Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение товароведной характеристики, ассортимента, производства соков.
Задачи данной работы:
изучить теоретические и методологические вопросы формирования ассортимента и потребительских свойств соков
исследовать ассортимент соков в розничном торговом предприятии “Семья”
проанализировать методику проведения экспертизы качества сока
6. Соки, нектары и сокосодержащие
напитки овощные и овощефруктов
– массовые доли растворимых сухих веществ;
– массовые доли титруемых кислот, рН;
– массовая доля мякоти;
– массовая доля сока или пюре для нектаров;
– массовая доля хлоридов;
– массовая доля осадка.
7. Сок томатный. Основные
физико-химические показатели
-
массовая доля растворимых
-
массовая доля титруемых
-
массовая доля титруемых
- массовая доля хлоридов
- массовая доля мякоти.
1.5. Особенности упаковки и маркировки соков.
Упаковка для сока
является гарантией качества, защищая
от внешних неблагоприятных
В России на сегодняшний день сложился рынок упаковки соков в картонные упаковки типа "Tetra Pak". Более старым способом является розлив в стеклянные широкогорлые бутылки и банки, которые разработаны специально для многоразового розлива в них соков. Сейчас в мире налажена система сбора такой тары и ее вторичного использования. Однако принято считать, что такой тип упаковки значительно увеличивает себестоимость продукции.
Выбирая материал для упаковки сока, «упаковщики» советуют отдать предпочтение картону, а точнее — комбинированному материалу на основе картона. На первый взгляд обывателя это обычный картон, покрытый пленкой. На самом деле, материалы, вместе с технологиями и машинами для переработки и упаковки, — продукт серьезных научных открытий и дорогостоящих технологий.
Упаковка из комбинированного материала на основе картона является оптимальной для сохранения всех полезных качеств сока. Такая упаковка не пропускает свет, воздух и надежно защищает продукт. Большая масса потребителей, также выбирает сок в картонном пакете, но предпочтения меняются в зависимости от ценовой категории продукта или от других объективных факторов.
Российский рынок упаковки соков в основном состоит из двух крупных производителей: компании «Тетра Пак», доля рынка которой составляет около 70%, и компании «СИГ Комбиблок». Также интересен производитель качественной картонной упаковки Pure-Pak – компания «Элопак». Технологии обработки и упаковки, предлагаемые «Тетра Пак», позволяют гарантированно сохранять все необходимые потребительские свойства продуктов в течение продолжительного времени.
Асептические технологии обработки и упаковки и сама картонная упаковка со специально разработанным и запатентованным асептическим покрытием надежно защищают от воздействия факторов, влияющих на сохранность содержимого — солнечного света, кислорода, бактерий. Что касается соков, для их переработки и упаковки «Тетра Пак» предлагает варианты: от традиционного «кирпича» Tetra Brik Aseptic до «картонной бутылки» Tetra Aptiva Aseptic, и по объему - от небольших порционных до экономичных больших, «семейных». «Тетра Пак» также постоянно предлагает новые варианты открывающих устройств.
Так же расфасовывают соки в стеклянную, металлическую и полимерную тару. Из этих видов упаковки самой распространенной тарой для соков являются стеклянные банки с металлическими крышками (вместимостью 0,2—1,2 и 3 дм3) и узкогорлые бутылки (по 0,5 и 0,2 дм3) из термостойкого стекла, укупориваемые корончатыми колпачками с герметизирующими полимерными прокладками. Металлические банки для соков изготовляют из лакированной белой жести (банки № 13 и 14 вместимостью 899 и 3020 см3) или из лакированного проката (штампованные алюминиевые тубы вместимостью 0,15—0,2 дм3).
На каждую консервную металлическую банку наносят маркировку, выштамповывая ее на донышке и крышке, и наклеивают этикетки. Штампы и этикетки содержат все сведения о продуктах в соответствии с ГОСТом.
