Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение закона «О защите прав потребителей».
Исходя из этой цели возникают следующие задачи:
1. ознакомиться с основными понятиями, применяемыми в законе: потребитель, изготовитель, стандарт, недостаток товара.
2. изучить права потребителей на качество товара, на безопасность, на информацию и права при покупке товара.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЗАКОНЕ
1.1. Потребитель
1.2. Изготовитель
1.3. Продавец
1.4. Недостаток товара (работы, услуги)
1.5. Стандарт.
2.ОСНАВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2.1. Право потребителей на качество товаров
2.2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
2.3. Право потребителей на информацию
2.4.Права потребителей при покупке товаров, заключение договоров, оказание услуг.
2.5. Права потребителей при заключении договоров на оказание услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛЕОГРАФИЯ
1.5.
Стандарт
Понятие стандарт также определено в Законе и означает, что товар (работа, услуга) должны соответствовать обязательным требованиям к качеству, установленным в государственных стандартах, правилах, строительных нормах, а также в других нормативных документах, имеющих обязательное значение для данного вида товара (работы, услуги).(//)
Однако не все требования могут быть установлены в нормативной документации. Именно поэтому несоответствие товара обычно предъявляемым требованиям к качеству считается недостатком. Например, вы приобрели мебельный гарнитур, и после сборки оказалось, что цвет различных частей абсолютно не гармонирует друг с другом. Строго говоря, это не является нарушением стандартов, однако, исходя из обычно предъявляемых потребителями требований к качеству товаров, может быть расценено как недостаток и повлечь предусмотренную Законом ответственность.
И,
наконец, качество товара должно соответствовать
условиям договора. В законодательстве
предусматривается принцип свободы договора,
поэтому в договоре между сторонами могут
быть отмечены какие-либо особенности
передаваемого товара (работы, услуги)
по сравнению с установленными законодательством
обязательными требованиями. Допустим,
заключен договор на пошив одежды. При
заключении договора стороны согласовали
фасон. Любое отступление от фасона будет
расцениваться как недостаток выполненной
работы, несмотря на то, что изделие в целом
соответствует нормам качества, требованиям
стандартов и обычно предъявляемым требованиям.
2.
Основные права потребителей
2.1.Право
потребителей на качество
товаров (работ, услуг)
Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством.
Этот принцип и реализуется в Законе РФ "О защите прав потребителей", который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю то вар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.
Если стороны специально не оговаривали условия о качестве, то потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению. Если же потребитель при заключении договора поставил продавца (исполнителя) в известность о конкретных целях приобретения товара (услуги), то невозможность использования товара (услуги, работы) для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком товара.
Однако
свобода договора не означает, что качество
товара будет зависеть только от желания
сторон. Обязательные требования к качеству
некоторых товаров могут устанавливаться
в стандартах. Поэтому Закон специально
закрепляет правило: если предметом договора
является товар (работа, услуга), качество
которого должно соответствовать обязательным
требованиям стандартов, то переданный
потребителю товар (услуга, работа) должен
соответствовать этим требованиям. Например:
Семья пенсионеров Ткачук в июле 2009 года
на рынке ООО «Рынок» у частного предпринимателя
(с лотка ) приобрела краску масляную для
покраски фасада дома ( 5 банок по цене
140 рублей ). Через 7 дней после окончания
ремонтных работ, краска стала вздуваться
и лопаться. Гражданин Ткачук обратился
с претензией к продавцу, однако претензия
не была удовлетворена, после чего он обратился
в отдел по защите прав потребителей. Специалисты
отдела совместно с представителями торгово-промышленной
палаты проехали по указанному адресу
и подтвердили, что данный факт имеет место.
В этот же день была проведена проверка
предпринимателя в части подтверждения
качества товара. Документов, подтверждающих
качество проданной гражданину Ткачук
краски, не предъявлено. Продавец вынужден
был удовлетворить претензию потребителя
и вернуть ему деньги в сумме 700 рублей.
Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере.
Как известно, товар или работа не могут использоваться вечно, рано или поздно приходится с ними расставаться. Чтобы определить, какой же срок использования товара считается нормальным, Закон вводит понятие "срок службы", определяя его как период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность перед потребителем за возникшие в товаре существенные недостатки, возникшие по его вине. Этот срок может определяться как временным периодом, так и другими единицами измерения (километрами, метрами и т.д.). Продолжительность срока службы определяется изготовителем исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки, поэтому могут встречаться товары одного вида с разными сроками годности, произведенные разными изготовителями.
