Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 19:34, курсовая работа
Актуальность выбранной мной темы и исследования определяется тем, что в настоящее время рынок бытовых электротоваров динамично развивается и претерпевает большие изменения.
Целью данной курсовой работы является исследование классификации, ассортимента, потребительских свойств, оценки качества и направлений совершенствования ассортимента товаров, представленных предприятиями торговли города Москвы.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. КЛАССИФИКАЦИЯ БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОТОВАРОВ 5
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОТОВАРОВ 5
1.2. СВОЙСТВА БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОТОВАРОВ. 7
1.3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОТОВАРОВ. 13
1.4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОТОВАРОВ. 18
2. ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОТОВАРОВ ГОРОДА МОСКВЫ. 23
2.1. СОСТОЯНИЕ РЫНКА БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОТОВАРОВ. 23
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОТОВАРОВ В МАГАЗИНЕ М-ВИДЕО. 29
2.3. СВОЙСТВА БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОТОВАРОВ В МАГАЗИНЕ М-ВИДЕО. 30
2.4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОТОВАРОВ В МАГАЗИНЕ М-ВИДЕО. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 36
Установление требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определённой ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы маркетинговых исследований как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение), а для сезонных и модных товаров - метод исторических аналогий, в основе которого лежит предположение, что события, имевшие место ранее, могут повторяться с определённой долей вероятности [6, с.54].
Кроме того, организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций и других методов [6, с.28]. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателей, социально-культурных, правовых и информационных характеристик окружающей среды организации).
Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется её ассортиментной политикой.
Ассортиментная политика - общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.
Цель организации в области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
-установлены реальные и
-определены основные
-выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
-оценены материальные
-определены основные
Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определённых руководством организации.
Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обуславливающих направления развития ассортимента.
Факторы формирования ассортимента. Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента.
Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос как потребность, подкреплённая платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).
Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определённое влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента алкогольной продукции в последние годы в значительной степени определяется мерами по государственному регулированию её производства и реализации.
Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента -производственные возможности изготовителей, специализация (класс, тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации, сегмент потребителей.
Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырьё, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоёмкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров. Так отдалённость районов произрастания, высокая трудоёмкость сбора отдельных видов дикорастущих ягод привели к сокращению ассортимента изделий, вырабатываемых на натуральном сырье, и к их замене изделиями на синтетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки).
Материально-техническая база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными.
Достижения научно-технического прогресса - мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможна в основном в результате развития науки, техники и технологии.
Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит её последующая деятельность, в том числе и формирование ассортимента.
Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объёме облегчают работу по формированию ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.
Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.
Материально-техническая база торговой организации может оказать определённое воздействие на формирование ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного, либо развёрнутого ассортимента, организация не должна и планировать такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.
Сегмент потребителей, на который выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие или высококачественные или дешёвые низкокачественные товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные и индивидуальные запросы потребителей.
Таким образом, управление ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Основными этапами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.
Регулирование вышеперечисленных факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определённых требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.
Характеризуя технический уровень
развития бытового электроприборостроения,
можно выделить следующие направления
и тенденции:
1) развитие производства
2) введение на рынок
нетрадиционных, ранее неизвестных для
населения определенного сегмента машин
и приборов, например, электрораклетница,
электрическое фондю, электройогуртница,
«топан-мобиль» и др.;
3) наиболее популярное у
Важнейшими аспектами в целях разработки
технической и маркетинговой политики
при формировании промышленного ассортимента
электротоваров являются экологическая
безопасность, экономичность, снижение
энергопотребления и себестоимости изделий.
Это подтверждается техническими характеристиками
бытовых приборов, представленных 725 экспонатами
из 39 стран на выставке Home Tech (2002, Берлин,
Германия). Экономической и политической
категорией для всех производителей является
так называемое «дружественное отношение
к окружающей среде» (environment-friendly behaviour).
