Молочная промышленгсть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – изучить товароведную характеристику молока и проанализировать ассортимент. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
исследовать пищевую ценность и химический состав молока;
изучить влияние технологий производства на качество молока;
рассмотреть сырьё и технологический процесс как факторы формирующие качество молока;
проанализировать ассортимент молока;
изучить требования, предъявляемые к качеству молока;

Содержание

Введение……………………………..
Глава 1. Современные направления формирования ассортимента и качества.
1.1Потребительские свойства молока……………………………………
1.2.Классификация молока, как основа её идентификации………………….
1.3.Факторы, формирующие качество молока……………………………….
1.3.1.Влияние сырья, его новые виды……………………………….
1.3.2.Технологичесие схемы производства…………………….
1.3.3.Упаковка, маркировка и хранение………………………………………..
1.4. Современное состояние рынка в Алтайском крае………………………
1.5.Управление ассортиментом…………………..
Глава 2 Анализ ассортимента молока , реализуемых…
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Организация работы и методы исследований
2.3 Анализ ассортимента молока
2.4 Результаты анализа ассортимента молока
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

новый диплом.docx

— 265.49 Кб (Скачать файл)

Коэффициент рациональности ассортимента

Рациональность ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей .

Важно правильно и рационально  сформировать ассортимент, чтобы он был:

1) в меру широким, чтобы  потребителю было из чего выбрать,  с другой стороны, чтобы огромное  многообразие товаров не затрудняло  выбор нужного товара;

2) полным, чтобы вероятность удовлетворения спроса со стороны различных потребителей была высока;

3) новым, что связано  с изменением вкусов потребителей;

4) устойчивым, что представляет  определенные гарантии реализации  части ассортимента, пользующейся  устойчивым спросом, а для потребителя  удовлетворение спроса на данный  товар.

Коэффициент рациональности ассортимента является наиболее важным среди всех анализируемых показателей  и рассчитывается по следующей формуле:

Кр = (Вш хКш + Вп х Кп + Ву х Ку + Вн х Кн) , (5)

где Кр - коэффициент рациональности;

Вш - коэффициент весомости широты;

Вп - коэффициент весомости полноты;

Вн - коэффициент весомости новизны;

Ву - коэффициент весомости устойчивости;

Кш - коэффициент широты ассортимента;

Кп - коэффициент полноты ассортимента;

Кн - коэффициент новизны ассортимента;

Ку - коэффициент устойчивости ассортимента.

С определённой степенью достоверности  коэффициент рациональности может  свидетельствовать о рациональном ассортименте. Вероятная погрешность  показывает разницу между потребностями, предлагаемыми при формировании ассортимента (прогнозируемый ассортимент), и реальными потребностями, подкреплёнными покупательским спросом.

Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

Наибольшей гармоничностью отличается укрупнённый ассортимент  и его разновидности, наименьшей - смешанный.

Гармоничность определяет качественную характеристику ассортимента, но может  измеряться количественно. Показателем  гармоничности служит коэффициент  гармоничности который определяется как отношение количества видов, наименований или торговых марок, имеющихся в торговой организации и соответствующих установленному перечню или образцу, к действительной широте товаров той же организации

Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации

Таким образом, мы рассмотрели  основные понятия и свойства ассортимента. Выяснили, что ассортимент товаров  представляет собой систему отдельных  элементов, объединённых в группировки  по одному частному признаку. Ассортиментная характеристика определяет принципиальные различия между товарами разных видов  и наименований и предназначена  для удовлетворения потребностей потребителей. Для более глубокого изучения ассортимента необходимо охарактеризовать глубину, рациональность, гармоничность  и ассортиментный минимум товара.

 

2.2.  Управление ассортиментом продукции на предприятие. 

Установление требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определённой ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы маркетинговых исследований как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение), а для сезонных и модных товаров - метод исторических аналогий, в основе которого лежит предположение, что события, имевшие место ранее, могут повторяться с определённой долей вероятности [6, с.54].

Кроме того, организации, применяющие  стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью  рекламы, выставок-продаж, презентаций  и других методов [6, с.28]. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры  рынка (платежеспособности покупателей, социально-культурных, правовых и информационных характеристик окружающей среды  организации).

Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется её ассортиментной политикой.

Ассортиментная политика - общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.

