Организация продажи товаров и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - заключается в исследовании и совершенствовании продаж в розничной торговле и определении путей их совершенствования.
Задачами курсовой работы являются следующие:
- определить содержание торгово-технологического процесса в розничной торговой сети;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику магазина «МИНИМАРКЕТ»;
- изучить характеристику торгово-технологического процесса магазина, методов продажи;
- произвести оценку эффективности торгово-технологического процесса магазина;
- наметить пути совершенствования торгово-технического процесса магазина.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая пикалова оригинал.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

В  современных  условиях  качество  торгового  обслуживания – важнейшая  характеристика  торговли.

Качество   торгового   обслуживания - совокупность признаков, характеризующих состояние материально-технической базы розничной торговли, уровень применения прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания, рекламы.[15]

Для количественной оценки уровня качества торгового обслуживания на торговом предприятии, организации можно применять систему показателей, объединяющую семь групп:

-      показатели, характеризующие качественное состояние розничной торговой сети;

-      показатели, характеризующие внедрение прогрессивных методов продажи;

-      показатели, характеризующие дополнительное обслуживание покупателей;

-      показатели, характеризующие полноту и устойчивость ассортимента;

-      показатели, характеризующие развитие товарооборота;

-      показатели, характеризующие затраты времени на приобретение покупок;

-      показатели, характеризующие завершенность покупки.

В каждой группе показателей  имеются еще отдельные элементы, раскрывающие их сущность.[33]

В настоящее время  существуют два основных источника  информации для характеристики качества торгового обслуживания: статистическая отчетность и материалы социально организованных единовременных наблюдений.

Из статистической отчетности используются следующие отчеты: о  наличии и движении торговых предприятий (форма № 3-торг); о товарообороте (форма № 1-торг); о поступлении, продаже и остатках товаров (форма № 3-торг); о наличии холодильного, торгового, механического, подъемно-транспортного и другого оборудования.[4]

По данным текущей  отчетности можно оценить качество торгового обслуживания по таким группам показателей, как качественные показатели состояния розничной торговой сети, внедрение прогрессивных методов продажи, дополнительное обслуживание, развитие товарооборота. Их сопоставление с нормативами, средними показателями по отрасли позволяют оценить уровень обслуживания на конкретном торговом предприятии.

На  уровне  хозяйствующего  субъекта  целесообразно  сохранить  определенные  качества  торгового  обслуживания.  Под  понятием  качество  торгового  обслуживания  подразумевается  создание  на конкретном  торговом  предприятии наиболее  благоприятных условий для выбора  и покупки населением  нужных  товаров и оказания  предусмотренных услуг.

Таким образом, качество  торгового  обслуживания  находится  в  полной  зависимости  от  достигнутого  уровня  производства  предметов  потребления  в  стране  и  имеющихся  ресурсов  для  его  удовлетворения  и  выражается  в  количестве  и  качестве  товаров,  условиях  их  приобретения,  затратах  времени   покупателей  и  качества  услуг, культуре  обслуживания.[28]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Исследование организации процесса продажи товаров  и торгового обслуживания покупателей на примере магазина «МИНИМАРКЕТ».

2.1. Организационно  – экономическая характеристика  магазина «МИНИМАРКЕТ»

 

Магазин «МИНИМАРКЕТ» расположен по адресу: Россия, Курская область, п. Золотухино, ул. Почтовая 4 .  Его владельцем является Шалимов Андрей Александрович.

Данное торговое предприятие  действует на основании устава, согласно которому осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами. Имеется также лицензия на продажу алкогольной продукции. Форма обслуживания – самообслуживание, режим работы магазина с 800 до 2200. Магазин работает без перерыва на обед и выходных, что очень удобно для покупателей.

Общая площадь магазина составляет 132 квадратных метра, из них 87 - это площадь торгового зала, остальное пространство занимают складские и подсобные помещения.

Магазин имеет зону для парковки индивидуального транспорта. Все  зоны хорошо благоустроены и создают  благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей.







 

 

Рисунок 2 - Организационная структура управления магазина «МИНИМАРКЕТ»

К оперативным работникам на предприятии относится торговый персонал – это продавцы-кассиры, административно-управленческий персонал – это директор, главный бухгалтер, специалист – товаровед.

Директору подчиняются  товаровед, главный бухгалтер, которым  в свою очередь, подчиняются, торговый и обслуживающий персонал.