Крышки стеклянных банок не маркируют, но на внутренней стороне этикеток (обращенной к стеклу) каучуковым штампом наносят маркировочные знаки — номер смены и дату выпуска сока. На красочной этикетке с изображением плодов и ягод, использованных для получения сока, крупным шрифтом указывается: наименование продукта; наименование местонахождения изготовителя; товарный знак изготовителя; масса нетто; товарный сорт сока; номер стандарта; условия хранения. На этикетках соков для детей даются рекомендации по нормам потребления соков в зависимости от возраста и указывается, что они разрешены Минздравом для питания детей.
Оптимальная температура хранения для большинства соков колеблется от 0 до 20°С при относительной влажности воздуха не выше 75%. Срок хранения сока со дня выработки:
♦ в стеклянной таре для светлоокрашенных — 3 года;
♦ для темноокрашенных — 2 года;
♦ в металлической таре для светлоокрашенных — 2 года;
♦ для темноокрашенных — 1 год;
♦ в потребительской таре из комбинированных и полимерных материалов — 9 месяцев;
♦ в двухслойной полиэтиленовой пленке — 10 суток
Глава 2. Товароведная характеристика ассортимента и потребительских свойств соков.
2.1. Краткая характеристика магазина
Сеть супермаркетов “Семья” — одна из лидирующих розничных сетей в Пермском крае. На сегодняшний день в составе “Семьи” 30 магазинов, 24 из которых расположены в г. Перми, и 6 — в городах Пермского края: Березниках, Добрянке, Чусовом, Кунгуре. Владельцем бренда “Семья” является Управляющая компания “ЭКС”. Как сеть магазинов “Семья” появилась 2 сентября 2002 г.
На сегодняшний день открыто 2 гипермаркета – “Большая Семья” (ул. Революции, 13) и гипермаркет “Семья” в новом торгово-развлекательном комплексе “Столица” (ул. Мира 41/1). Магазины “Семья” работают в форматах супермаркет, универсам и гипермаркет.
Богатый выбор товаров – одно из основных преимуществ сети “Семья”:
Анализ ассортимента и продукции был сделан на базе супермаркета “Семья” в Кировском районе ул. Маршала Рыбалко, д.84, Директор: Санникова Елена Михайловна.
2.2. Ассортимент соков.
Ассортимент продукции — состав, соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли, группе товаров с учётом их качества и сортности.
Товарный ассортимент
характеризуется несколькими
1. Ширина ассортимента – количество ассортиментных групп во всей совокупности товарной продукции.
2. Глубина ассортимента – количество изделий в одной ассортиментной группе.
3. Совместимость –
степень взаимодополняемости и
сочетаемости различных
4. Высота ассортимента – средняя цена ассортиментной группы.
5. Подвижность ассортимента – способность изменяться в соответствии с потребностями и запросами потребителей.
6. Стабильность ассортимента
– способность сохранять
7. Актуальность ассортимента – это постоянная востребованность потребителями ассортиментных позиций, представленных компанией.
Стабильность, широта и
высокая подвижность
Ассортимент соков можно разделить на 3 группы по ценовому спектру:
Рынок соков характеризуется крайне широким ассортиментом. Был проведен анализ ассортимента соковой продукции в магазине “Семья”:
Рис.1
Из рисунка 1 видно, что в магазине преобладает сок марки “Фруктовый сад”, “Любимый сад”, “Красавчик” и “Моя семья”. Эти соки занимают центральные полки в магазине. Наименьшее количество сока “Santal”, “Gold”, “Тонус” и “Сады придонья”, они расположены по краям полок или на самом верху.
Для того что бы узнать на сколько актуальна соковая продукция, было проведено исследование по частоте покупаемости сока.
Частота покупок – это количество покупок, который совершает один среднестатистический покупатель в течение заданного времени; чем выше частота покупок, тем меньше должны быть паузы между выходами рекламы.
Рис.2
Представленный рисунке 2 демонстрирует частоту потребления сока. Практические ежедневно люди покупают сок, что приводит росту емкости рынка соков и большой конкуренции. По каким же критериям покупатели выбирают сок:
Рис.3
Как видно на рисунке 3 самое важные качества для потребителей это качества продукта и изготовление из натурального сырья. На последнем месте находится известность марки. Можно сделать вывод, что качество соков и его натуральность, гораздо важнее покупателю, чем его яркая упаковка и известная марка.
Одним из важнейших потребительских свойств соков является его вкус и аромат. Покупатели, чаще всего приходя в магазин, уже знают, с каким вкусом хотят приобрести напиток.
Рис.4
На рисунке 4 представлены вкусовые предпочтения граждан на соковую продукцию. Большей популярностью у них пользуются вишневый, томатный и апельсиновый соки. Наименьшей же виноградный, морковный и персиковый.
Появление многочисленных вкусовых новинок со временем может привести к обратному процессу — оптимизации ассортимента. Переизбыток товара в магазинах уже вызвал ужесточение и так высокой конкуренции на полках, в результате чего производители соков стали терять своего потребителя. Пока производитель формирует свой ассортимент по принципу «чем шире — тем лучше». Однако успех не всегда заключается в широте ассортимента, а в лояльности клиенте (т.е. в привязанности к определенной торговой марке, компании). Это означает необходимость создания по-настоящему сильных брендов.
2.3 Сравнительная
оценка потребительские
Экспертиза упаковки и маркировки
Образец 1:
Наименование сока - Апельсиновый 100% сок “DARIO”, Premium quality, восстановленный.
Тара: картонная упаковка Tetra Pak 1л., герметично закрытая, чистая, с ровным, четким, ярким рисунком.
Образец 2:
Наименование сока – сок апельсиновый “Я” с мякотью для детского питания, восстановленный.
Тара: картонная упаковка Tetra Pak 1л., герметично закрытая, чистая, с ровным, четким, ярким рисунком.
Образец 3:
Наименование сока - Апельсиновый нектар “Красавчик”.
Тара: картонная упаковка Tetra Pak 1л., герметично закрытая, чистая, с ровным, четким, ярким рисунком.
Маркировка соковой продукции из фруктов и (или) овощей, помещенных в потребительскую упаковку, должна соответствовать требованиям, установленными законодательством Российской Федерации в области маркировки пищевых продуктов, и требованиям “Технического регламента на соковую продукцию из фруктов и овощей” от 27 октября 2008 года №178 ФЗ
Маркировка все трех образцов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Показатели по ГОСТ Р 51074-2003 |
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 |
“DARIO” “САНФРУТ-Трейд” |
“Я” ОАО “Лебедянский” |
“Красавчик” “САНФРУТ-Трейд” | |
Наименование продукта |
Апельсиновый сок |
Сок апельсиновый с мякотью для детского питания. Восстановленный |
Апельсиновый нектар |
Наименование и |
ООО «САНФРУТ» Россия,614055, г.Пермь, ул.Промышленная,96 |
ОАО «Лебедянский» 399610, РФ, Липецкая область, г.Лебедянь, ул.Матросова, д.7 |
ООО «САНФРУТ» Россия,614055, г.Пермь, ул.Промышленная,96 |
Товарный знак изготовителя |
отсутствует |
отсутствует |
отсутствует |
Объем |
1литр |
1 литр |
0,95 литра |
Дата розлива |
26.11.11 |
25.02.12 |
17.02.12 |
Срок годности и условия хранения |
26.11.12 При температуре от 2ºС до 25ºС и относительной влажности не более 75% |
25.02.13 При температуре от 0 ºС до +25 ºС и относительной влажности не более 75% |
17.02.13 При температуре от 2ºС до 25ºС и относительной влажности не более 75% |
Состав продукта |
отсутствует |
Сок апельсиновый |
Апельсиновый сок, сахар, регулятор кислотности- лимонная кислота, вода. Минимальная доля фруктового сока 50% |
Пищевая ценность |
Углеводы-11,2 г Энергетическая ценность-45 ккал |
Углеводы-11,2 г, Калий130-250 мг, Витамин С (не менее)- 20 мг Энергетическая ценность- 44,8 ккал |
Углеводы-12,0 г Энергетическая ценность- 48 ккал |
Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен продукт |
ГОСТ Р 52186-2003 |
ТУ 9163-006-00336929-10 |
ГОСТ Р 52187-2003 |
Информация о подтверждении соответствия |
есть |
отсутствует |
есть |
Информация о работе Методологические основы изучения ассортимента и потребительских свойств