Контроль качества продовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потреби¬тельские свойства товаров. Для данной науки особое значение име¬ет исследование потребительской стоимости товаров. Любой товар обладает стоимостью и потребительской стоимостью. Количество об¬щественно необходимого труда, затраченного на производство то¬вара, определяет величину его стоимости. Полезность товара, спо¬собность удовлетворять какую-либо потребность человека, называ¬ется потребительской стоимостью. Потребительская стоимость товара обусловлена его свойствами. Под свойством продукции по¬нимают объективную особенность, которая проявляется при ее со¬здании, эксплуатации и потреблении. Свойства товара могут быть как природными, так и приобретенными в процессе производства, хранения и реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……..3
1 Контроль качества продовольственных товаров…………………...….6
2 Тара и упаковочные материалы продовольственных товаров……….10
3 Характеристика ассортимента круп………………..……………….….19
4 Характеристика способов, условий сроков хранения свежих овощей и плодов………………………………………………………………….……26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….….….33

Вложенные файлы: 1 файл

ТОВАРОВЕДЕНИЕ.docx

— 72.30 Кб (Скачать файл)

 

 

Полимерная упаковка. Блистер-упаковка. Жесткая потребительская полимерная тара. Основное ее назначение - обеспечивать сохранность продукции в установленные нормативно-технической документацией сроки, т. е. предохранять товары от деформации, разрушений, разливания, высыпания, высыхания и других видов потерь. В связи с этим тара должна обладать определенной механической прочностью и жесткостью, быть удобной в обращении и потреблении. Форма, конструкция и вместимость определяются формой и свойствами упаковываемого товара, применяемым полимерным материалом, способом изготовления тары. При выборе полимерного, картонного, деревянного бумажного, комбинированного или стеклянного упаковочного материала обычно руководствуются свойствами упаковываемой продукции и требованиями к ее сохранности. При выборе способа изготовления учитывают требование экономической целесообразности. Наиболее распространенные способы изготовления жесткой полимерной тары - экструзионно-выдувной, литьевой, термо- и вакуумформование, в меньшей степени - прессование.

Полимерная жесткая  тара обычно изготавливается из полиэтилена  низкой и высокой плотности, полипропилена, композиций непластифицированного и пластифицированного поливинилхлорида, полистирола и его сополимеров, поликарбоната, полиакрилатов, полиформальдегида, полиэфиров, меламино- и мочевиноформальдегидных смол. Из указанных полимерных материалов изготавливают флаконы, бутылки, банки, коробки, пеналы, кюветы, стаканчики различных форм и вместимости. Полимерная жесткая тара во многом в настоящее время заменяет собой стеклянную тару до этого активно использовавшуюся в промышленности. Жесткая потребительская тара из картона изготавливается из картонных листов или рулонного картона методом вырубки с последующей склейкой, либо соединение осуществляется металлическими скобами. Деревянная потребительская тара на сегодняшний день используется для подарочных или специфических видов упаковки (коробки для сигар, рома, дорогих сортов карандашей и т. д.). Для её изготовления используется весь спектр деревообрабатывающих станков.

     Блистер-упаковка состоит из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала, как правило, из термопластичных материалов - ПВХ, ПЭТ, полистирол. Этот футляр прикрепляют к картону сваркой, скобами или клеем. Применяют такую упаковку для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров. Эту упаковку мы встречаем на каждом шагу, покупая, например, батарейки или зубные щетки. Но в большинстве случаев эта упаковка изготовлена за границей и "приехала" к нам уже вместе с товаром. Отечественных же производителей блистер-упаковки чуть более десяти, и практически все они находятся в Москве. Одним из первопроходцев этого сегмента рынка в России была компания "Ланга-М", производящая блистерную упаковку с трехсторонней загибкой, позволяющей надежно фиксировать этикетку без дополнительных приспособлений [14].

  Упаковка из пленочных материалов. В настоящее время в пленки упаковывается более 80% товаров. Это связано прежде всего с многолетней привычкой покупателя к данному виду упаковки и возможностью ее применения в самых различных сферах. В пленку можно упаковать практически любой товар. Благодаря большому разнообразию пленочных материалов: полиэтилен, полипропилен и т.д., возможностям заданно изменять свойства пленки в результате различных химических добавок, наличию разных способов упаковки: в термоусадочную пленку, в растягивающиеся пленки и т.д. - этот вид упаковки еще долго не сдаст свои позиции на рынке упаковки [1].

