Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение закона «О защите прав потребителей».
Исходя из этой цели возникают следующие задачи:
1. ознакомиться с основными понятиями, применяемыми в законе: потребитель, изготовитель, стандарт, недостаток товара.
2. изучить права потребителей на качество товара, на безопасность, на информацию и права при покупке товара.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЗАКОНЕ
1.1. Потребитель
1.2. Изготовитель
1.3. Продавец
1.4. Недостаток товара (работы, услуги)
1.5. Стандарт.
2.ОСНАВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2.1. Право потребителей на качество товаров
2.2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
2.3. Право потребителей на информацию
2.4.Права потребителей при покупке товаров, заключение договоров, оказание услуг.
2.5. Права потребителей при заключении договоров на оказание услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛЕОГРАФИЯ
Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата несет продавец.
Еще одной гарантией обеспечения безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, используемых им товаров (работ, услуг) является и предусмотренная Законом обязанность изготовителя в необходимых случаях разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом специальные правила использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Продавец же обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Однако никакая, даже самая совершенная система сертификации не способна предотвратить поступление в реализацию товаров, которые причиняют, либо могут причинить вред жизни и здоровью потребителей. Поэтому Законом установлена обязанность изготовителя (исполнителя) приостановить производство товаров (работ, услуг), если установлено, что при соблюдении потребителями правил эксплуатации и хранения эти товары причиняют или могут причинить вред потребителям. Если установить причины причинения вреда не представляется возможным, либо в случаях, когда устранить эти причины невозможно, изготовитель обязан снять товары с производства. Одновременно изготовитель и продавец товара обязаны принять меры к отзыву опасного товара. Если изготовитель в добровольном порядке отказывается исполнять требования Закона по снятию товара с производства, то изъятие товара из оборота и отзыв его от потребителей производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложен государственный контроль за соблюдением прав потребителей (в настоящее время это ГКАП РФ и Госстандарт РФ).
Отзыв товаров от потребителей осуществляется за счет изготовителей. Это означает, что убытки, причиненные отзывом товара, изготовитель должен возместить как потребителям, так и продавцам в полном объеме.
2) С правом потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) связано право потребителей на возмещение вреда. Это право также закреплено в Законе.
Как уже упоминалось, ответственность изготовителя (исполнителя) за произведенный товар (работу, услугу) ограничивается сроком службы или сроком годности товара (работы, услуги), а если эти сроки не установлены, то изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товаров (услуг) в течение десяти лет с момента передачи потребителю. Если же в нарушение требований законодательства изготовитель (исполнитель) не установил срок службы на товар, на который установление такого срока обязательно, он будет нести ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей независимо от времени его причинения.
На практике нередко возникают ситуации, когда товар (работа или услуга) причиняют вред лицам, никак не связанным с производителем этого товара. Например, при возгорании телевизора зачастую ущерб причиняется не только имуществу владельца телевизора, но и имуществу других лиц. Данная ситуация предусмотрена Законом, в силу которого требовать возмещения вреда может любой потерпевший, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с причинителем вреда.
В соответствии с требованиями рассматриваемого Закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей, возмещается в полном объеме. Правила возмещения вреда жизни и здоровью гражданина установлены действующим гражданским законодательством.
При причинении вреда здоровью потребителя возмещению подлежит утраченный заработок или его часть, размер которого рассчитывается по правилам, установленным ГК РФ; расходы на лечение, дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование, а также другие расходы, вызванные повреждением здоровья.
Если
повреждено либо уничтожено имущество
потребителя, то ему должна быть предоставлена
вещь того же рода и качества или восстановлено
поврежденное имущество. В случае, когда
этого сделать нельзя, потребителю должны
быть возмещены убытки. Под убытками понимается
стоимость утраченного имущества, расходы,
которые произвел или должен будет произвести
потребитель в связи с утратой имущества
(реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые получил бы пострадавший
потребитель, если бы его право на безопасность
товара (работы) не было нарушено (упущенная
выгода).
2.3.Право
потребителей на информацию
Закон устанавливает общие требования к информации. В соответствии со ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг). Иными словами, потребитель имеет право знать, что именно ему предлагается, кто предлагает, и когда он (потребитель) может получить предлагаемое.
Под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре (работе, услуге), объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также использовать товар по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Условно их можно разделить на две группы:
1. Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце).
Из-за нестабильности экономики, которая приводит к быстрому появлению и исчезновению компаний, предлагающих потребителям те или иные товары (услуги), вопрос о надежности партнера становится одним из важных критериев потребительского выбора. В соответствии с требованиями Закона информация об изготовителе (продавце, исполнителе) должна содержать следующие сведения:
· фирменное наименование организации, т.е. ее название, позволяющее отличить ее от других организаций. В соответствии со ст. 54 ГК РФ наименование предприятия обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму, поскольку от организационно-правовой формы зависит объем ответственности предприятия.
