Отдельные аспекты маркетинговых исследований ассортимента лекарственных препаратов, используемых при воспалительных заболеваниях носо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выполнить маркетинговый анализ ассортимента назальных лекарственных препаратов, используемых при воспалительных заболеваниях носовой полости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить маркетинговые подходы к изучению фармацевтического рынка. 2. Произвести маркетинговый анализ ассортимента назальных лекарственных препаратов, используемых при воспалительных заболеваниях носовой полости.
3. Выполнить анализ ассортимента назальных лекарственных препаратов, используемых при воспалительных заболеваниях носовой полости.
4. Осуществить сравнительный анализ назальных лекарственных препаратов, используемых при воспалительных заболеваниях носовой полости, выпускаемых в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Реферативная часть
1.1. Понятие ассортимента и его анализ
1.2. Этапы товароведческого анализа ассортимента фармацевтических товаров
1.3. Товарная и ассортиментная политики – основы успешной работы
1.4. Ассортиментная политика
1.5. Методы анализа ассортимента товаров
1.6. Классификация воспалительных заболеваний носа
1.7. Классификация лекарственных форм, применяемых при воспалительных заболевания носа
1.8. Классификация лекарственных препаратов, применяемых при воспалительных заболеваниях носа
Выводы по обзору литературы
2. Экспериментальная часть
2.1. Общая характеристика аптечной организации
2.2. Результаты контент-анализа справочной литературы по номенклатуре готовых лекарственных препаратов, используемых при воспалительных заболеваниях носовой полости
2.3. Анализ ассортимента назальных готовых лекарственных препаратов в аптечной организации
Выводы по экспериментальной части
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая УЭФ Петросян Карина 511 группа.docx

— 70.86 Кб (Скачать файл)

Основными задачами ассортиментной политики являются:

1) удовлетворение запросов  потребителей;

2) завоевание новых покупателей;

3) оптимизация финансовых  результатов предприятия.

Итак, первое, - удовлетворение запросов потребителей.Определение потребности в лекарственных средствах и предметах медицинского назначения непосредственно связано с их товарными характеристиками, с фактическим их потреблением и выявлением закономерностей изменения спроса на них. Определением потребности решаются два основных вопроса:

1) что именно должно  быть предложено из огромного  множества различных товаров  и услуг и в каких количествах,

2) для кого необходимы  эти товары, или насколько они  будут востребованы.

Основными факторами, влияющими на формирование спроса и потребления лекарственных средств, являются следующие:

- рост численности и  повышение материального благосостояния  населения,

- расширение сети лечебно-профилактических  и аптечных учреждений и связанное  с этим увеличение численности  медицинских и фармацевтических  кадров,

- развитие медицинской  и фармацевтической науки, внедрение  новых методов ранней диагностики, использование более эффективных лекарственных средств,

- повышение общей культуры  и медицинской грамотности населения,- увеличение контингента лиц пожилого  возраста с более высоким уровнем  заболеваемости,

- сближение уровней медицинской  и лекарственной помощи городскому, и сельскому населению.[2]

 

1.5. Методы анализа  ассортимента товаров

 

3.1. ABC-анализ

   ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В его основе лежит принцип Парето— 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п.

ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:

  • А — наиболее ценные, 20 % — ассортимента; 80 % — продаж
  • В — промежуточные, 30 % — ассортимента; 15 % — продаж
  • С — наименее ценные, 50 % — ассортимента; 5 % — продаж

В зависимости от целей анализа может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4-5 групп.

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В логистике ABC-анализ обычно применяют с целью отслеживания объёмов отгрузки определённых артикулов и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объёму сделанных ими заказов.

  1. Определяем цель анализа
  2. Определяем действия по итогам анализа
  3. Выбираем объект анализа и параметр анализа. Обычно объектами АВС анализа являются поставщики, товарные группы, товарные категории, товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объём продаж (в денежном или количественном измерении), доход (в денежном измерении), товарный запас, оборачиваемость и т. д.
  4. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра.
  5. Рассчитываем долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом. Доля с накопительным итогом высчитывается путём прибавления параметра к сумме предыдущих параметров.
  6. Выделяем группы А, В и С: присваиваем значения групп выбранным объектам.

