Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:15, курс лекций
Качество товаров. Общие сведения о полимерах и пластмассах. Силикатные товары. Товары бытовой химии. Трикотажные изделия. Металлохозяйственные товары.
Лекция 2
Качество товаров
– 1 –
Качество как важнейшая
категория товароведения
Под качеством понимают совокупность свойств товара, определяющих способность удовлетворять потребности в соответствии с назначением.
В употреблении термина «качество товара» не совсем правильным является выражение «некачественный товар». В такой терминологии как бы отрицается наличие у него качества. Товар без качества существовать не может, оно может быть низким, не соответствующим потребности. Поэтому следует употреблять термины недоброкачественный, не соответствующий требованиям товар.
Качество всегда выступает сравнительной величиной. При рассмотрении качества товара мера его ценности всегда сопоставляется с аналогичными товарами (уровень качества выше, аналогично или ниже относительно других подобных изделий).
Качество товаров зависит от многих факторов. Их можно разделить на три подгруппы:
- непосредственно формирующие качество товара;
- стимулирующие качество товара;
- способствующие сохранению качества.
Факторами, формирующими качество товаров, являются исходные материалы, конструкция изделия, технология производства.
Исходные материалы (сырье) – основополагающий фактор формирования качества товаров, так как свойства исходных материалов предопределяют особенности конструкции, технологической обработки, поведение изделий в потреблении.
Конструкция – строение изделия, определяющее его форму, соотношение и взаимосвязь ее частей и элементов. В соответствии с требованиями к изделиям осуществляется выбор основных и вспомогательных материалов, определяются конструкционные элементы изделий, способы их взаимосвязи взаимодействия, методы соединения деталей, виды обработки и отделки, технические характеристики конструкции. Именно конструкция обеспечивает характер функционирования изделия при его потреблении, устойчивость удовлетворения потребностей, соответствие особенностям человека.
Технология производства – завершающий фактор формирования качества. При нарушении технологических режимов, низком качестве труда работников могут образовываться различные виды дефектов, снижающие качество или приводящие товар в негодность.
К факторам, стимулирующим качество товаров, относят те, которые связаны с деятельностью человека на всех этапах их жизненного цикла. Особое значение имеет, прежде всего, государственная политика в области качества, направленная на разработку законодательных актов и положений, обеспечивающих деятельность на постоянное повышение качества товаров. Стимулирует качество стандартизация и проведение сертификации товаров. Определенное стимулирование обусловлено применением санкций за выпуск и реализацию недоброкачественных товаров, их фальсификацию.
Важнейшими сохраняющими факторами являются упаковка, условия транспортирования, хранения, реализации и потребления.
Для большинства
- бережное обращение с товарами;
- упорядоченное и обозримое размещение товаров;
- защита товаров от внешних воздействий и загрязнений;
- систематический контроль за состоянием товаров;
- специальные меры
ухода за товарами с учетом
особенностей их
- 2 –
Постоянное повышение качества и его обеспечение в общественном воспроизводстве не может осуществляться без его оценки.
Оценка качества товаров — это определение степени их полезности и способности удовлетворения потребности. Современная наука пока не располагает прямым измерением степени полезности и способности удовлетворения потребности при использовании товара. Поэтому ее определяют через оценку свойств товара, которые рассматриваются как показатели качества. Поскольку качество выступает как сравнительная величина в сопоставлении с другими аналогичными товарами, то фактически определяется уровень качества. Под ним понимают относительную характеристику товара, полученную путем сравнения показателей его качества с соответствующими показателями базового образца.
При оценке качества особую значимость имеет оценка свойств товара, которые определяют его ценность для человека. Количественное и качественное выражение одного или нескольких свойств является показателем качества.
Показатели качества классифицируют по следующим признакам: количеству характеризуемых свойств, способу выражения, методу определения, применению для оценки уровня качества, стадии определения.
По количеству характеризуемых свойств различают показатели единичные и комплексные. Единичные характеризуют одно из свойств товара, определяющего особенности его качества. Например, прочность крепления подошвы обуви, термостойкость стеклоизделий, вязкость лака и т.п. Комплексный показатель как бы синтезирует ряд простых, или группы свойств. Например, теплозащитность одежды, прочность керамических изделий. Комплексные показатели, выражающие одну из групп свойств, называют групповыми (например, эстетические свойства товара). Комплексный показатель, выражающий совокупность всех потребительских свойств, определяющих качество, называют обобщенным.
По характеризуемым свойствам различают следующие группы показателей: социальные, функциональные, эргономические, эстетические, экологические, экономические.
По способу выражения показатели могут быть размерными и безразмерными (условными). Размерные выражаются количественно в конкретных единицах измерения (градусах, кубических сантиметрах, метрах и т.п.). Безразмерные показатели выражаются в условных единицах, чаще всего — в баллах.
Показатели могут определяться путем измерения с помощью измерительных средств, органолептической оценки, опросов потребителей, опытной эксплуатации.
Органолептическая оценка является начальной при ознакомлении и осмотре товара, простейших пробах выявления свойств и показателей качества. Метод не исключает использования некоторых простейших средств, повышающих разрешающие способности органов чувств (лупы, микрофона с усилителем громкости, карт цветов и т.п.). Органолептическую оценку отличают простота, доступность широкого использования, единственная возможность оценки ряда свойств (эстетических, запаха, звучания музыкальных инструментов и т.п.).