В 1996 г. была принята программа CECED по снижению
энергопотребления бытовой техникой,
в которой на добровольной основе приняли
участие 16 производителей. К 2001 г. энергопотребление
изделиями производителей Candy, Miele, Fagor
и другими снизилось на 27 %, а суммарное
энергосбережение европейского континента
составило 80 млрд кВт • ч.
Для обеспечения безопасности
окружающей среды производители 12 европейских
стран и США, вошедшие в Европейскую федерацию
торговых предприятий (EFER), с 1991 г. выпускают
детали «малых» электроприборов из полимерных
материалов, подлежащих вторичной переработке.
Бытовое электроприборостроение
совершенствуется в направлении от создания
однофункциональных бытовых электроприборов
к многофункциональным компьютеризированным
бытовым комплексам. Эта концепция в японской
печати получила наименование «Систематизация
быта». В результате выделены такие комплексы,
как комплекс «Домашнее хозяйство», включающий
блоки: обработка белья и уход за одеждой;
хранение, тепловая, механическая обработка
продуктов, удаление отходов и мытье посуды;
поддержание гигиены и микроклимата жилья;
личная гигиена; периферийное оборудование,
создающее условия осуществления хозяйственных
работ во вспомогательных секциях.
Современное развитие
бытовой электротехники направлено на
создание мини-комплексов. Проектирование
кухонных комплексов, где электроприборы
и мебель связаны в единое целое, основано
на трех функциональных центрах: хранение
и обработка продуктов; варочный и моечный.
В настоящее время получили распространение
отдельные блоки мини-кухни, состоящие
из одного корпуса, в котором размещены
электроплита, холодильник, мойка с электронагревателем.
Такими комплексами США, Германия, Швеция
обеспечены более чем на 60 %. Многофункциональные
блоки созданы и для обработки белья и
уборки помещений. Сегодня в России выпуск
такой техники только начат.
Ведущие производители бытовой
В настоящее время на
мировом рынке представлены «интеллектуальные»
бытовые хозяйственные электроприборы,
которые подключены к сети Интернет. Концепцией
является технологическая и общественная
революция в развитии бытовой техники.
В прежние времена исследователи основывались
на продуктах и конкретных технических
параметрах быта. Сегодня актуальны вопросы,
как происходит сам процесс быта и каково
его влияние на членов семьи, что происходит
на кухне и в других помещениях дома.
Одним из лидеров создания
бытовой техники такого уровня на европейском рынке
является фирма Siemens. В 1997 г. она выпустила
первые электронные устройства с централизованным
управлением через интеллектуальный микропроцессор
Siemens Instabus EIB. На выставке Home Tech фирма продемонстрировала
уже в настоящее время поставляемое на
потребительский рынок решение Smart and Home
— соединение бытовых приборов через
сеть Интернет. Пользователь может управлять
работой приборов из любой точки — например,
через смартфон («интеллектуальный» телефон).
Бытовой прибор в случае обнаружения неисправности
или другой необходимости может отправить
сообщение пользователю или в сервисную
службу. Также технику с сетевым подключением
на рынке представили фирмы Toshiba, LG Electronics.
Сеть гипермаркетов бытовой техники и электроники М-видео является одной из ведущих компаний в данном направлении. В сети магазинов представлен большой выбор товаров по таким разделам, как: телевизоры и видео техника, Аудио техника - различные музыкальные проигрыватели, Автомобильные музыкальные приспособления, различные музыкальные носители и аксессуары, Бытовая техника - различная техника для дома, кухонная техника, климатическая техника, техника для красоты и здоровья, встраиваемая техника, Компьютеры и ноутбуки, различные комплектующие, периферия и аксессуары, Фото и видео камеры, мобильная электроника и принадлежности, телефоны, игры и игровые приставки.
Общими группами свойств для всех электроприборов можно считать функциональные, эргономические, эстетические свойства и надежность, электро- и пожаробезопасность.