Методологические основы изучения ассортимента и потребительских свойств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение товароведной характеристики, ассортимента, производства соков.
Задачи данной работы:
изучить теоретические и методологические вопросы формирования ассортимента и потребительских свойств соков
исследовать ассортимент соков в розничном торговом предприятии “Семья”
проанализировать методику проведения экспертизы качества сока

Вложенные файлы: 1 файл

СОКИ.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

6. Соки, нектары и сокосодержащие  напитки овощные и овощефруктовые. Основные физико-химические показатели соков:

–          массовые доли растворимых сухих  веществ;

–          массовые доли титруемых кислот, рН;

–          массовая доля мякоти;

–          массовая доля сока или пюре для нектаров;

–          массовая доля хлоридов;

–          массовая доля осадка.

7. Сок томатный. Основные  физико-химические показатели сока:

-          массовая доля растворимых сухих  веществ; 

-          массовая доля титруемых кислот;

-          массовая доля титруемых кислот;

-          массовая доля хлоридов

-          массовая доля мякоти.

1.5. Особенности  упаковки и маркировки соков.

Упаковка для сока является гарантией качества, защищая  от внешних неблагоприятных воздействий. Она несет рекламный текст, привлекает внимание и делает сок более доступным и удобным для потребителей за счет продления срока годности, возможности перезакрывания и других особенностей современных упаковок.

В России на сегодняшний  день сложился рынок упаковки соков  в картонные упаковки типа "Tetra Pak". Более старым способом является розлив в стеклянные широкогорлые бутылки и банки, которые разработаны специально для многоразового розлива в них соков. Сейчас в мире налажена система сбора такой тары и ее вторичного использования. Однако принято считать, что такой тип упаковки значительно увеличивает себестоимость продукции.

Выбирая материал для  упаковки сока, «упаковщики» советуют отдать предпочтение картону, а точнее — комбинированному материалу на основе картона. На первый взгляд обывателя  это обычный картон, покрытый пленкой. На самом деле, материалы, вместе с технологиями и машинами для переработки и упаковки, — продукт серьезных научных открытий и дорогостоящих технологий.

Упаковка из комбинированного материала на основе картона является оптимальной для сохранения всех полезных качеств сока. Такая упаковка не пропускает свет, воздух и надежно защищает продукт. Большая масса потребителей, также выбирает сок в картонном пакете, но  предпочтения меняются в зависимости от ценовой категории продукта или от других объективных факторов.

Российский рынок упаковки соков в основном состоит из двух крупных производителей: компании «Тетра Пак», доля рынка которой составляет около 70%, и компании «СИГ Комбиблок». Также интересен производитель  качественной картонной упаковки Pure-Pak – компания «Элопак». Технологии обработки и упаковки, предлагаемые «Тетра Пак», позволяют гарантированно сохранять все необходимые потребительские свойства продуктов в течение продолжительного времени.

Асептические технологии обработки и упаковки и сама картонная упаковка со специально разработанным и запатентованным асептическим покрытием надежно защищают от воздействия факторов, влияющих на сохранность содержимого — солнечного света, кислорода, бактерий. Что касается соков, для их переработки и упаковки «Тетра Пак» предлагает варианты: от традиционного «кирпича» Tetra Brik Aseptic до «картонной бутылки» Tetra Aptiva Aseptic, и по объему - от небольших порционных до экономичных больших, «семейных». «Тетра Пак» также постоянно предлагает новые варианты открывающих устройств.

Так же расфасовывают соки в стеклянную, металлическую и полимерную тару. Из этих видов упаковки самой распространенной тарой для соков являются стеклянные банки с металлическими крышками (вместимостью 0,2—1,2 и 3 дм3) и узкогорлые бутылки (по 0,5 и 0,2 дм3) из термостойкого стекла, укупориваемые корончатыми колпачками с герметизирующими полимерными прокладками. Металлические банки для соков изготовляют из лакированной белой жести (банки № 13 и 14 вместимостью 899 и 3020 см3) или из лакированного проката (штампованные алюминиевые тубы вместимостью 0,15—0,2 дм3).

На каждую консервную металлическую банку наносят  маркировку, выштамповывая ее на донышке  и крышке, и наклеивают этикетки. Штампы и этикетки содержат все сведения о продуктах в соответствии с ГОСТом.

Крышки стеклянных банок  не маркируют, но на внутренней стороне  этикеток (обращенной к стеклу) каучуковым штампом наносят маркировочные  знаки — номер смены и дату выпуска сока. На красочной этикетке с изображением плодов и ягод, использованных для получения сока, крупным шрифтом указывается: наименование продукта; наименование местонахождения изготовителя; товарный знак изготовителя; масса нетто; товарный сорт сока; номер стандарта; условия хранения. На этикетках соков для детей даются рекомендации по нормам потребления соков в зависимости от возраста и указывается, что они разрешены Минздравом для питания детей.

