые периоды  времени.

       Гармоничность (Г)- степень близости между товарами различных ассортиментных групп  с учётом их практического применения, требований к организациям производства, каналов распределения или иных показателей. Она обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер. 

     Таблица 1 Номенклатура свойств и показателей ассортимента

Наименование  свойства Показатели Расчёт  показателей
Широта  действительная

Широта  базовая

Показатели  широты (Ш):

действительный (Шд)

базовый (Шб)

Коэффициент широты ( Кш)

Шд=д

Шб=б

Кш=Шд/Шб*100,%

Полнота (П)

действительная

базовая

Показатель  полноты (П)

действительный (Пд)

базовый (Пб)

Коэффициент полноты (Кп)

Пд=д однородной группы товаров

Пб=б  однородной группы товаров

Кп=Пд/ Пб*100,%

Устойчивость (У) Показатель  устойчивости (У)

Коэффициент устойчивости (Ку)

У=у

Ку=У/Шб*100,%

Новизна (Н) Показатель  новизны

Степень (коэффициент) обновления (Кн)

Н=н

Кн=Н/Шд*100,%

Структура (С) Относительный показатель структуры (Сi) отдельных  товаров (i) Сi=Аi/Si
Ассортиментный  минимум (перечень) (Ам) Показатель  ассортиментного минимума (Ам) Ам=м
Рациональность (Р) Коэффициент рациональности Кр Кр=Кш*вш+Кп*вп+Ку*ву+Кн*вн/4
Гармоничность (Г) -- ---
   

Информация о работе Ассортимент: виды, свойства, показатели, управление ассортиментом