  Упаковка в термоусадочную пленку. Паковать в термоусадочную пленку, которая сокращается при нагревании и плотно обтягивает товар, можно каждый предмет отдельно, можно упаковать набор предметов. Существует еще и штабельный способ упаковки, когда товары укладывают на жесткий поддон в несколько рядов и сверху пакуют в термоусадочную пленку. Этот вид упаковки применяется, как правило, в качестве транспортной тары. Упаковка в термоусадочную пленку очень распространена в нашей стране благодаря большому количеству преимуществ, и прежде всего из-за компактности и легкости: эта упаковка не занимает дополнительного места и не дает большого дополнительного веса, поэтому удобна при транспортировке и хранении. Такой способ упаковки придает товарам большую прочность при транспортировке, увеличивает срок хранения продукта, защищая товар от внешних воздействий. Товар в термоусадочной пленке виден и не требует дополнительных средств на оформление упаковки. Стоимость такой упаковки невысока, а применять ее можно для самых разных товаров. По термоусадочной упаковке мы можем судить о сохранности товара: не заглядывал ли в коробку конфет, покупаемых вами, кто-нибудь еще? Этот способ упаковки относится также к типу комбинированных, когда один товар упаковывается в несколько видов упаковки, каждая из которых решает свои задачи [1].

    Полиэтиленовые пакеты. Этот вид упаковки, пожалуй, самый универсальный: мы практически все складываемся в пакеты, используя их и как индивидуальную упаковку для разных продуктов питания, ТНП, и как транспортную тару, перенося в них самые разнообразные вещи. Последние достижения прогресса: разработка пищевого полиэтилена, гигиеническая сертификация упаковок на химическую стойкость (невозможность проникновения химических частиц упаковки в продукцию) и введение различных добавок в полиэтилен для увеличения прочности должны навсегда избавить потребителя от стереотипа прежних дней, что продукция в такой упаковке имеет "полиэтиленовую добавку" и что пакеты очень непрочны [1].               

     Металлическая упаковка. В противоположность полимерной упаковке все более сдает свои позиции фольга. Главное качество фольги - непроницаемость для паров и газов. Она супергигиенична, совместима с различными пищевыми продуктами, химическими веществами, может сохранять заданную форму, непрозрачна. Это дает возможность использовать эту упаковку практически везде. Но фольга имеет один серьезный недостаток - она очень сильно подвержена механическому воздействию и непрочна. Эта проблема, как правило, решается способом создания комбинированной упаковки с применением еще одного или нескольких видов упаковочных материалов: упаковку из фольги помещают в другую упаковку, как, например, детское питание - в пакете из фольги и в бумажной коробке.

      В настоящее время фольгу используют для упаковки скоропортящихся продуктов - по своим качествам эту задачу фольга решает лучше всех других видов упаковочных материалов; для упаковки кофе, пряностей, супов, чая, детского питания, сухого молока и мучных изделий, для сигарет - благодаря непроницаемости и непрозрачности фольга превосходно сохраняет ароматы и защищает от солнечных лучей и кислорода; для асептической упаковки жидкостей, для упаковки творога, творожных сырков, плавленых сыров и т.д.

Другая упаковка из алюминия - алюминиевая  банка. К сожалению, у нашего потребителя, в отличие от западного, сложилось негативное мнение по поводу алюминиевых банок. Считается, что продукция в них получает привкус металла и имеет большое количество консервантов. Однако радует то, что такой стереотип восприятия остается пока только для пива, а слабоалкогольные коктейли и другие напитки в банках уже завоевали доверие россиян. [8].

    Преимуществ у этой упаковки достаточно. Несмотря на все предубеждения, напиток в алюминиевой банке сохраняет свои вкусовые качества значительно лучше, чем в пластиковой, что подтвердили результаты экспериментов. Банка непрозрачна, алюминий надежно защищает продукцию от вредного воздействия окружающей среды и никак не воздействует на продукцию сам. Банка легкая и компактна, что важно при транспортировке и складировании. Быстро охлаждается, что очень существенно для прохладительных напитков, в летнюю пору особенно. Алюминиевая банка может быть красочной и сохраняет красивый внешний вид практически всегда. Приобретая напиток в алюминиевой банке, вы можете быть уверены в качестве, так как подделать этот вид упаковки мошенникам не по средствам. И наконец, банка является одноразовой упаковкой, подлежит полной переработке, а посему является чуть ли не самым экологичным видом упаковки [8].

  

Элементы упаковки:

  • Тара
  • Амортизационные материалы
  • Прокладочные материалы
  • Вспомогательные материалы и средства (лента клеевая на бумажной основе, лента стальная упаковочная, проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения)

Функции упаковки:

  • предохранение товара от вредного воздействия окружающей среды
  • защита окружающей среды от вред воздействия на нее товаров
  • защита от влияния товаров друг на друга
  • создание условий для механизации труда на складе
  • обеспечение условий для сохранения количества и качества товара на всем пути его жизненного цикла
  • создание удобства при приемке товара по количеству и по качеству
  • информационность упаковки
  • выкладка товаров в торг зале
  • повышение культурного уровня обслуживания за счет упаковки

 

Определения транспортной тары:

Барабан — транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигзагов катания, с плоским дном.

Бочка — транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы с обручами или зигзагами катания, с доньями.

Мешок — транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина мешка открытая или закрытая.

Фляга — транспортная многооборотная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.

Ящик — транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.

Лоток — ящик без крышки с выступающими или не выступающими угловыми планками высотой не более 130 мм.

К потребительской  таре относятся:

Банка (емкостью 250 мл-10 л); бутылка; пробирка (емкостью до 50 мл); канистра; коробка (разовая, закрывается крышкой); пачка (разовая, закрывается клапанами); пакет (разовая мягкая тара с корпусом в форме рукава, емкостью до 20 л); туба (разовая); ампула (разовая) [12].

Классификация упаковки:

  • По выполняемым функциям:

- потребительская (или внутр. тара) поступает вместе с товаром, стоимость тары включается в стоимость товара. Для жидких товаров потребительская тара является обязательной и не является самостоятельной транспортной единицей. В основном потребительская тара бывает небольших размеров, разновидностью такой тары является подарочная упаковка.

- производственная (цеховая тара) используется для группировки товара в пределах одного предприятия

транспортная (внешняя тара) используется для транспортирования товара, имеет большие размеры (ящики, мешки), бывает крупногабаритной и мелко.

- тарооборудование – используется для выкладки товара для временного хранения товара, для продажи товаров методом самообслуживания

  • Назначение тары:

- специализированная

- универсальная

  • В зависимости от принадлежности тары:

- тара общего назначения

- тара индивид назначения (инвентарная тара, делается обычно по заказу и является собственностью предприятия, значит, подлежит обязательно возврату)

  • По кратности использования:

- разовая

- возвратная

- многооборотная (ящики, мешки)

  • По конструкции:

- разборная

- неразборная

- складная

- со съемными деталями

  • В зависимости от наличия укупорочного средства: открытая, закрытая

- плотная (без просвета)

- решетчатая (с просветами)

- аэрозольная, изотермическая, изобарическая

  • По способу изготовления:

- литая

- штампованная

- клееная

  • По сырьевому материалу:

- картонная

- полимерная

- деревянная

- комбинированная 

  • Устойчивость к внешним механическим воздействиям:

- жесткая (ящики, бочки, фляги)

- п/жеская (картон коробки)

- мягкая (мешки)

  • По месту упаковывания:

- производственная  

- торговая [12].

 

   Упаковывание является заключительной стадией в выпуске продукции, при этом решаются задачи организации, характерные для всех производственных процессов: выбор сырья и материалов для изготовления продукта и упаковки, технологии их производства, оборудования, технологии упаковывания, а так же вопросы транспортирования и складирования готовой упакованной продукции. Упаковка позволяет сократить потери продукции, гарантировать их качество, увеличить сроки хранения, обеспечить доставку потребителю, помогает автоматизировать производство [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА КРУП

 

    Крупа представляет собой целое или дробленое ядро зерна, освобожденное от оболочек, зародыша и алейронового слоя. Вырабатывают крупу из зерна злаковых (кроме ржи), гречихи и гороха. Крупа обладает высокой пищевой ценностью, поэтому широко используется в домашнем и общественном питании для приготовления гарниров, каш, супов, запеканок и других блюд, а также для изготовления разнообразных концентратов и некоторых видов консервов.Пищевая ценность крупы определяется высоким содержанием крахмала (55-85%), белков (7-25%). Жира в крупе мало, относительно высокое его содержание наблюдается в крупах из овса (до 7%). В крупах содержатся значимые количества минеральных веществ, витаминов и пищевых волокон. Относительно низкое содержание воды в крупе (12-15%) способствует ее длительному хранению [4].

Информация о работе Контроль качества продовольственных товаров