Оптимальная температура  хранения для большинства соков  колеблется от 0 до 20°С при относительной  влажности воздуха не выше 75%. Срок хранения сока со дня выработки:

♦  в стеклянной таре для светлоокрашенных — 3 года;

♦  для темноокрашенных  — 2 года;

♦   в металлической  таре для светлоокрашенных — 2 года;

♦  для темноокрашенных  — 1 год;

♦   в потребительской  таре из комбинированных и полимерных материалов — 9 месяцев;

♦  в двухслойной полиэтиленовой пленке — 10 суток

 

 

 

 

 

Глава 2. Товароведная характеристика ассортимента и потребительских свойств соков.

2.1. Краткая  характеристика магазина 

Сеть супермаркетов “Семья” — одна из лидирующих розничных сетей в Пермском крае. На сегодняшний день в составе “Семьи” 30 магазинов, 24 из которых расположены в г. Перми, и 6 — в городах Пермского края: Березниках, Добрянке, Чусовом, Кунгуре. Владельцем бренда “Семья” является Управляющая компания “ЭКС”. Как сеть магазинов “Семья” появилась 2 сентября 2002 г.

На сегодняшний день открыто 2 гипермаркета – “Большая Семья” (ул. Революции, 13) и гипермаркет “Семья” в новом торгово-развлекательном комплексе “Столица” (ул. Мира 41/1). Магазины “Семья” работают в форматах супермаркет, универсам и гипермаркет.

 Богатый выбор товаров – одно из основных преимуществ сети “Семья”:

    1. хлебобулочные изделия
    2. молочные продукты
    3. мясные продукты
    4. овощи и фрукты
    5. бакалейные товары
    6. консервы,
    7. алкогольные и безалкогольные напитки
    8. кондитерские изделия
    9. готовая продукция
    10. детское питание
    11. снеки
    12. бытовая химия
    13. косметические, парфюмерные, гигиенические средства
    14. одежда
    15. печатная продукция

Анализ ассортимента и продукции был сделан на базе супермаркета “Семья” в Кировском районе ул. Маршала Рыбалко, д.84, Директор: Санникова Елена Михайловна.

2.2. Ассортимент  соков.

Ассортимент продукции — состав, соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли, группе товаров с учётом их качества и сортности.

Товарный ассортимент  характеризуется несколькими показателями.

1. Ширина ассортимента  – количество ассортиментных  групп во всей совокупности  товарной продукции.

2. Глубина ассортимента  – количество изделий в одной  ассортиментной группе.

3. Совместимость –  степень взаимодополняемости и  сочетаемости различных ассортиментных  групп.

4. Высота ассортимента  – средняя цена ассортиментной  группы.

5. Подвижность ассортимента – способность изменяться в соответствии с потребностями и запросами потребителей.

6. Стабильность ассортимента  – способность сохранять ассортиментную  матрицу из наиболее востребованных  и доходных ассортиментных позиций.

7. Актуальность ассортимента – это постоянная востребованность потребителями ассортиментных позиций, представленных компанией.

Стабильность, широта и  высокая подвижность ассортимента – это основные показатели конкурентоспособности  торгового предприятия.

Ассортимент соков можно разделить на 3 группы по ценовому спектру:

  1. “Эконом класса” - недорогие “Семейные марки (30-50 рублей за литр). Это соки “Красавчик”, “Сады придонья”, “Фруктовый сад”, “Да” и другие.
  2. Соки среднего и субпремиального ценового сегмента (50-70 рублей за литр). Это соки марок “Dario”, “Тонус”, “Моя семья”, “Santal” и другие.
  3. Продукция класса “Премиум” (свыше 70 рублей за литр) – “Я”, “J7” и другие.

Рынок соков характеризуется  крайне широким ассортиментом. Был проведен анализ ассортимента соковой продукции в магазине “Семья”:

Рис.1

Из рисунка 1 видно, что в магазине преобладает сок марки “Фруктовый сад”, “Любимый сад”, “Красавчик” и “Моя семья”. Эти соки занимают центральные полки в магазине. Наименьшее количество сока “Santal”, “Gold”, “Тонус” и “Сады придонья”, они расположены по краям полок или на самом верху.

Для того что бы узнать на сколько актуальна соковая  продукция, было проведено исследование по частоте покупаемости сока.

Частота покупок –  это количество покупок, который  совершает один среднестатистический покупатель в течение заданного времени; чем выше частота покупок, тем меньше должны быть паузы между выходами рекламы.