Магазин «МИНИМАРКЕТ» представляет собой капитальное одноэтажное отдельно стоящее кирпичное здание.

 В состав помещений  входят:

- торговый зал, который  несет основную функциональную  нагрузку в магазине. Здесь организованы  рабочие места продавцов, кассиров  осуществляются отбор товаров  покупателями и расчетные операции;

- помещения для приемки,  хранения и подготовки товаров  к продаже включают разгрузочное  помещение, склады для хранения  товаров, фасовочное помещение;

- подсобные помещения  состоят из помещения для хранения  тары, коридоры, тамбур;

- административно-бытовые помещения: кабинет заведующей магазином, санитарно- бытовое помещение.

Предметом деятельности магазина «МИНИМАРКЕТ» в соответствии с Уставом являются розничная торговля, оптовые и посреднические операции, маркетинговые услуги. Стратегией предприятия является расширение и укрепление хозяйственных связей на основе долговременных отношений.

Магазин «МИНИМАРКЕТ» работает с большим количеством поставщиков различной продукции. Наиболее крупными из них являются:

- ООО «Мясснаб», который является поставщиком мясной продукции на данное предприятие;

- ОАО «Маслодел» поставщик молочной продукции;

- ООО «Регион-Алко» поставка слабоалкогольной продукции (пиво)

- ОАО «Курская птицефабрика» – поставка яиц и куриных полуфабрикатов;

- ЗАО «ЛВЗ «Курский» поставка ликероводочных изделий;

- ОАО  «Курский хлебокомбинат»  поставщик хлебобулочных изделий;  и т.д

Доставка некоторых  товаров осуществляется самими поставщиками (хлебобулочные изделия, торты и пирожные доставляет ОАО  «Курский хлебокомбинат» самостоятельно, ООО «Мясснаб» поставляет мясо и мясные полуфабрикаты на своем автотранспорте, и т. д.). Большинство продукции привозится самостоятельно на личном автотранспорте.

Основными видами договоров  в торговле являются договор купли-продажи, договор поставки.

По договору купли-продажи  одна сторона обязуется передать товар в собственность другой стороне, которая обязуется принять  этот товар и оплатить за него определенную денежную сумму.

  Для рациональной  организации торгово-технологического  процесса используется торговая мебель, которая широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.

Используя балансовые данные магазина «МИНИМАРКЕТ» за 2009-2011 гг., можно рассчитать основные показатели деятельности предприятия, которые изменились следующим образом (табл. 1).

 

Таблица 1 - Основные показатели деятельности магазина «МИНИМАРКЕТ»

Показатели

Год

Изменение (+;-)

Темп изменения, %

2009

2010

2011

2010 г. к

2009 г.

2011 г.

к

2010 г.

2010 г.

к

2009 г.

2011 г.

к

2010 г.

2011 г.

к

2009 г.

Выручка от продажи продукции, руб.

 

2054400

 

2304600

 

2311800

250200

7200

112,18

100,31

112,53

Себестоимость проданной продукции, руб.

 

1602432

 

1797588

 

1723204

195156

-74384

112,18

95,86

107,54

Валовая прибыль, руб.

 

451968

 

507012

 

588596

55044

81584

112,18

116,09

130,23


 

Из таблицы 1 следует, что выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 250200руб. или на 12,18%. В 2011 году рост выручки от реализации составил по сравнению с 2010 годом 7200 руб. или 0,31%.

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг в 2009 году составила 1602432руб., в 2010 году – 1797588руб., в 2011 году – 1723204руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на 195156руб. или 12,18% в 2010 году по сравнению с 2009 годом и сокращение на 74384руб. или 4,14% в 2011 году по сравнению с 2010 годом.

Валовая прибыль магазина «МИНИМАРКЕТ» за исследуемый период имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Так, в 2009 году она составила 2 451968руб., в 2010 году – 507012руб., в 2011 году – 588596руб.

Происходящие изменения  отразились на росте показателя рентабельности продаж. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли  на сумму полученной выручки.

Как показывают вышеприведенные  расчеты рентабельность продаж магазина «МИНИМАРКЕТ» увеличилась за анализируемый период с 7,13% до 8,69%, что положительно характеризует коммерческую деятельность предприятия.

