Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 00:30, курсовая работа
Процесс управления товародвижением как составная часть маркетинговой деятельности требует информационного обеспечения. Для любого предприятия наличие данных о характере продукции, ее происхождении, оперативность получения информации о товаропотоках и правилах их учета жизненно необходимы. Эта проблема всегда стояла перед фирмами и предприятиями. До недавних пор она разрешалась с помощью товарных ярлыков, этикеток и вкладышей. В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (посредник, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность выбора и оценки их качества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Обзор литературы
1.1 Понятие и цель кодирования………………………………………..……….5
1.2 Системы кодирования………………………………………………………6
1.3 Структура кода и его основные элементы…………………………………11
1.4 Методы кодирования, их достоинства и недостатки………………….…..13
1.5 Штриховой код, его классификация и применение……………………….15
2 Практическая часть
2.1 Анализ стандартов, связанных с понятием «кодирования»……………...17
2.2 Анализ кодов разных групп продовольственных товаров……………..…20
2.3 Анализ кодов разных групп непродовольственных товаров……………..21
2.4 Проверка правил составления штрихового кода, товаров разных стран и фирм-изготовителей……………………………………………………..…..22
2.5 Значение штрихового кода в торговой деятельности…………………......24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……………………………………………...31
ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008. Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Специфика символики Data Matrix.
Область применения данного стандарта
Настоящий стандарт устанавливает требования к символике Data Matrix, а также параметры символики, кодирование знаков данных, форматы символов, требования к размеру и качеству печати, правила исправления ошибок, алгоритм декодирования и прикладные параметры, выбираемые пользователем.
Настоящий стандарт распространяется на все символы символики Data Matrix,напечатанные или нанесенные каким-либо другим способом. [5]
ГОСТ Р ИСО/МЭК 8825-2-2003. Информационная технология ACH.1. Специфика базовых (BER), канонических (CER) и отличительных (DER) правил кодирования.
Область применения данного стандарта
В настоящем стандарте
определен набор правил уплотненного
кодирования, который может быть
использован для получения
Правила кодирования, определенные в данном стандарте: используются во время передачи; предназначены для использования в тех случаях, когда при выборе правил кодирования большое значение имеет минимизация размера представленных значений; допускают расширение абстрактного синтаксиса путем добавления дополнительных значений, сохраняя кодирование существующих значений, для всех видов расширения, описанных в ГОСТ Р ИСО/МЭК 8224-1. [6]
ГОСТ Р 51294.9-2002. Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификации символики PDF 417.
Область применения данного стандарта
- требования к символике штрихового кода PDF- 417;
- показатели символики PDF- 417, кодирование знаков данных, форматы символов, размеры, правила коррекции ошибки, алгоритм декодирования и совокупность параметров применения. [7]
ГОСТ Р ИСО 22742-2006. Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Символы линейного штрихового кода и двумерные символы на упаковке продукции.
Область применения данного стандарта
Настоящий стандарт устанавливает: минимальные требования к дизайну этикеток на упаковке продукции, содержащих символы линейного штрихового кода и двумерные символы для передачи данных между торговыми партнерами; руководство по заполнению этикетки данными, представленными в символах линейного штрихового кода, двумерных символах или в форме, предназначенной для визуального чтения; особые рекомендации по выбору двумерной или линейной символик; требования к классам качества и плотности штрихового кода; особые рекомендации по двумерным символикам, предполагающие широкий выбор сканирующего оборудования общего назначения; рекомендации по размещению этикетки, её размеру и включению в неё неформализованного текста и сопутствующей графики .
Настоящий стандарт распространяется на идентификацию предметов и процессы в цепи поставок на стадии упаковывания продукции.
Настоящий стандарт устанавливает международные требования к содержанию данных для машинного считывания и визуального чтения на этикетках, используемых на упаковке продукции.
В стандарте указано, но не лимитировано применение этикеток, предназначенных для инвентарного и складского учета, обслуживания и заказа.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования и не определяет специальные размеры этикеток, области для маркировки и размещения информации. Для внедрения на предприятии настоящего стандарта поставщикам и изготовителям продукции рекомендуется согласовывать приведенные в нем параметры с торговыми партнерами.
Настоящий стандарт не отменяет
и не заменяет действующие требования
по безопасности, маркировке или этикетированию
и предназначен для установления
минимальных требований к упаковке
продукции в различных
2.2. Анализ кодов
различных групп
Для примера штриховой кодировки рассмотрим сигареты Pall Mall,
изготавливающиеся под контролем БАТ Россия (Москва).
