Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 01:32, курсовая работа
Формирование рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе, одной из которых является анализ
потребительского спроса. Переход на рыночные отношения выдвигает
новые требования к участникам рынка, заставляет производить и
Введение
3
1. Основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли
5
1.1 Виды покупательского спроса и методы изучения на торговых предприятиях
5
1.2 Понятие о торговом ассортименте и факторы, образующие его построение на предприятиях розничной торговли
10
1.3 Принципы подбора и установления товарного ассортимента в магазинах
13
2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Ника»
18
2.1 Общая характеристика магазина «Ника» (наименование, организационно-правовая форма, место расположения, материально техническая база, специализация, форма обслуживания покупателей, структура управления)
18
3. Эффективность изучения покупательского спроса в магазине
26
3.1 Принципы подбора и установления товарного ассортимента в магазине
26
3.2 Анализ эффективности изучения покупательского спроса в магазине, его значение для формирования ассортимента товаров
28
3.3 Планирование ассортимента товаров в магазине
30
Заключение
36
Библиографический список
по дисциплине «Товароведение»
на тему: «Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине «Ника»
Введение |
3 |
1. Основные факторы
формирования торгового |
5 |
1.1 Виды покупательского спроса и методы изучения на торговых предприятиях |
5 |
1.2 Понятие о торговом
ассортименте и факторы, |
10 |
1.3 Принципы подбора
и установления товарного |
13 |
2. Характеристика организационно- |
18 |
2.1 Общая характеристика магазина «Ника» (наименование, организационно-правовая форма, место расположения, материально техническая база, специализация, форма обслуживания покупателей, структура управления) |
18 |
3. Эффективность изучения
покупательского спроса в |
26 |
3.1 Принципы подбора
и установления товарного |
26 |
3.2 Анализ эффективности
изучения покупательского |
28 |
3.3 Планирование ассортимента товаров в магазине |
30 |
Заключение |
36 |
Библиографический список |
ВВЕДЕНИЕ
Формирование рыночной
экономики в России ведет к
появлению новых проблем в экономическом анализе, одной из которых
является анализ
потребительского спроса. Переход на рыночные
отношения выдвигает
новые требования к участникам рынка,
заставляет производить и
продавать только то, что пользуется определенным
покупательским спросом.
Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок,
оценивая основные направления хозяйственной
деятельности величиной конечной прибыли,
которая напрямую зависит от знания рынка,
умения прогнозировать конечные результаты.
Пренебрежение законами рынка приводит
предпринимателя к финансовому краху,
и, наоборот, тот, кто умеет
своевременно предугадать перспективы
развития рынка и адекватно
среагировать на них, обеспечивает высокую
эффективность хозяйственной
деятельности.
В последние годы несбалансированность спроса и предложения породила иллюзию ненужности изучения спроса, но уже сейчас становится очевидным, что нельзя успешно вести коммерческую работу, особенно это актуально для предприятий торговли, не владея методикой анализа потребительского спроса. Приватизация предприятий торговли и нарождающаяся конкуренция усиливают актуальность этой проблемы, так как владельцам предприятия уже недостаточно просто выявить товары ограниченного спроса и предотвратить их дальнейшее поступление на рынок.
Необходимо заранее, еще до того, как возникнет проблемная ситуация на рынке, предусмотреть и устранить ее. Таким образом, изучение спроса населения является одним из ключевых элементов маркетинговых программ предприятий.
Формирование ассортимента составляет основу товарной политики предприятия. Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментом товаров позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающим. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.
Ассортиментная политика приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по ассортименту и качеству, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят его экономические показатели.
Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и максимально эффективно управляет ею.
Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.
Целью данной работы является изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента на торговом предприятии. Эта тема очень актуальна в наше время. И очень важно научиться применять результаты исследований спроса на практике. Не мене важной задачей является и грамотное составление товарного ассортимента.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Общий объем работы – 37 страниц. Библиографический список включает в себя 15 источников.
1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Термин "спрос" имеет
для экономиста специфическое значение.
Спрос
изображается в виде графика или таблицы,
показывающих количество
продукта, которое потребитель готов купить
по некоторой цене из
возможных в течение определенного периода
времени цен. Спрос выражает
ряд альтернативных возможностей: он показывает
количество продукта,
которое потребители будут покупать по
разным возможным ценам.
