Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 14:42, контрольная работа
Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потреби¬тельские свойства товаров. Для данной науки особое значение име¬ет исследование потребительской стоимости товаров. Любой товар обладает стоимостью и потребительской стоимостью. Количество об¬щественно необходимого труда, затраченного на производство то¬вара, определяет величину его стоимости. Полезность товара, спо¬собность удовлетворять какую-либо потребность человека, называ¬ется потребительской стоимостью. Потребительская стоимость товара обусловлена его свойствами. Под свойством продукции по¬нимают объективную особенность, которая проявляется при ее со¬здании, эксплуатации и потреблении. Свойства товара могут быть как природными, так и приобретенными в процессе производства, хранения и реализации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……..3
1 Контроль качества продовольственных товаров…………………...….6
2 Тара и упаковочные материалы продовольственных товаров……….10
3 Характеристика ассортимента круп………………..……………….….19
4 Характеристика способов, условий сроков хранения свежих овощей и плодов………………………………………………………………….……26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….….….33
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Контроль качества продовольственных товаров…………………...….6
2 Тара и упаковочные материалы продовольственных товаров……….10
3 Характеристика ассортимента круп………………..……………….….19
4 Характеристика способов,
условий сроков хранения свежих овощей
и плодов………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….….…
ВВЕДЕНИЕ
Товароведение — это научная дисциплина, изучающая
потребительские свойства товаров. Для
данной науки особое значение имеет исследование
потребительской стоимости товаров. Любой
товар обладает стоимостью и потребительской
стоимостью. Количество общественно необходимого
труда, затраченного на производство товара,
определяет величину его стоимости. Полезность
товара, способность удовлетворять какую-либо
потребность человека, называется потребительской
стоимостью. Потребительская стоимость
товара обусловлена его свойствами. Под
свойством продукции понимают объективную
особенность, которая проявляется при
ее создании, эксплуатации и потреблении.
Свойства товара могут быть как природными,
так и приобретенными в процессе производства,
хранения и реализации.
Возникновение товароведения
как науки относят к середине XVI в. В это
время увеличиваются объем и номенклатура
выпускаемых товаров, появляется необходимость
в систематизированных сведениях и знаниях
о них, т. е. в товароведении. По мере роста
промышленного производства перед товароведением
вставали различные задачи и, следовательно,
менялось его содержание. В развитии товароведения
можно выделить три важных этапа: первый
— товароведно-описательный, когд
Поскольку пищевые продукты значительно различаются по свойствам и предъявляемым к ним требованиям, то и в товароведении применяют знания и сведения из различных областей науки. Поэтому оно тесно связано со многими естественными, техническими и общественными научными дисциплинами. Экономика помогает вскрыть общественную сущность таких понятий, как потребительская стоимость, стоимость товара, товарное производство, товар, его исторический характер и т. д.; физика и химия дают общие сведения о строении, свойствах и пищевой ценности продуктов. Знания микробиологии, биохимии необходимы для правильного выбора режимов транспортирования и хранения пищевых продуктов. Связь товароведения с экономической географией, статистикой, экономикой и организацией торговли позволяет правильно организовать движение и учет товаров, определять потребность населения в них и т. д.
Основные задачи, стоящие перед товароведением:
1 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением С улучшением качеста потребительная стоимость продукта повышается. Особое место в товароведении продовольственных товаров занимает контроль качества, под которым понимают проверку соответствия показателей качества продуктов требованиям нормативно-технической документации. Контроль качества в торговле проводят при приемке, хранении и реализации товаров. Объектом товароведного исследования является средняя проба, т. е. небольшое количество продукта, взятое для определения качества партии товара. Средняя проба по составу должна быть тождественна всей партии, от которой она отобрана. Техника отбора средней пробы указывается в стандартах на методы испытания.
Методы исследования пищевых продуктов по характеру и способам выполнения подразделяют на органолептические и лабораторные.
Органолептические
методы исследования - это исследования
свойств и качества продуктов, которые
проводятся с помощью органов чувств.
В процессе дегустации при помощи вкуса,
обоняния, зрения и осязания определяются
такие показатели качества товара, как
вкус, запах, цвет (окраска), внешний вид,
консистенция. Органы чувств человека
реагируют на свойства продукта лишь в
известных пределах, определяемых так
называемым порогом ощущения. Так, человек
ощущает соленый вкус, если на 10 мл раствора
приходится не менее 0,05 г соли, а сладкий
- при наличии 0,4 г сахара на тот же объем.