Код страны 460, что по таблице кодов стран местонахождения
банка данных о штриховых кодах соответствует СНГ. Код изготовителя 0 422, где 0 указывает на то, что товар произведен под товарным знаком Pall Mall (British American Tobacco Brands), а 4 указывает на производителя (БАТ Россия). Цифры 22 говорят о том, что товаром в данном случае являются сигареты с фильтром, класс первый, марка Pall Mall Lights.
Контрольное число предназначено для проверки правильности
штриховой кодировки. Код: 46004222
1.6+0+2+2=10
2.10*3=30
3.4+0+4+2=10
4.10+30=40
5.40-40=0
Контрольная сумма = 0 — номер правильный.
Можно классифицировать данный вид продукции, совместив иерархический и фасетный методы:
Табачная продукция - сигареты – с фильтром – класс первый – с угольным фильтром – марки Pall Mall – легкие (Lights).
На данном примере видно удобство сочетания иерархического и фасетного методов, так как это сочетание дает наиболее полное и объемное представление о продукции как в отраслевых, так и в экономико-статистических целях.
2.3Анализ кодов различных групп непродовольственных товаров
Проведем анализ кода непродовольственных товаров на примере артикула.
Артикулом часто называют краткую условную характеристику изделия, указывающую на его частные признаки. Для разных групп товаров эта характеристика всегда будет разной.
Первая цифра артикула обозначает половозрастную группу: 1 – мужская, 2 – женская, 3 – мальчиковая, 4 – девичья, 5 – школьная, 6 – дошкольная 11 подгруппы, 7 – дошкольная 1 подгруппы, 8 – гусарики; 9 – пинетки.
Вторая цифра артикула обозначает вид обуви: 1 – сапоги, сапожки, полусапожки и унты; 2 – полусапоги; 3 – ботинки; 4 – полуботинки, туфли, сандалеты и опанки; 5 – туфли летние; 6 – сандалии; 7 – чувяки, туфли спортивные, дорожные и комнатные.
Третья и четвертая
цифры артикула обозначают разновидность
обуви.
Ниже приведены примеры разновидностей
обуви, которые меняются в зависимости
от рода и вида обуви.
Пятая и шестая цифры артикула обозначают метод крепления подошвы и материал, из которого изготовлена подошва.
Артикул: 2214/001/111
Расшифровать данный артикул можно так:
Половозрастная группа- женская; вид обуви- полусапоги; материал верха- текстиль; 4-6 цифра- номер модели; материал подкладки- текстиль, цвет- черный.
2.4. Проверка правил составления штрихового кода, товаров разных стран и фирм-изготовителей
Общие требования к нанесению штрих кода
В разрабатываемой композиции элементы изображения должны соответствовать следующим требованиям: отдельные точки диаметром не менее 0.3 мм; тонкие линии толщиной не менее 0.25 мм; замкнутая рамка в виде тонкой линии должна иметь толщину в 2-3 раза превышающую минимальную для уменьшения абразивного износа линии, печатаемой поперек направления печати: в композиции следует избегать сочетания крупных плашечных полей и мелких элементов изображения одного цвета, текста, напечатанного вывороткой шрифтом менее 3 мм; при печати мелкого шрифта целесообразно использование моноширинных шрифтов; расстояние между началом печатных элементов и краем печатного материала (пленки, пакета) должно быть не меньше 10 мм , т.е печать с полями на вылет не допускается.
Рекомендации по печати штрих-кода
При считывании штрихового
кода сканер реагирует на чередование
темных и светлых полей, поэтому
контраст между штрихами и пробелами
должен быть достаточным для его
работы. Поскольку лазерный луч сканера
красного цвета, то "видит" он цвета
так, как человек, носящий красные
очки.
Как правило, для печати штрихового кода
используются темные краски (черная, коричневая,
зеленая, синяя) на светлом фоне (белом,
желтом, оранжевом). При этом нужно выбирать
краски тех цветов, которые уже имеются
на упаковке и предусмотрены дизайном,
с соблюдением требовании контрастности.
Составлять полосы кода из различных красок
недопустимо. В идеале, напечатанные штрихи
символа штрихового кода должны быть совершенно
черные, а поле, на котором они печатаются,
- идеально белым. В этом случае обеспечивается
наивысшая контрастность.
Если придерживаться основных правил,
касающихся цвета, контраста и изображения,
то можно создавать читаемые штриховые
коды любых цветов и на любом типе упаковочного
материала. Ниже приведены цветовые сочетания
штриховых кодов, считываемые и не считываемые
сканером.
Товарный код разбит на 4 группы.
Первая группа состоит из 2х или 3х цифр - страна происхождения.
Вторая группа состоит из 4х-5ти цифр - номер предприятия.
