Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач ctrl + c.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Безопасность  товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его  использования, хранения, транспортировки  и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

1.3 Правовое  регулирование отношений в области  защиты прав потребителей

Потребительское законодательство не исчерпывается  одним только Законом «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов (законов и постановлений Правительства), регулирующих отдельные отрасли потребительского законодательства.

Нормы потребительского законодательства содержатся в различных  отраслях права. Перечень нормативных  актов открывает Конституция  Российской Федерации [1] , которая закрепляет право граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т. д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе Российской Федерации [6] недавно появилась статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правонарушениях [7].

Основное регулирование  отношений с участием потребителей все же осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [3]. Действующий ГК РФ состоит из нескольких частей, первая из которых вступила в силу 8 декабря 1994 года и устанавливает правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, права и обязанности различных субъектов гражданских правоотношений, а также определяет общие условия заключения гражданско–правовых договоров. Вторая часть ГК РФ действует с 1 марта 1996 года и содержит нормы, определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.

Кроме ГК РФ и  Закона РФ «О защите прав потребителей», в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего, это законы РФ «О страховании», «О сертификации», «О естественных монополиях», а также Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» и другие нормативные акты.

Там, где действуют  несколько нормативных актов, неизбежно  возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу, более поздний  закон отменяет предыдущий, а специальный  закон имеет преимущество перед  общим. ГК РФ - общий закон и должен применяться лишь в той части, в которой не противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей». Но поскольку вторая часть ГК РФ была принята позже, чем Закон РФ «О защите прав потребителей», она, как более поздний закон, имеет преимущественную силу. Понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным ГК РФ, гражданин – потребитель пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга.

Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим  интересы потребителей, заключается  в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей» Нормы, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет перед внутренним законодательством государства. Это правило закреплено п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Наиболее известным  и часто применяемым международным  договором в сфере потребительского законодательства является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых  правил, касающихся международных воздушных  перевозок» с изменениями 1959 года.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

«Руководящие  принципы для защиты интересов потребителей» [2], принятые 9.04.85 г. Генеральной Ассамблеей ООН и подписанные Российской Федерацией, возложили на Россию определённые обязательства по закреплению в законодательстве основных прав потребителей, признанных международным сообществом. Практически все эти права нашли отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Одним из восьми общепризнанных прав потребителей является право на потребительское образование. Недостаточно предоставить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушение. Необходимо научить людей этими правами пользоваться, делать разумный и осмысленный потребительский выбор.

В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение.

Для реализации права потребителей на просвещение  требуется целая система государственных  мероприятий. Как следует из статьи 3 рассматриваемого Закона, на различных уровнях государственной системы образования учащиеся должны будут получать знания, умения и навыки, необходимые для реализации их прав как потребителей. Это предполагает принятие дополнительных нормативных актов различных уровней, более детально регламентирующих порядок и ответственность государственных органов по разработке и созданию соответствующих образовательных программ и стандартов.

На сегодняшний  день можно говорить о том, что  система информирования и просвещения  потребителей через средства массовой информации сложилась и успешно развивается. Практически все наиболее популярные средства массовой информации имеют постоянно действующие потребительские рубрики (например, приложение к газете «Известия» - «Известия – Экспертиза», рубрика к газете «Аргументы и факты», приложение к газете «Комсомольская правда», клуб потребителей «Привереда» в газете «Куранты», телевизионная программа «Экспертиза РТР» и другие). С 1992 года в России издаётся специальный потребительский журнал «Спрос», который публикует результаты потребительских испытаний различных товаров, комментирует судебную практику применения потребительского законодательства, публикует антирекламу товаров и услуг, а также полезную информацию для потребителей финансовых услуг. Но это лишь правовой ликбез, в котором отсутствует комплексность и последовательность. Всё острее встает вопрос о формировании систем школьного и вузовского потребительского образования, а также подготовки кадров для этой системы.

Знания законодательства о защите прав потребителей необходимы не только самим потребителям, но и производителям товаров и услуг, в первую очередь, менеджерам, администраторам, руководителям всех уровней, предпринимателям.

2. Государственная  защита прав потребителей

Полномочия Федерального антимонопольного органа

С принятием  Закона «О защите прав потребителей»  в России сложилась система органов, которые призваны осуществлять государственный  контроль за соблюдением потребительского законодательства. Полномочия этих органов  закрепляются в названном Законе.

Федеральный антимонопольный орган – это центральный орган исполнительной власти Российской Федерации, призванный проводить государственную политику по развитию конкуренции, поддержке новых экономических структур, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей.

В настоящее  время таковым является Государственный  антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК РФ). В своей деятельности ГАК РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами Президента и Правительства РФ.

Основными задачами ГАК РФ являются:

содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции;

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о  рекламе, законодательства о защите прав потребителей.

Что может ГАК  РФ?

Конкретные полномочия этого органа прописаны в Законах  РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О рекламе» и «О защите прав потребителей».

Согласно статье 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в

редакции Федерального закона № 2 от 9 января 1996 г.) федеральный  антимонопольный орган (его территориальные органы) направляет:

- предписания  изготовителям (исполнителям, продавцам)  о прекращении нарушения прав  потребителей, в том числе о  прекращении продажи товаров  с истекшим сроком годности, а  также о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

- материалы о  нарушении прав потребителей  в орган, выдавший лицензию  на осуществление соответствующего  вида деятельности, для решения  вопроса о приостановлении действия  данной лицензии или о её  досрочном аннулировании;

- материалы в  органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.

Государственный антимонопольный комитет (его территориальные  органы) в случаях обнаружения нарушений прав потребителей вправе обращаться в суд для их защиты, предъявлять иски в суды в интересах неопределённого круга потребителей или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных Законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от или за несвоевременное их исполнение.

Территориальные управления Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК РФ)

Федеральный антимонопольный  орган образует в субъектах федерации  свои территориальные управления. Их полномочия не могут превышать полномочий федерального антимонопольного органа. Они определены в Положении о территориальном управлении Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (утверждено приказом ГКАП от 13 ноября 1995 г. № 146) . Согласно этому Положению территориальные управления ГАК РФ осуществляют проведение единой государственной антимонопольной политики, защиту прав потребителей, пресечение недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной рекламы. Они действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ.

В Положении  подробно прописаны методы и формы  осуществления территориальным  управлением своих функций.

Территориальное управление вправе :

направлять в  ГАК РФ предложения по совершенствованию  соответствующего законодательства, практики его применения;

направлять обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых неправомерных  актов, о прекращении нарушений  антимонопольного законодательства, а  также о расторжении или изменении  заключённых соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

вносить в органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления на территории деятельности территориального управления предложения о введении или отмене лицензирования и квот, а также  о предоставлении льгот, льготных кредитов и отдельных видов государственной поддержки;

осуществлять  полномочия, предусмотренные Законом  РСФСР «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках»;

направлять нарушителям  антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей предписания о прекращении этих нарушений и т.п.;

принимать решения  о наложении штрафов за названные  нарушения, административных взысканий;

устанавливать наличие доминирующего положения  хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках;

принимать решения  о полном или частичном приостановлении  рекламной деятельности в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем  в представленный территориальным  управлением срок;

обращаться в  суд, арбитражный суд с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении в суде или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе;

направлять в  соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе [16].

Совместным письмом  ГАК РФ и Генеральной прокуратуры  РФ от 28 августа 1995 года территориальным управлениям вменено в обязанность в недельный срок направлять в органы прокуратуры для правовой оценки и принятия процессуального решения требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также других нарушениях законодательства. Приказом ГАК РФ от 4 апреля 1996 г. № 42 утверждено «Положение о порядке рассмотрения Комитетом и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» [16].

2.3.  Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)

Центральным органом  исполнительной власти РФ, осуществляющим государственное регулирование  и межотраслевую координацию  работ по стандартизации, метрологии и сертификации в настоящее время является Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ).

Закон РФ «О защите прав потребителей» (статья 42, пункт 3) возлагает на федеральный орган  по стандартизации, метрологии и сертификации координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), ответственен этот орган и за организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг). Таким образом, Госстандарт России обладает довольно широкими полномочиями в области обеспечения безопасности потребителей.

В соответствии с «Положением о государственной  инспекции по торговле, качеству товаров  и защите прав потребителей Министерства внешнеэкономических связей и торговли РФ» [13], утверждённым Постановлением Правительства от 14 июля 1997 года, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция) – государственный орган, основными задачами которого являются: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельностью по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущении поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Информация о работе Защита прав потребителей