Точно так же существуют пределы восприятия
запаха, света, звука. Органолептический
метод применяется в отношении самых разнообразных
продуктов. Для оценки качества целого
ряда продуктов этот метод имеет преимущественное
значение (чай, кофе, вина и др.). Важнейшими
показателями качества продуктов являются вкус и запах. Вкусовы
Вкусовые ощущения тесно связаны с обонятельными. Ощущения запаха могут вызвать только вещества, находящиеся в газообразном состоянии. Согласно последней классификации существует десять первичных запахов: мускусный, амбровый, кедровый, перечный, цветочный, миндальный, камфорный, эфирный фруктовый, фруктовый, спиртовой фруктовый. Орган обоняния человека еще более чувствителен, чем орган вкуса. Так, отталкивающий запах скатола ощущается уже при концентрации 0,0000004 мг/м3. Интенсивность запаха увеличивается при повышении температуры окружающей среды. В определении качества пищевых продуктов важную роль играют зрительные ощущения. Форма, цвет, прозрачность, мутность продукта определяются с помощью органов зрения. Точно определить окраску очень трудно. В шкале цветов насчитывается более 100 тоновых их оттенков. При определении цвета часто применяют сопоставление испытуемого продукта с эталоном, имеющим нормальную для данного продукта окраску. Этим приемом повышается точность определения. Окраска является одним из основных критериев при установлении товарного сорта плодов и овощей [15].
Осязательными (тактильными) ощущениями определяют консистенцию, температуру, структуру продукта, степень его измельчения и др. Осязанием с помощью пальцев контролируют степень помола муки, упругость охлажденного мяса и др. С помощью органов осязания ротовой полости можно судить о консистенции, упругости, сочности и хрупкости продукта.
Органолептическая оценка очень важна и во многих случаях имеет решающее значение при определении качества пищевых продуктов. Преимущества органолептической оценки заключаются в доступности, отсутствии необходимости применять приборы и реактивы, возможности быстро составить общее представление о продукте и его качестве.
Иногда высказывается
мнение, что органолептический метод
является субъективным и данные его
не совсем достоверны. Однако лабораторные
методы исследования также носят
определенные элементы субъективизма.
Поэтому при определении
Существует
несколько видов
Из других видов органолептической оценки можно назвать методы треугольных сравнений, разбавления, ранжирования, экспертный и социологический.
Лабораторные методы. Для выявления пищевого достоинства, химического состава и безвредности пищевых продуктов пользуются физическими, физико-химическими, химическими, биохимическими и микробиологическими методами исследования. Наиболее полную и верную оценку качества пищевых продуктов можно дать только в результате соединения органо-лептического и лабораторных методов исследования. К достоинствам лабораторных методов следует отнести точность результатов и возможность выражения их в количественных показателях.
Химическими и биохимическими методами пользуются для количественного и качественного определения отдельных веществ химического состава продуктов. Определение Сахаров, кислот, белков, витаминов, минеральных веществ и других составных веществ продуктов производят этими методами. В торговой практике часто пользуются химическими методами исследования при контроле качества пищевых продуктов на их натуральность, доброкачественность и соответствие стандартам.
Физические и физико-химические методы исследования имеют ряд преимуществ перед химическими благодаря своей быстроте и простоте. Этими методами определяют относительную плотность, температуру плавления, застывания и кипения, структурно-механические свойства, оптические показатели при помощи рефрактометрии, колориметрии, поляриметрии и др. Так, колориметрическим методом можно точно определить интенсивность окраски пищевых продуктов; поляриметрическим - содержание сахара в продуктах; рефрактометрическим - наличие сухих веществ в продуктах и т. д.
Микробиологический метод исследования играет важную роль при исследовании пищевых продуктов. Им выявляется степень микробного обсеменения, количество и вид микробов и плесневых грибов в продуктах питания, наличие бактерий, вызывающих отравления и заболевания. Этим методом в конечном итоге определяют пищевую безвредность продуктов [15].
2 ТАРА И УПАКОВКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений, а окружающую среду от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции.
Тара - это основной элемент упаковки представляющий собой изделие, предназначенное для упаковки, хранения, транспортирования и продажи товаров.
Картонная упаковка. Этот вид упаковки в нашей стране самый популярный и самый распространенный. По количеству предприятий, выпускающих эту упаковку, картон занимает первое место! В настоящее время на российском рынке картонную упаковку выпускают как международные, так и российские компании. Эта упаковка находит свое применение в основном в пищевой, алкогольной и табачной промышленности. Достаточно указать на тот факт, что эта упаковка используется более чем для половины всей выпускаемой жидкой молочной продукции. Для потребителя эта упаковка является самой удобной и практичной. Картонные упаковки типа "тетра-пак" и "пюр-пак" обеспечивают более длительный срок хранения благодаря технологии пастеризации или стерилизации. Преимуществами картонной упаковки является относительная прочность при транспортировке, легкость, компактность, возможность упаковывать большое количество самых разнообразных продуктов, высокая экологичность - картон разлагается на 100% и растворяется в окружающей среде, не нанося ей никакого ущерба, и, конечно, возможность нанесения красочных изображений самыми разными способами. Картон часто используют как упаковочный материал при создании так называемых комбинированных, или "гибридных", упаковок, как, например, блистер-упаковка, упаковка в термоусадочную пленку или bag-in-box [14].
Информация о работе Контроль качества продовольственных товаров