· место нахождения организации. Место нахождения организации определяется по ее юридическому адресу, т.е. адресу, указанному в регистрационных документах.
· режим работы организации. Закон закрепляет право продавца (изготовителя, исполнителя) самостоятельно устанавливать режим работы своего предприятия (исключение составляют лишь государственные (муниципальные) предприятия).
Информация о продавце (исполнителе) должна содержаться на вывеске предприятия. Информация об изготовителе должна быть указана в документах, сопровождающих товар, на его упаковке, или доведена до потребителя иными способами.
сведения о лицензии. Если деятельность продавца (изготовителя, исполнителя) подлежит лицензированию, то потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию.
2. Сведения о товаре (работе, услуге).
Поскольку товар (работа, услуга) - это целый комплекс потребительских качеств, которые должны сохраняться и поддерживаться в течение определенного срока, Закон возлагает на продавца (изготовителя, исполнителя), кроме информации о товаре, предоставить потребителю сведения об организациях, уполномоченных на принятие претензий от потребителей и осуществляющих ремонт и техническое обслуживание товара (работы).
Однако значение имеет не только то, какая информация предоставляется, но и каким образом она доводится до сведения потребителей. В Законе прямо указано, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) дополнительно на государственных языках субъектов Федерации или родных языках народов России.
3) Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Ст. 12 Закона устанавливает два вида ненадлежащей информации:
недостоверная информация, т.е. информация, которая не соответствует действительности (например, проданная потребителю швейная машинка выполняет лишь 16 операций из 32, которые она должна выполнять исходя из предоставленной потребителю информации);
недостаточно полная информация, т.е. информация, которая не позволила потребителю сделать компетентный выбор необходимого ему товара, либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.
Если
в результате нарушения права на информацию
потребитель приобрел товар (работу, услугу),
не обладающий необходимыми ему свойствами,
потребитель вправе возвратить товар
продавцу и потребовать полного возмещения
убытков.
Если в результате отсутствия информации, оказалось, невозможно использовать приобретенный товар (работу, услугу) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков.
Рассматривая
споры о возмещении убытков, причиненных
недостоверной или недостаточно полной
информацией о товаре (работе, услуге),
суд должен исходить из предположения
об отсутствии у потребителя специальных
познаний о свойствах и характеристиках
товара (работы, услуги).
2.4.
Права потребителей
при покупке товара
Права потребителя при продаже ему товара с недостатками. Недостаток - это "несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара". Несоответствие товара стандарту может быть установлено независимой товарной экспертизой. Несоответствие товара условиям договора также можно установить с помощью экспертов, а если несоответствие очевидно, в проведении экспертизы нет необходимости. Трудности могут возникнуть только в части установления условий заключенного договора. Ситуация, когда условия договора купли-продажи оговариваются устно, очень распространена. В этом случае потребитель не лишен возможности доказывать с помощью свидетельских показаний, какие именно условия договора были установлены при его заключении, на это прямо указывает ст. 493 ГК РФ.
Наибольшие трудности могут возникнуть перед потребителем в случае, если проданный товар не соответствует обычно предъявляемым требованиям к качеству товара. Городской суд г. Торжка Тверской области рассмотрел дело по иску Бачурина М.В. к А/О "АвтоВАЗ" и А/О "Торжок-Лада". Истец настаивал на замене автомобиля, ссылаясь на то, что двигатель автомобиля издает нехарактерные, "подозрительные" шумы. Экспертным заключением было установлено, что при работе двигателя автомобиля прослушиваются стуки, не типичные для двигателя данной марки. На основании этого заключения суд пришел к выводу о том, что автомобиль не отвечает обычно предъявляемым требованиям к товару, и в феврале 1996 г. вынес решение, которым обязал соответчиков заменить автомобиль на аналогичный.
Под существенным недостатком товара (работы, услуги) Закон понимает такой недостаток, который:
- делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением;
- не может быть устранен;
- проявляется вновь после устранения;
- требует больших затрат для устранения;
- в значительной степени лишает потребителя того, на что он вправе был рассчитывать при заключении договора. (//)
Таким образом, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, качество товара следует считать ненадлежащим, а товар - имеющим существенный недостаток.
Невозможность или недопустимость в использовании товара в соответствии с его целевым назначением устанавливается товарной экспертизой, хотя в некоторых ситуациях проведение экспертизы не требуется, так как невозможность или недопустимость использования товара очевидна.
Например, если в автомобиле вышел из строя двигатель, то использовать такой товар невозможно, а если тормозная система - недопустимо. Если в телевизоре вышел из строя кинескоп, то использование телевизора в соответствии с его целевым назначением невозможно. Если в стиральной машине произошло короткое замыкание - использовать такой товар недопустимо, и специальных доказательств этих фактов не требуется.
Факт невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием.