Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 11:20, курсовая работа
За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ, либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил;
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин;
Статья 14.7. Обман потребителей;
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей.
2. Усовершенствованию
деятельности отдела могло бы
послужить также создание на
территории муниципального
3. В отдельных
случаях можно прибегнуть к
комиссионному рассмотрению
а) невозможно добиться от хозяйствующего субъекта устранения нарушения в добровольном порядке;
б) хозяйствующий субъект неоднократно нарушает законодательство о защите прав потребителей;
в) выявленные нарушения не попадают под законодательство о защите прав потребителей;
г) действия по устранению выявленных нарушений выходят за рамки полномочий органов местного самоуправления о защите прав потребителей и другие.
В этих целях при организации по защите прав потребителей муниципального образования может быть образована комиссия по урегулированию указанных вопросов из представителей отдела защиты прав потребителей, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, общественного объединения по защите прав потребителей. Состав комиссии утверждается нормативным правовым актом местного самоуправления. Примерное положение о комиссии дано в Приложении 6 .
4.1. Права общественных объединений потребителей
Помимо государственных органов на помощь потребителю приходят общественные объединения (ассоциации, союзы) потребителей, которые создаются в случае, когда необходимо объединить усилия людей для защиты нарушенных интересов, для проведения совместных мероприятий. Основная характеристика общественной организации – ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту прав своих членов и граждан вообще.
Общественные объединения потребителей существуют во многих государствах мира не один десяток лет. В нашей стране движение потребителей возникло в крупных городах. В сентябре 1988 года появился Ленинградский клуб потребителей, чуть позже – Московский союз потребителей. Затем стали возникать подобные объединения в Новосибирске, Свердловске, Ростове, Челябинске. На сегодняшний день в России зарегистрировано более 200 региональных общественных объединений потребителей[1] . Для координации своей деятельности общественные объединения создают национальные организации. Большинство российских региональных организаций объединены в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ). Кроме того, создаются объединения потребителей в различных сферах деятельности: Союз вкладчиков сбербанка, Союз потребителей автотехники России, Лига защиты прав путешествующих и т.д.[2] Движение потребителей существует не только в Российской Федерации, но и во многих странах СНГ. Для координации потребительского движения в этих странах была создана Международная конфедерация общества потребителей (КонфОП) – межгосударственная независимая организация. На сегодняшний день КонфОП объединяет 8 национальных и около 50 региональных организаций.[3]
Каждое общественное объединение потребителей (а также их ассоциации, союзы) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» [10], другими законодательными актами и может пользоваться правами, предоставленными Законом РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии
со ст. 27 Федерального закона «Об общественных
объединениях» (в ред. 17.05.97) общественное
объединение граждан имеет
- свободно распространять
информацию о своей
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- выступать с
инициативами по различным
- представлять
и защищать свои права,
В дополнение к этим полномочиям Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребительским организациям дополнительные полномочия. Рассмотрим некоторые из них.
Закон предоставляет потребительским организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг). Для реализации этого права общественные объединения потребителей могут учреждать собственные испытательные лаборатории, заключать договоры с уже действующими лабораториями. Многие потребительские организации активно используют это право и проводят испытании различных товаров, чтобы предоставить потребителям достоверную информацию о свойствах испытываемых товаров. Одно из достоинств потребительских испытаний – их независимость. Информируя о своём продукте, продавец или производитель старается предоставить лишь ту информацию, которая будет способствовать росту покупательского спроса. Задача же потребительских организаций – сравнить рекламируемый товар с аналогичными по характеристикам товарами других фирм и предоставить потребителю возможность осознанного выбора.
Еще одно право
общественного объединения
Главное отличие общества потребителей от государственного органа по защите прав потребителей – независимость. От государства, от политики, от бизнеса. К примеру, глава администрации города выносит постановление, ущемляющее права потребителей. В этом случае отдел при администрации вряд ли сможет выступить против своего руководителя (который к тому же финансирует работу отдела), а общество потребителей в состоянии это сделать и добиться отмены незаконного постановления.
