Ассортимент: виды, свойства, показатели, управление ассортиментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе раскрываются основные понятия связанные с ассортиментом. Ассортимент товаров и такие его показатели, как широта, полнота, стабильность, структура, обновляемость, значительно влияют на спрос потребителей, и, в конечном счёте определяют эффективность работы торгового предприятия. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, знаниями полученными в ходе рассмотрения данной темы, должен обладать каждый высококвалифицированный торговый специалист в области товароведения, конкурентоспособный на рынке труда.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 46.01 Кб (Скачать файл)
 

       Расшифровка условных обозначений:

       д - количество видов, разновидностей или  наименований товаров, имеющихся в  наличии;

       б - базовое количество видов,,,, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения;

       Аi - количество отдельного товара в натуральном  или денежном выражении;

       Si - суммарное количество всех товаров,  имеющихся в наличии в натуральном  или денежном выражении;

       м - минимально допустимое количество товаров, определяющее торговый профиль организации;

       у - количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;

       н - количество новых видов и наименований товаров;

       вш, вп, ву, вн - коэффициенты весомости  показателей широты, полноты, устойчивости и новизны.

       Коэффициент широты - выражается как отношение  действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров  однородных и разнородных групп  к базовому.

       Широта  может служить косвенным показателем  насыщенности рынка товарами: чем  больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в  зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В  условиях дефицита, когда спрос превышает  предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент  товаров, поскольку при большой  широте требуются дополнительные затраты  на разработку и производство новых  товаров. Кроме того, производство разнообразных  товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются  транспортные расходы.

       Общая широта - совокупность всех ассортиментных единиц, видов и разновидностей товаров  однородных и разнородных групп.

       Ассортиментная  единица - это условно принятые за единицу наименование, торговая марка  или товарный артикул и используемые для измерения показателей ассортимента путём подсчёта. Товар определённого  вида может иметь разные наименования.

       Торговая  марка - это фирменное наименование одного или нескольких товаров, определённое предприятием - изготовителем или  торговой организацией. Торговая марка  является частью ассортиментного или  фирменного товарного знака.

       Торговая  марка, получившая известность и  престижность благодаря технологиям  продвижения (брэндинга), называется брэндом. В современных условиях многие фирмы - изготовители, особенно иностранные, стремятся не к увеличению наименований и количества, торговых марок, а к разработке небольшого числа брэндов. Разработка новой продукции сводиться лишь к созданию модификаций брэндов, что облегчает их продвижение на рынке с наименьшими затратами.

       Групповая широта - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков  и удовлетворяющих аналогичные  потребности.

       Широта  может служить косвенным показателем  насыщенности рынка товарами: чем  больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в  зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В  условиях дефицита, когда спрос превышает  предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент  товаров, поскольку при большой  широте требуются дополнительные затраты  на разработку и производство новых  товаров. Кроме того, производство разнообразных  товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются  транспортные расходы. На насыщенном рынке  изготовители и продавцы стремятся  удовлетворить разнообразные потребности. Когда спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что  достигается в числе прочих средств  и за счёт увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности  фирм. Таким образом, для изготовителей  и продавцов расширение ассортимента - мера скорее вынужденная, чем желательная. Каково же отношение потребителя  к широте ассортимента? С одной  стороны, чем шире ассортимент, тем  более разнообразные потребности  могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться  в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому  широта не может, служит единственным показателем рациональности ассортимента.

       Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять  одинаковые потребности. Полнота характеризует  количество видов, разновидностей и  наименований товаров одной группы. Показатели полноты могут быть действительными  и базовыми. Действительный показатель полноты характеризуется фактическим  количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством  товара.

       Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.

       Наибольшее  значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ас сортимента, тем выше вероятность того, что потребительский  спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

       Повышенная  полнота ассортимента может служить  од ним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных  потребностей, обусловленных разными  вкусами, привычками и иными факторами.

       Вместе  с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских  свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать  о них потребителей. Доведение  такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и / или поставщика.

       Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может  затруднить выбор потребителя, поэтому  полнота должна быть рациональной.

       Глубина - количество торговых марок товаров  одного вида, и / или их модификаций  и / или их модификаций товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии  модификаций - одна из них.

       Действительная  глубина (Клд) - количество торговых марок и / или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

       Базовая глубина (Глб) - количество торговых марок и / или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

       В условиях насыщенного рынка широкий  ассортимент товаров обеспечивается за счёт увеличения количества товаров  отдельных видов, но разных товарных марок и их модификаций.

       Зачастую  различия между торговыми марками, производственными различными изготовителями, несущественны и обусловлены  в основном рецептурным составом, упаковкой и маркировкой. Это  объясняется тем, что возможности  разработки принципиально новых  видов и наименований товаров  ограничены из-за отсутствия или недостаточности  нетрадиционного сырья и / или  технологий. Поэтому для формирования спроса и стимулирования продаж организации - производители вынуждены затрачивать  больше средств, в том числе на рекламу и брэндинг (метод создания престижности и известности торговой марки).

       Устойчивость  ассортимента -- способность набора товаров удовлетворять спрос  на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие  устойчивого спроса на них.

       Коэффициент устойчивости -- отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом  у потребителей (Ш ), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Ш ).

       Иногда  устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может  зависеть, во-первых, от наличия устойчивого  спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти товары; во-вторых, отсутствия или недостаточности  спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров. Потому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.

       Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

       Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как  «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.

       Изготовители  и продавцы чаще всего стремятся  рас ширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует  иметь в виду, что вкусы и  привычки со временем меняются, поэтому  устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

       Новизна (обновление) ассортимента -- способность  набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

       Новизна характеризуется действительным обновлением -- количеством новых товаров в  общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

       Обновление -- одно из направлений ассортиментной политики организации, проводится, как  правило, в условиях насыщенного  рынка. Однако и в условиях насыщенного  рынка обновление ассортимента может  быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.

       Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров  улучшенного качества с целью  стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых  товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для со здания конкурентных преимуществ организации.

       Потребителями новых товаров являются так называемые «новаторы», потребности которых  часто меняются из-за желания ощутить  новизну объектов. Зачастую новые  товары удовлетворяют не столько  физиологические, сколько психологические  и социальные потребности. Так, покупатель новой престижной марки автомобиля, имеющий автомобиль старой модели, который пригоден для использования  как транспортное средство, удовлетворяет  в первую очередь социальные потребности.

       Следует иметь в виду, что постоянное и  повышенное обновление ассортимента для  изготовителя и продавца связано  с определенными затратами и  риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.

3.УПРАВЛЕНИЕ  АССОРТИМЕНТОМ

       3.1 Ассортиментная политика

       Формирование  ассортимента - это процесс подбора  групп, видов и разновидностей товаров. Формирование ассортимента магазина должно согласовываться со стратегическими  целями предприятия и его ассортиментной политикой. Ассортиментная политика - общие принципы, которых торговая фирма собирается придерживаться в  области формирования ассортимента. Задачи ассортиментной политики:

Информация о работе Ассортимент: виды, свойства, показатели, управление ассортиментом