Средняя заработная плата работника за месяц составила в 2009 году – 7970 руб., в 2010 году – 9820 руб., в 2011 году – 10940 тыс. руб. Среднемесячная заработная плата также обнаруживает тенденцию к росту: в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается увеличение среднемесячной заработной платы на 1850 руб. на 23,21%, в 2011 году по сравнению с 2010 годом – на 1120 руб., или 11,41%. Темпы роста производительности труда в 2010-2011 гг. существенно ниже темпов роста заработной платы, что свидетельствует о преобладании экстенсивного типа развития и низкой эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Основные фонды –  это часть производственных фондов, которая вещественно воплощена  в средствах труда, сохраняет  в течение длительного времени  свою натуральную форму, переносит по частям стоимость на продукцию и возмещается только после проведения нескольких производственных циклов. Для характеристики эффективности использования основных средств предприятия составим таблицу 2.

 

Таблица 2 - Показатели эффективности использования основных средств магазина «МИНИМАРКЕТ»

Показатели

Год

Изменение (+;-)

Темп изменения, %

2009

2010

2011

2010 г.

к

2009 г.

2011 г.

к

2010 г.

2010 г.

к

209 г.

2011 г.

к

2010 г.

Выручка от продажи  продукции, тыс. руб.

2054400

2304600

2311800

250200

7200

112,18

100,31

Прибыль от продаж, тыс. руб.

451968

507012

588596

5504

81584

112,18

116,09

Численность работающих, чел.

25

26

26

1

0

104,00

100,00

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

638150

641130

647005

2980

5875

100,47

100,92

Фондоотдача, руб.

2,93

3,05

2,93

0,12

-0,12

103,93

96,16

Фондоемкость, руб.

0,34

0,33

0,34

-0,01

0,01

96,22

103,99

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

552,6

542,81

565,40

-9,79

22,60

98,23

104,16

Фондорентабельность, %.

20,91

24,02

25,50

3,11

1,48

114,86

106,14


 

Фондоотдача – показатель выпуска продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов. Данный показатель характеризует эффективность использования основных средств предприятия. В 2009 году на 1 рубль стоимости основных средств предприятия приходилось 2,93 руб. услуг и продукции, в 2010 году – 3,05 руб., в 2011 году – 2,93 руб.. Таким образом, наблюдается увеличение фондоотдачи на 0,12 руб. или 3,93% в 2010 году по сравнению с 2009 годом, и снижение на 0,12 руб. или 3,84% в 2011 году по сравнению с уровнем 2010 года.

Эффективность использования  основных средств предприятия также  можно охарактеризовать показателем  фондоемкости. Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче. В 2009 году на рубль выручки от продажи товаров приходилось 0,34 руб. стоимости основных средств, в 2010 году – 0,33 руб., в 2011 году - 0,34 руб. Снижение фондоемкости (увеличение фондоотдачи) означает повышение эффективности использования основных средств.

Рентабельность основного капитала рассчитываем делением прибыли от продаж на среднегодовую стоимость основных средств. Данный показатель увеличивается с 20,91% до 24,02% в 2010 г. по сравнению с 2009 г. и до 25,50% в 2011 г.

Из этого можно сделать вывод о достаточно эффективном использования основных средств в анализируемом периоде магазина «МИНИМАРКЕТ».

Таким образом, экономическая  деятельность магазина «МИНИМАРКЕТ» имеет положительную динамику и характеризуется ростом выручки от продаж, ростом рентабельности продаж, ростом рентабельности основных и оборотных средств.

 

2.2 Исследование  методов продажи товаров и  обслуживания покупателей на  примере магазина «МИНИМАРКЕТ»

 

Характер и структура  операций по продаже товаров зависят  в первую очередь от методов их продажи.

Для оценки эффективности методов продаж используются следующие экономические показатели:

- товарооборот

- доля продавцов-консультантов и кассиров-контролеров в общей численности работников

- товарооборачиваемость в днях

- уровень валового дохода

- уровень расходов по з/п

- уровень издержек обращения

- рентабельность.

В магазине «МИНИМАРКЕТ» используется в качестве основного метода продажи товаров самообслуживание. При этом методе продажи уменьшаются затраты времени на покупку, покупатель имеет возможность самостоятельно выбрать товар, а также расплатиться в едином кассовом узле.

Кроме того, в магазине «МИНИМАРКЕТ» применяются и такие методы продажи как продажа с открытой выкладкой, через прилавок обслуживания.

Информация о работе Организация продажи товаров и пути ее совершенствования