Третья группа содержит 5 цифр – номер данного товара.
Четвертая группа – контрольное число.
Контрольное число, контрольная цифра — разновидность контрольной суммы, добавляется обычно в конец длинных номеров с целью первичной проверки их правильности. Применяется с целью уменьшения вероятности ошибки при обработке таких номеров: машинном считывании с упаковки товара, записи в документы, голосовой передаче от человека к человеку и т. п.
Порядок расчета контрольной цифры:
1.Складываются цифры на четных позициях кода
2.Результат умножается на 3
3. Складываем цифры на нечетных позициях
4.Складываем результаты второго и третьего действия
5. Определяется контрольное
число как разность между
Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.
Примером расчета контрольного числа в данной работе является товарный код конфет «FERRERO ROCHER». Товарный код: 8000500003787
1. 0+0+0+0+3+8=11
2. 11*3=33
3. 8+0+5+0+0+7+7=27
4. 27+33=60
5. 60-60=0
Контрольная сумма = 0 — номер правильный.
Следующий пример из молочных продуктов, сметана «Кубанская Буренка». Товарный код: 4690228018183
1.6+0+2+0+8+8=24
2.24*3=72
3.4+9+2+8+1+1+3=28
4.28+72=100
5.100-100=0
Контрольная сумма = 0 — номер правильный.
2.5.Значение штрихового кода в торговой деятельности
Изначально штриховой
код (ШК) задумывался как средство
для автоматической идентификации
товаров, облегчающее их учет производителям,
поставщикам и торговым предприятиям.
И если правильно пользоваться этим
средством, то оно действительно
выполняет свои функции. Однако учитывая,
что технологии штрихового кодирования
для нашей страны - дело сравнительно
новое, неудивительно, что их использование
частенько приводит к проблемам,
которых вполне можно избежать, если
знать о них заранее. Зачастую
на изделии или товаре можно обнаружить
два разных штриховых кода, в одном
из которых легко узнать стандартный
EAN-13, относящийся к данному
Таким образом, имея комплексную
систему автоматизации торговли
владелец торгового предприятия
сможет воспользоваться всеми
Однако вернемся к тем проблемам, о которых полезно знать приступая к работе со ШК.
Итак, на товаре имеется штриховой код. Но это далеко не всегда означает, что хлопот с ним у вас не будет. Технологии штрихового кодирования еще новы и непривычны и для торговли, и для производителей, поэтому не все предприятия научились правильно их использовать.
Идея кодирования товаров состоит в том, что каждый продукт и его тип (сорт, разновидность) имеет свой уникальный ШК. И эта идея иногда сводится на нет халатным отношением производителя, которому не хочется (или нет времени, знаний и пр.) хлопотать о регистрации ШК для всей номенклатуры производимой продукции. Поэтому иногда и случается, что вся водка завода N имеет один и тот же ШК - ведь продукт вроде бы один (водка), а то, что он выпускается пятнадцати разных наименований (и соответственно, разной цены), уже и не важно. А как быть магазину, получая такой товар?
Если предприятие производит продукцию в разной расфасовке (например, печенье в пачках разного веса или напитки в емкостях разного объема), то иногда бывает, что при маркировке одного изделия разной массы или переменной массы производитель использует один и тот же ШК. Это неправильно - если используется разная фасовка, то должны быть и различные ШК (одинаковые допускается лишь при вариантах оформления упаковки, например, в случае использования разных рекламных приемов). Ведь в результате получаются не просто товары различного веса или объема, но и разной себестоимости, что в итоге отражается на цене (например, у “Фанты” в больших и малых бутылках цена не пропорциональна объему, да и же упаковочные материалы могут использоваться различные - та же “Фанта” бывает в банке и в пластике, а это - разные сроки хранения, разные консерванты, иными словами, это разные товары.
Товар переменной массы - например, продукты деликатесной группы - многие предприятия предпочитают фасовать и маркировать этикеткой со ШК. Тогда в коде ЕАN-13 первая часть цифр отвечает за артикул изделия, а вторая - за вес. Это удобно использовать магазинам розничного звена. Как правило, на крупных предприятиях используются автоматы для маркировки, которые взвешивают и тут же печатают и наклеивают этикетки (это делается перед отправкой продукции, т.к. в этот момент ставится и дата изготовления), и ошибки при такой технологии исключены. Иными словами, знакомясь с новым поставщиком и его продукцией, следует обратить внимание на правильность формирования ШК на его товарах, соответствие этих ШК ГОСТу - если, конечно, вы не собираетесь перемаркировывать все товары этикетками магазина.
Информация о работе Кодирование товаров и его роль в управлении ассортиментом и качеством