 

 

 

Рис.2

Представленный рисунке 2 демонстрирует частоту потребления сока. Практические ежедневно люди покупают сок, что приводит росту емкости рынка соков и большой конкуренции. По каким же критериям покупатели выбирают сок:

Рис.3

Как видно на рисунке 3 самое важные качества для потребителей это качества продукта и изготовление из натурального сырья. На последнем месте находится известность марки. Можно сделать вывод, что качество соков и его натуральность, гораздо важнее покупателю, чем его яркая упаковка и известная марка.

Одним из важнейших потребительских  свойств соков является его вкус и аромат. Покупатели, чаще всего  приходя в магазин, уже знают, с каким вкусом хотят приобрести напиток.

Рис.4

На рисунке 4 представлены вкусовые предпочтения граждан на соковую продукцию. Большей популярностью у них пользуются вишневый, томатный и апельсиновый соки. Наименьшей же виноградный, морковный и персиковый.

Появление многочисленных вкусовых новинок со временем может  привести к обратному процессу —  оптимизации ассортимента. Переизбыток  товара в магазинах уже вызвал ужесточение и так высокой  конкуренции на полках, в результате чего производители соков стали терять своего потребителя. Пока производитель формирует свой ассортимент по принципу «чем шире — тем лучше». Однако успех не всегда заключается в широте ассортимента, а в лояльности клиенте (т.е. в привязанности к определенной торговой марке, компании). Это означает необходимость создания по-настоящему сильных брендов.

 

 

 

 

2.3 Сравнительная  оценка потребительские свойства  соков.

Экспертиза упаковки и маркировки 

Образец 1:

Наименование сока - Апельсиновый 100% сок “DARIO”, Premium quality, восстановленный.

Тара: картонная упаковка Tetra Pak 1л., герметично закрытая, чистая, с ровным, четким, ярким рисунком.

Образец 2:

Наименование сока –  сок апельсиновый “Я” с мякотью для детского питания, восстановленный.

Тара: картонная упаковка Tetra Pak 1л., герметично закрытая, чистая, с ровным, четким, ярким рисунком.

Образец 3:

Наименование сока - Апельсиновый нектар “Красавчик”.

Тара: картонная упаковка Tetra Pak 1л., герметично закрытая, чистая, с ровным, четким, ярким рисунком.

Маркировка соковой продукции из фруктов и (или) овощей, помещенных в потребительскую упаковку, должна соответствовать требованиям, установленными законодательством Российской Федерации в области маркировки пищевых продуктов, и требованиям “Технического регламента на соковую продукцию из фруктов и овощей” от 27 октября 2008 года №178 ФЗ

Маркировка все трех образцов представлена в таблице 2.

Таблица 2

Показатели по ГОСТ Р 51074-2003

Образец 1

Образец 2

Образец 3

“DARIO”

“САНФРУТ-Трейд”

“Я”

ОАО “Лебедянский”

“Красавчик”

“САНФРУТ-Трейд”

Наименование продукта

Апельсиновый сок восстановленный

Сок апельсиновый с мякотью для  детского питания. Восстановленный

Апельсиновый нектар

Наименование и местонахождение  изготовителя

ООО «САНФРУТ»

Россия,614055, г.Пермь, ул.Промышленная,96

ОАО «Лебедянский» 399610, РФ, Липецкая область, г.Лебедянь, ул.Матросова, д.7

ООО «САНФРУТ» Россия,614055, г.Пермь, ул.Промышленная,96

Товарный знак изготовителя

отсутствует

отсутствует

отсутствует

Объем

1литр

1 литр

0,95 литра

Дата розлива 

26.11.11

25.02.12

17.02.12

Срок годности и условия хранения

26.11.12

При температуре от 2ºС до 25ºС и  относительной влажности не более 75%

25.02.13

При температуре от 0 ºС до +25 ºС и  относительной влажности не более 75%

17.02.13

При температуре от 2ºС до 25ºС и относительной влажности не более 75%

Состав продукта

отсутствует

Сок апельсиновый

Апельсиновый сок, сахар, регулятор  кислотности- лимонная кислота, вода. Минимальная  доля фруктового сока 50%

Пищевая ценность

Углеводы-11,2 г

Энергетическая ценность-45 ккал

Углеводы-11,2 г,

Калий130-250 мг,

Витамин С (не менее)- 20 мг

Энергетическая ценность- 44,8 ккал

Углеводы-12,0 г

Энергетическая ценность- 48 ккал

Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен продукт

ГОСТ Р 52186-2003

ТУ 9163-006-00336929-10

ГОСТ Р 52187-2003

Информация о подтверждении  соответствия

есть

отсутствует

есть

Информация о работе Методологические основы изучения ассортимента и потребительских свойств