При всех достоинствах названный выше метод имеет существенные недостатки. Он не дает возможности выразить результаты оценки точным числовым значением показателей. Точность и достоверность оценки субъективна и зависит от квалификации, навыков, способностей и индивидуальных особенностей оценивающих.
Измерительный, или лабораторный, метод характеризуется широким спектром измерений с помощью приборной и машинной техники и проведения испытаний. Его достоинствами являются объективность, точность, возможность выражения показателей в натуральных соизмеримых единицах. Однако он требует соответствующего оборудования, необходимых лабораторных условий. Определенная часть испытаний связана с разрушением образцов.
Регистрационный метод основан на проведении наблюдений и регистрации событий, случаев, предметов. Например, случаев отказа в работе за определенный период эксплуатации изделий.
Расчетный метод основан на получении информации о показателях качества расчетом. Показатели рассчитываются по другим свойствам. Например, по твердости стали определяют ее прочность при растяжении.
Экспертный метод определения показателей и оценки качества осуществляется на основании мнений специалистов — экспертов. Он основан на органолептической оценке экспертов, но дополняется значениями показателей, определенных измерительным и расчетным методами. Он отличается большей объективностью, поскольку выражает мнение группы квалификационных специалистов.
Экспертная оценка используется при рассмотрении новых товаров, разработке нормативных документов на товары, определении номенклатуры показателей качества и коэффициентов их весомости, выборе базовых показателей, оценке их с помощью органов чувств (например, эстетических свойств, имеющих субъективно-объективную природу). При экспертной оценке ее результаты выражают в условных единицах (например, в баллах). Их определение может проводиться экспертами независимо друг от друга либо в процессе обсуждения.
Экспертная оценка может проходить в один, два или несколько туров. Окончательное решение по результатам оценки может приниматься на основании усредненных оценок, данных экспертами, либо голосования экспертов.
Социологический метод оценки качества основан на сборе и анализе мнений потребителей. Сбор мнений может осуществляться в ходе реализации и потребления товаров путем устного опроса, распространения анкет-вопросников, проведения покупательских конференций, выставок-смотров, аукционов и т.д. Одним из способов такой оценки может являться пробное потребление опытной партии товара. Потребительская оценка получает широкое распространение, так как результаты потребления наиболее точно выражают степень удовлетворения потребностей. Результативность социологического метода зависит от уровня научно обоснованной системы опроса, а также используемых способов обработки полученной информации.
Обеспечение качества товаров на этапах создания, потребления и реализации вызывает необходимость его контроля. В процессе контроля устанавливается соответствие показателей качества требованиям потребителей и нормативной документации. Контроль качества проводится на всех стадиях жизненного цикла товаров. При этом виды и цели контроля на каждой стадии могут быть различными.
Особую значимость имеет производственный контроль качества. Он призван обеспечить полное соответствие показателей качества установленным требованиям. На предприятиях данный контроль осуществляют отделы технического контроля (ОТК). Они организуют входной, операционный и приемочный контроль производимых товаров.
Входной контроль организуется с целью проверки качества исходных материалов, комплектующих деталей и изделий, поступающих от предприятий-поставщиков.
Операционный контроль проводится с целью контроля качества изготовления изделий в процессе производства. Он проводится поэтапно после завершения определенных производственных операций с целью не допустить отклонений в показателях качества изделий.
Приемочный, или выходной, контроль осуществляется в целях выявления возможных дефектов, оценки степени соответствия товаров требованиям нормативной документации и пригодности к потреблению, а также для определения сорта ряда товаров.
Сорт — категория качества товара, устанавливаемая по степени соответствия показателей качества их нормируемым градациям. Деление изделий по сортам осуществляется, как правило, по дефектам внешнего вида. Иногда при определении сорта могут учитываться малосущественные отклонения отдельных показателей от требования стандартов. Сорт изделий чаще всего обозначается цифрами (1, 2, 3-й) реже — словами («экстра», «высший», «отборный»). Определяются сорта в зависимости от вида, количества, характера, месторасположения и выраженности дефектов внешнего вида. Дефектом является отдельное несоответствие изделия установленным требованиям. При определении сортности дефекты рассматриваются как изъяны, которые обнаруживаются при визуальном осмотре.
Дефекты, встречающиеся в товарах, классифицируют по ряду признаков: происхождению, видам, размерам, расположению в изделии, возможности обнаружения, устранения, степени влияния на качество. Дефекты некоторых изделий называют пороками (например, пороки древесины, кожи и др.).
По происхождению дефекты подразделяют на сырьевые, технологические, транспортировки, хранения, эксплуатации. Виды дефектов разнообразны в зависимости от исходных материалов, технологических процессов, особенностей товаров. По размерам дефекты могут подразделяться на мелкие и крупные, по расположению — местные и распространенные, по возможности обнаружения — видимые и скрытые, по возможности устранения — исправимые и неисправимые.
По степени влияния на качество изъяны могут быть критическими, значительными, малозначительными. Критический делает невозможным использование изделия по назначению, значительный влияет на использование изделия, его надежность, малозначительный существенно не влияет на использование изделия.
При определении
сортности учитывают