Кроме того, общества
потребителей очень мобильны. Их деятельность
не связывают никакие инструкции
и бюрократические
Практически при всех обществах работают юристы, которые готовы помочь гражданам по широкому кругу вопросов, связанных с ущемлением их прав как потребителей.
Общественная организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района (далее Организация) создана в 1997 году и в своих действиях руководствуется Гражданским кодексом РФ [3], [5] , Законом РФ «Об общественных объединениях» [10], Законом РФ «О защите прав потребителей» и иными законодательными и нормативными актами РФ и международными соглашениями, Уставом Общества. 10 октября 1997 года организация была зарегистрирована в Управлении юстиции Приморского края [Приложение 7].
Общественная организация защиты прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района является полноправным членом и представителем интересов Ассоциации общественных объединений потребителей Приморского края (далее Ассоциация), в которую входят общественные организации по защите прав потребителей городов Владивостока, Артёма, Лесозаводска, Уссурийска. В соответствии с сертификатом, выданным Ассоциацией [Приложение 8], организация готова вносить посильный вклад в развитие данной организации путём создания наиболее благоприятных условий для деятельности её членов, содействия органам власти, общественным организациям и иным организациям в осуществлении мер по защите прав потребителей, а также проведения исследований, участия в проектах и программах, связанных с развитием рынка товаров, работ и услуг для населения.
Организация оказывает помощь не только жителям г. Уссурийска и Уссурийского района в защите потребительских прав. В Уссурийскую организацию обращаются за помощью, консультациями жители Михайловского, Надеждинского, Пограничного, Октябрьского районов. В настоящее время Организация работает над проектом создания в г.Уссурийске базового филиала Ассоциации общественных объединений потребителей Приморского края.
Штатные сотрудники организации – активные участники потребительского движения, их на сегодняшний день 10 человек. Всего в организации более 100 членов. Они приглашаются для участия в деятельности общественной организации (проведения рейдов, участия в качестве представителя истца в суде, участия в независимой экспертизе) по мере необходимости. Внештатные сотрудники общественной организации по защите прав потребителей уплачивают членские взносы, имеют удостоверения общества и активно участвуют в пропаганде Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественная организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района имеет право:
- проверять соблюдение
прав потребителей и правил
торгового, бытового и иных
видов обслуживания
- вносить в
органы прокуратуры и
- обращаться
в органы прокуратуры с
За время деятельности организации проделана большая работа по защите потребительских прав, пропаганде законодательства о защите прав потребителей. Только в 2002 году общественной организацией:
- в досудебном порядке было рассмотрено более 100 обращений, из них по письменным заявлениям – 58 обращений. В том числе по вопросам нарушения прав потребителей:
жилищно-коммунальными службами -18 обращений (ремонт кровель, залив квартир, некачественные услуги домоуправлений, службы заказчика, отсутствие горячей воды, тепла, энергоснабжения, вышедшее из строя бытовое оборудование из-за перенапряжения в электрических сетях);
медицинские услуги – 6 обращений (незаконное требование оплаты за лекарства при стационарном лечении, некачественная услуга зубопротезного кабинета и др.);
продажа некачественного товара (продовольственных товаров, промышленных товаров / в основном, обуви /, мебели, сложно-бытовой техники, дискет и пр.) [В Приложении 8 представлено исковое заявление в Уссурийский городской суд по факту продажи некачественной обуви];
оказание образовательных услуг – 2 обращения (незаконное требование внесения спонсорских взносов в учебных заведениях);
услуги туристических фирм – 1обращение (нарушение требований предоставления услуг визы);
бытовое обслуживание – 4 обращения (парикмахерские услуги, ремонт обуви, услуги химчистки);
услуги общественного питания -5 обращений.
- По распоряжению
главы администрации
- Работа в суде по защите прав потребителей -23 раза, из них как представители истца – 8 раз. Вынесено решений в пользу потребителей - все.
- Организация
ведёт активную работу по
На базе центральной городской библиотеки с 1999 года работает «Клуб потребителей». Проводятся встречи с жителями города, где члены организации дают консультации по вопросам защиты потребительских прав. Совместно с работниками библиотеки проводятся книжные выставки, обзоры журнала «Спрос».