Коренным свойством
спроса является возрастание величины
(объема) спроса при снижении цены. Это закон спроса.
В его основе лежит поведение
покупателя. Во-первых, для потребителей
цена представляет co6oй
барьер, мешающий им совершить покупку.
Чем выше этот барьер, тем меньше продукта
он будет покупать. Низкая же цена усиливает
желание совершить покупку. Следовательно,
он покупает дополнительные единицы продукта
лишь при условии, что цена его снижается.
Во-вторых, при более низкой цене потребитель
может позволить себе купить больше данного
продукта, отказывая себе в приобретении
альтернативных товаров, либо приобрести
дешевый продукт вместо аналогичного
продукта (эти тенденции получили в экономике
название "эффекты дохода и замещения").
Развитие спроса определяется системой различных
факторов
(ценами на товары, уровнем дохода потребителей,
взаимозаменяемостью и
взаимодополняемостью отдельных товаров
и товарных групп). Спрос,
являясь платежеспособной потребностью,
может принимать различные виды.
Выделяют следующие виды спроса:
1) Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.
2) Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили.
3) Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации.
4) Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены.
5) Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
6) Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить.
7) Нерациональный спрос. Существуют товары и услуги, спрос на которые может противоречить общественным требованиям и нормам потребления. В таких ситуациях удовлетворение спроса представляется нежелательным из-за отрицательных последствий потребления соответствующих вредных товаров и услуг (например, алкогольные напитки, наркотики, табачные изделия, порнография и т.д.).
8) Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка.
Эффективное функционирование
любого торгового предприятия
Основной целью изучения спроса предприятиями розничной торговли является учет текущих изменений спроса и использование этих результатов в коммерческой работе.
Изучение различных видов спроса тесно связано
между
собой по большинству применяемых методов.
Наиболее разработанными
и практически сложившимися являются методы изучения
полноценного спроса. Их можно условно
разделить на две
группы: методы непосредственной
регистрации продажи товаров и методы,
основанные на балансовых расчетах
(например, на основе товарного
баланса).
Методы регистрации продажи включают такие приемы
и технические
средства, как учет продажи по товарным
ярлыкам, ярлыкам-вкладышам,
товарным (мягким чекам), а так же учет
продажи при расчете с
покупателями с применением электронных
кассовых аппаратов.
В магазинах по продаже товаров повседневного спроса наиболее удобно использовать отрывные ярлыки, ярлыки-вкладыши, товарные чеки. В них, кроме обязательных признаков (артикул, цена), могут быть дописаны те признаки товара, по которым ведется изучение спроса, например фасон, модель, цвет и др. В конце рабочего дня заведующие секциями подсчитывают количество проданных товаров и записывают их наименования в журнал регистрации, группируя по видам изделий и учитываемым ассортиментным признакам. По мере необходимости эти сведения представляют в торговый отдел.
Механизированная обработка
товарных ярлыков с помощью
В то же время применение этого метода даже с использованием современной вычислительной техники затруднено в связи с медленным переходом отечественной промышленности на международный торговый штриховой код. При применении международного торгового штрихового кода получение данных о продаже товаров в ассортименте обеспечивается в момент совершения покупки с последующей обработкой этих данных на компьютере.
На основе таких автоматизированных систем в узлах расчета с покупателями появляется возможность получить и накапливать данные о продаже товаров в развернутом ассортименте за любой период в так называемом реальном масштабе времени.
В розничных торговых организациях широко применяется балансовый метод учета реализованного спроса. Он основан на формуле товарного баланса:
|
(1) |
где Р - реализованный спрос;
Он - остаток товаров на начало периода учета;
П - поступление товаров за период учета;
Ок – остаток товаров на конец периода учета.
Исходные данные берут
из документов бухгалтерской отчетности
картотеки складов и затем рассчитывают
размер продажи товаров за отчетный период.
Но очевидно, что такой метод является
слишком громоздким и с его помощью трудно организовать оперативный
учет реализованного спроса за день, декаду,
пятидневку, что необходимо для коммерческой
работы.
При изучении спроса с применением компьютерной техники учет продажи товаров ведется на основе их движения: поступления от поставщиков, отпуска в магазины, данных инвентаризации.