Как следует из формулировки Закона, установление срока службы - это право, а не обязанность изготовителя.(//) Надо отметить, что многие российские изготовители уже поняли преимущества установления срока службы. К этому их подтолкнула сама жизнь. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась резким ростом пожаров, вызванных возгораниями телевизоров, магнитофонов и других сложнотехнических товаров. Поскольку специального законодательства о защите прав потребителей не существовало, ответственность за причиненный возгораниями ущерб должны были нести изготовители. Практически все сгоревшие товары находились в эксплуатации более десяти лет и просто выработали свой ресурс. Если бы на эти товары был установлен срок службы, то ответственность изготовителей была бы ограничена этим сроком. Сегодня установление срока уже не редкость. Так, в августе 1995 г. Генеральным директором Волжского Автомобильного Завода был издан приказ, одним из пунктов которого на автомобили, выпускаемые заводом, был установлен шестилетний срок службы. Впоследствии этот приказ был отменен, однако я уверена, что в ближайшее время срок службы на автомобили этого завода будет установлен.
Если же изготовитель по каким-то причинам, не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то в соответствии с установленными Законом требованиями он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Исходя из интересов безопасности граждан, Закон устанавливает правило: если товар (работа), по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары (результаты работ) становится обязательным требованием для изготовителя.(//)
Перечень таких товаров должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Мы надеемся, что этот перечень будет принят очень быстро, однако пока установление сроков службы на любые товары остается правом производителя.
Поскольку не ко всякому товару можно применить нормы Закона о сроке службы, Закон вводит понятие "срок годности", т.е. период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Этот срок в обязательном порядке должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные товары (работы), перечень которых должен быть установлен Правительством РФ. Продажа товара с истекшим сроком годности или товаров, на которые в нарушение требований законодательства срок годности не установлен, не допускается.
Выбирая инструмент, музыкант предпочитает тот, на котором до него кто-либо играл. Такой инструмент всегда звучит лучше. Так и любой новый товар проходит определенный период "притирки", во время которого могут выявиться его особенности или недостатки.
Чтобы период привыкания к товару прошел наименее болезненно для потребителя, Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя) кроме сроков службы или сроков годности устанавливать на товар гарантийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например, обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в некоторых случаях и заменить товар на новый.
Рынок диктует свои условия, и наряду с изготовителями в борьбу за потребителей включились торговые компании, которые пытаются привлечь клиентов, предоставляя им различного рода дополнительные услуги.
И здесь гарантийное обслуживание приобрело довольно широкое распространение.
Закон предоставляет продавцам право установления дополнительной гарантии. Эта гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, установленного изготовителем. Продавец имеет право установить дополнительную оплату за право пользоваться гарантией и предоставить потребителю возможность приобрести товар с дополнительной гарантией или без нее.
Как правило, товары приобретаются для длительного пользования, и потребителю небезразлично, кто и как будет обслуживать товар после окончания гарантийного срока. Охраняя интересы граждан, Закон возлагает на изготовителя определенные обязанности по обеспечению послегарантийного обслуживания товара.
В соответствии с требованиями Закона, изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей, в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение установленного изготовителем срока службы или в течение десяти лет с момента снятия товара с производства, если срок службы не установлен.(//)
Если предприятие-изготовитель товара этих обязанностей не выполняет и потребитель сталкивается с невозможностью отремонтировать товар, у него возникают дополнительные права, например, право на устранение недостатков за счет изготовителя, а в некоторых ситуациях - и на замену товара.
Примеры
В
магазине «Вега» с. Михайловка куплен
холодильник «LG» по цене 13 тыс. рублей
в феврале 2008года. В течение года гражданин
Миронов обращался в мастерскую «Вега-Гарант»
в г. Уссурийске 3 раза с одним и тем же
недостатком (образование конденсата).
Заключение мастерской – «холодильник
исправен, в квартире Миронова низкая
влажность». В ноябре месяце гражданин
Миронов обратился в отдел по защите прав
потребителей. По рекомендации специалистов
отдела была проведена независимая экспертиза,
которая не подтвердила заключений гарантийной
мастерской «Вега-Гарант». Требование
гражданина Миронова о замене холодильника
было удовлетворено в досудебном порядке.
2.2.Право
потребителей на безопасность
товаров (работ, услуг)
1) Применение в повседневной жизни различных механизмов, которые могут выйти из-под контроля человека, не позволяет полностью исключить причинение вреда. Чтобы минимизировать возможность возникновения вреда при реализации товаров (работ, услуг), Закон придает большое значение реализации права потребителей на безопасность.
Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.
Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей. Условно эти мероприятия можно подразделить на две группы:
· мероприятия, направленные на недопущение поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред;
· мероприятия по предотвращению нанесения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.
Проводя мероприятия первой группы, государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государственные органы, прежде всего на федеральные органы по стандартизации, метрологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др. Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров является государственная система сертификации. Сертификация - это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов.