Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:58, доклад
Фальсификация (от лат. falsifico — подделываю) — действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
Фальсифицированная продукция (пищевые продукты, материалы и изделия) - «умышленно измененные (поддельные) и/или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной и недостоверной» (Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).
Объекты фальсификации: объекты коммерческой деятельности (продукция, услуги, ценные бумаги, информация и др.)
Пересортица может быть вызвана объективными и субъективными причинами. К фальсификации относится лишь пересортица, обусловленная субъективными причинами, что характерно для сырьевых и технологических принципов деления товаров на сорта.
Пересортица мяса, колбас, муки, крахмала, кофе при реализации в торговле является фальсификацией, так как качество этих товаров полностью сформировано при их производстве и не изменяется при хранении.
Вместе с тем имеется значительная группа товаров, качество которых при хранении существенно изменяется: снижаются и показатели качества, определяющие товарный сорт. В этом случае возникает пересортица, носящая объективный характер, но не являющаяся фальсификацией. Примером могут служить чай, сыр, сливочное масло, маргарин.
Количественная фальсификация — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.
На практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения размеров измеряемого объекта (рис. 8).
Количественная фальсификация —- один из наиболее древних способов обмана покупателей. Одна из заповедей пророка Моисея гласит: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел; ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Библия. Книга Ветхого Завета. Каноны. Гл. 25).
В другой заповеди Моисей говорит: «Да будут у вас весы верные, гири верные...» (там же. Гл. 19).
Для количественной фальсификации чаше всего используют фальшивые средства измерений (гири, метры, измерительную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т. п.).
Неточные или фальшивые средства измерений — наиболее распространенный способ количественной фальсификации. При этом используются фальшивые меры (гири, метры, измерительная посуда и др.) и приборы (весы и т. п.) без поверочных клейм и свидетельств, наносимых и выдаваемых органами государственных метрологических служб.
Отсутствие поверочных клейм служит признаком фальсификации средства измерения и легко проверяется.
Причиной неточности, грубых погрешностей могут быть неисправные приборы и фасовочное оборудование, которыми пользуются изготовители или продавцы.
Неправильные методики измерений - применяемые продавцом или изготовителем, также могут явиться причиной грубых погрешностей при измерении, что приводит к недовесу и недомеру. При этом действия субъекта, проводящего измерения, могут носить умышленный и неумышленный характер. В последнем случае количественная фальсификация обусловлена неумением работы на измерительных приборах.
Наиболее часто встречаются следующие нарушения работы торговых организаций с измерительными приборами:
• неправильная установка весов (с наклоном горизонтального положения на неровной поверхности или с подкладыванием под ножки посторонних предметов под углом зрения к покупателю);
• отсутствие проверки и настройки весов на нулевой отметке или по предельным диапазонам показаний;
• применение измерительных приборов с определенным диапазоном и точностью измерений в случаях, когда измеряемый объект имеет параметры, находящиеся вне установленного диапазона (например, взвешивание на напольных почтовых весах товара массой менее 100 г и требующее точности большей, чем отклонение 50 г);
• недостаточное освещение шкалы показаний измерительного прибора;
• неправильное расположение товара на измерительном приборе или по отношению к мере (например, точность взвешивания на циферблатных весах зависит от расположения груза на грузоподъемной площадке, точность измерений тканей — от их расположения на жестком стандартном метре — накладыванием или набрасыванием);
• установка измерительных приборов таким образом, что при снятии измерений шкала показаний находится сбоку, или сверху, или снизу.
Методика правильных измерений обычно приводится в технических документах на измерительные приборы. Кроме того, отдельные правила измерений, в частности, тканей приведены в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных Правительством РФ 19 января 1998 г. № 55.
Количественная фальсификация при отпуске товаров получателю или продавцу может быть и при неправильных способах измерения товара:
• отпуск по массе брутто без учета массы упаковки;
• отпуск по массе нетто с вычитанием из массы стандартной тары, указанной на маркировке;
• применение дополнительных грузов, подкладываемых под товар при его взвешивании.
Отпуск товаров по массе брутто без учета массы упаковки чаще всего производится при взвешивании товара в торговой упаковке или развесного товара в дополнительной таре (корзинах, пластмассовых чашках и т. п.). По правилам продавец обязан либо положить на противоположную плошадку циферблатных весов упаковку из того же материала и того же размера (например, лист оберточной бумаги), либо вычесть из массы брутто предварительно завешенную упаковку или дополнительную тару.
Отпуск товара по массе нетто с вычитанием из массы брутто массы стандартной тары, указанной на маркировке, позволяет обмануть получателя или потребителя, если применяется утяжеленная тара (с более толстыми стенками, дополнительными приспособлениями). Например, при отпуске товаров в бочках и другой большегрузной таре, при количественной приемке товаров в транспортных средствах (вагонах, машинах и др.) путем взвешивания на железнодорожных или автомобильных весах без последующего перевешивания на складе. При этом в упаковку или транспортные средства могут быть вложены тяжелые предметы (камни, кирпичи и т. п.).
Этот вид фальсификации касается в основном торговых работников, но не исключена возможность обмана и потребителя, покупающего товар мелким оптом в производственной упаковке (например, при отпуске товара в мешках не учитывается масса последних до 0,5 кг).
С применением дополнительных грузов, подкладываемых под товар при его взвешивании, можно столкнуться иногда на розничных торговых предприятиях. Известен особый прием, называемый сухой лист», при котором в упаковку, которую складывают по-олам, кладется плоский посторонний предмет определенной ассы. Покупатель не видит этот предмет, так как тот находится ежду двумя листами упаковки. После окончания взвешивания родавец берет верхнюю половину упаковки с товаром, при этом осторонний утяжеляющий предмет падает около весов со сторо-ы продавца.
Количественная фальсификация осуществляется на произ-одстве — при фасовке товаров, розливе напитков или на предприятиях торговли, массового питания — при отпуске потребителю. В последнем случае государственные инспекторы классифицируют это как нарушение правил торговли путем обвеса ли обмера и налагают штрафы по ст. 156 и 150 Уголовного кодекса РФ.
Стоимостная фальсификация — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене то-илров больших размеров.
Это самый распространенный вид фальсификации, так как • < чмещается со всеми другими видами фальсификации. Более и чо, именно стоимостная фальсификация является главной це-|Ыо обмана потребителей, так как позволяет получить незаконную прибыль путем незаконного повышения цен.
В условиях рыночной экономики, одной из характерных черт которой являются нерегулируемые цены, стоимостная фальсификация применяется либо для фальсифицирования низкокачественных или даже опасных товаров, либо в целях ценовой конкуренции, в частности для создания потребительских предпочтений с помощью пониженных цен.
Существует несколько разновидностей стоимостной фальсификации. Это реализация фальсифицированных товаров:
• по ценам, аналогичным или лидирующим для натурального продукта;
• по пониженным ценам
по сравнению с натуральным
• по ценам, превышающим цены на натуральные аналоги.
Последняя указанная
разновидность фальсификации
Первые две разновидности
стоимостной фальсификации
Стоимостная фальсификация классифицируется как обман потребителей путем незаконного повышения цен и наказывается по ст. 1543 и 1466 Уголовного кодекса РФ.
Информационная фальсификация — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.
Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товаросопроводительных документах, маркировке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмотренный ранее, в большинстве случаев дополняется фальсификацией информации о товаре. В противном случае фальсификация легко выявляется.
Искаженная или неточная информация о товаре служит основанием считать заменитель натурального продукта фальсифицированным. Так, к фальсифицированному продукту относится маргарин, на маркировке которого и в товаросопроводительных документах указывается, что это сливочное масло. Правильное указание на маркировке наименования продукта «маргарин» снимает обвинения в фальсификации.
В практике работы торговых предприятий известны случаи, когда покупатели обращаются с жалобой на реализацию фальсифицированных пищевых продуктов, например мясорастительной колбасы. Внимательное рассмотрение жалоб такого рода покапывает, что факт фальсификации отсутствует, так как на маркировке товара полностью указаны состав продукта и его назначение. Способ доведения информации до потребителя не оговари-нмстся и не может служить основанием для отнесения товара к фальсифицированному.
При фальсификации информации
о товаре довольно часто искажаются
или неточно указываются
Страна происхождения товара чаще всего не указывается или указывается неправильно. На российский рынок поступает значительное количество фальсифицированных отечественных и импортных товаров без указания страны происхождения и фирмы-изготовителя. На такие товары необходимо обращать самое пристальное внимание, так как они могут быть ненадлежащего i ячества, в том числе и по показателям безопасности.
Встречаются случаи, когда подделываются товарные и фирменные знаки предприятий-изготовителей, имеющих заслуженно мы со кую репутацию благодаря отличному качеству продукции. И этом случае материальный и моральный ущерб несут не толь-Ко потребитель, но и предприятие, чей фирменный знак был подделан, так как потребитель, купивший фальсифицированный и жар низкого качества с фирменным знаком известного предприятия-изготовителя, утрачивает к нему доверие. Авторское и рано изготовителя на его фирменный знак защищено Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях Мест происхождения товаров».
Многие фирмы вводят дополнения в фирменные знаки для иициты их от подделок. Вспомните подмигивающего Распутина ил этикетке и в рекламе водки «Распутий». Московское АО «Кри-i мил» при производстве водки ввело дополнительный фирменным знак на завинчивающемся колпачке: изображение зубра.
Одной из разновидностей
информационной фальсификации Гонара
является фальсификация с помощью упаков
Упаковка — составная часть товара, определяющая внешний Пия упакованной продукции. Идентифицирующие функции присущи упаковке в меньшей степени, чем маркировке. Ее ос-п-чаюй функцией является предохранение товара от потерь, а окружающей среды — от загрязнения. Однако привлекательная по внешнему оформлению упаковка может придать неповторимый вид товару, служить для целей идентификации товара потребителем, в результате чего создаются потребительские предпочтения.
Например, оригинальные по форме и окраске керамические бутылки Рижского бальзама, бутылки водки «Смирнофф» с выпуклым изображением российской короны легко узнаваемы и служат для потребителя важным отличительным признаком.
Объектом фальсификации является именно привлекательная по внешнему виду упаковка, имитирующая продукт высокого качества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается фальсифицированным.
В этом случае фирменная упаковка используется как средство информации о товаре, хотя чаще всего цель фальсификации — подделка под высококачественный товар того же наименования. Гораздо реже фальсификация упаковки осуществляется с целью ассортиментной фальсификации.
Фальсифицируют не только маркировку и упаковку, но и товаросопроводительные документы, причем наиболее часто подделывают накладные и сертификаты.
В товарно-транспортных накладных на фальсифицированные товары всегда подделывается наименование товара, довольно часто — название изготовителя и количество товара (количественная фальсификация). Обнаружить подделку этих реквизитов в накладной можно только идентификацией товара на ассортиментную принадлежность и происхождение, а также количественным измерением всей товарной партии (перевешивание, пересчет, обмеривание).
В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов. При инспекционном контроле в ряде случаев обнаруживается до 50 % фальшивых сертификатов, подлежащих аннулированию. Существует несколько способов их подделки:
• подделка сертификата с использованием подлинного бланка установленной формы и внесением всех реквизитов фальсифицированного или не прошедшего сертификационные испытания товара. При этом используются фальшивые печати органов по сертификации;