Цель организации в  области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

-установлены реальные  и предполагаемые потребности  в конкретных товарах;

-определены основные  показатели ассортимента и дан  анализ его рациональности;

-выявлены источники товарных  ресурсов, необходимые для формирования  рационального ассортимента;

-оценены материальные  возможности организации для  выпуска, распределения и/или  реализации отдельных товаров;

-определены основные  направления формирования ассортимента.

Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определённых руководством организации.

Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и  задачах, обуславливающих направления  развития ассортимента [6, с.406].

Факторы формирования ассортимента. Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкреплённая  платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит  от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и  других особенностей).

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают  определённое влияние государственные  меры по поддержке отечественных  изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента алкогольной продукции  в последние годы в значительной степени определяется мерами по государственному регулированию её производства и реализации.

Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента -производственные возможности изготовителей, специализация (класс, тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации, сегмент потребителей.

Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырьё, полуфабрикаты  и комплектующие изделия, а также  затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоёмкость добычи, сбора или выращивания  отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих  товаров. Так отдалённость районов  произрастания, высокая трудоёмкость сбора отдельных видов дикорастущих ягод привели к сокращению ассортимента изделий, вырабатываемых на натуральном  сырье, и к их замене изделиями  на синтетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки).

Материально-техническая  база товарного производства также  оказывает значительное влияние  на формирование ассортимента. Недостаточность  производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент  товаров, пользующихся спросом, может  сократиться. Последствиями этого  являются чрезмерный спрос, рост цен  и замена дефицитных товаров фальсифицированными.

Достижения научно-технического прогресса - мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых  товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного  качества возможна в основном в результате развития науки, техники и технологии.

Специализация торговой организации  относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она  определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство  организации принимает решение  о специализации, от которой зависит  её последующая деятельность, в том  числе и формирование ассортимента.

Каналы распределения  товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через  приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки  и в необходимом объёме облегчают  работу по формированию ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок  товаров, для которых имеется  налаженная система сбыта.

Методы стимулирования сбыта  и формирования спроса, в частности  рекламная поддержка товаров, в  условиях насыщенного рынка также  влияют на формирование торгового ассортимента.

Материально-техническая  база торговой организации может  оказать определённое воздействие  на формирование ассортимента. Если у  фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового  зала для выкладки товаров сложного, либо развёрнутого ассортимента, организация  не должна и планировать такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент  скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.

Сегмент потребителей, на который  выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие или высококачественные или дешёвые низкокачественные  товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные  и индивидуальные запросы потребителей.

Таким образом, управление ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Основными этапами управления являются установление требований к  рациональности ассортимента, определение  ассортиментной политики организации  и формирование ассортимента.

Регулирование вышеперечисленных  факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается  посредством установления определённых требований, предъявляемых к рациональному  ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических  и технологических документов

Удельный вес производителей в ассортименте молока.

 

Структура ассортимента молока в зависимости от тепловой обработки  .               

Тепловая обработка

Количество, шт.

Удельный вес в ассортименте, %

Пастеризованное

37

55,2

 

Стерилизованное

30

44,8

 

 

Таблица показывает, что 55,2 % от всего ассортимента составляет пастеризованное молоко, а стерилизованное 44,8%.

Пастеризация является наиболее щадящим видом тепловой обработки, проводится обычно при температуре 95 градусов в течение 15-20 секунд. При  этом уничтожаются вегетативные формы бактерий, погибают болезнетворные микробы, благодаря чему достигается санитарно-гигиеническая чистота полученного продукта. При стерилизации – тепловой обработке свыше 100 градусов – уничтожаются не только вегетативные формы микроорганизмов, но и их споры. Стерилизованное молоко должно соответствовать требованиям промышленной стерильности и практически не содержит бактерий. Очевидна разница и в сроках годности продукта: если для пастеризованного молока он исчисляется сутками, то для стерилизованного составляет несколько месяцев.

 

Массовая доля жира

Количество, шт.

Удельный вес в ассортименте, %

1,5%

10

22,8

2,5%

23

52,2

3,5%

11

25


Из таблицы видно , что наибольшую долю в ассортименте занимает молоко массовой долей 2,5 %, оно составляет 52,2% от всего ассортимента ; на втором месте молоко с 3,5% ;  и молоко с 1,5 % жирности составляет 22,8% от всего ассортимента.

Информация о работе Молочная промышленгсть