Методов выделения групп существует порядка десяти, наиболее применимы из них: эмпирический метод, метод суммы и метод касательных. В эмпирическом методе разделение происходит в классической пропорции 80/15/5. В методе суммы складывается доля объектов и их совокупная доля в результате — таким образом значение суммы находится в диапазоне от 0 до 200 %. Группы выделяют так: группа А — 100 %, В — 45 %, С — остальное. Достоинства метода — большая гибкость. Самым гибким методом является метод касательных, в котором к кривой АВС проводится касательная, отделяя сначала группу А, а затем С.

Вероятности возникновения спроса на материальные ресурсы А, В и С подчинены различным законам. Установлено, что в большинстве промышленных и торговых фирм примерно 75 % стоимости объёма продаж составляют всего около 10 % наименований номенклатуры (группа А), 20 % стоимости — 25 % наименований (группа В), 5 % стоимости — 65 % наименований (группа С). Существует множество способов выделения групп в ABC-анализе.

 

3.2. XYZ-анализ

     XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах:

1.Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов;

2.Группировка ресурсов  в соответствии с возрастанием  коэффициента          вариации;

3.Распределение по категориям X, Y, Z.

4.Графическое представление  результатов анализа.

Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.

Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации — от 10 до 25 %.

Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации — свыше 25 %.

Реальное значение коэффициента вариации для разных групп может отличаться по следующим причинам:

  • сезонность продаж,
  • тренд,
  • акции,
  • дефицит и т. д.

Есть несколько разновидностей XYZ-анализа, например анализ плановых данных с фактическими, что дает более точный % отклонения от прогноза. Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с ABC-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств.

Коэффициент вариации — это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса.

Рассчитывается по формуле:

 

 

где:

  •  коэффициент вариации
  •  среднеквадратичное отклонение
  •  среднеарифметическое
  •  i-тое значение статистического ряда
  •  количество значений в статическом ряде

 

3.3. VEN-анализ

 

VEN  (англ. Vital Essential Non-essential — жизненно-важные, необходимые) — директивная сегментация «необходимости» ассортимента.

Часто используют термин VED (последняя буква D - Desirable, желательно)

Обычно применяется в медицине (аптеки) и производстве. Применяется совместно с ABC анализом.

VEN-анализ проводится параллельно  с АВС-анализом и позволяет определить приоритетные лекарственные препараты в соответствии с международной практикой их деления на жизненно важные (Vital или V), необходимые (Еssential или Е) и второстепенные (Non-essential или N) (табл. 1).

Таблица 1. Определение приоритетных лекарственных препаратов (VEN-анализ)

Жизненно важные (Vital)

Лекарства, важные для спасения жизни (например, вакцины); имеющие опасный для жизни синдром отмены, постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулины, стероиды, антибиотики и т. п.)

Необходимые (Essential)

Лекарства, эффективные при лечении менее опасных, но серьёзных заболеваний

Второстепенные (Non-essential)

Лекарства для лечения «легких» заболеваний; препараты с сомнительной эффективностью; дорогостоящие с симптоматическими показаниями


 

По результатам проведённого ABC-VEN-анализа можно ответить на следующие вопросы:

  • Целесообразно ли тратятся финансовые средства на лекарства в конкретном ЛПУ (главным образом, какие препараты в группе А и В)?
  • Какие шаги необходимо предпринять, чтобы рационализировать лекарственные закупки ?
  • Какие препараты в первую очередь следует рассмотреть на предмет включения (исключения) в формулярный перечень?
  • Соответствуют ли финансовые затраты данным анализа структуры заболеваемости ?

Так же VEN-анализ применяется при классификации ресурсов и запчастей производственных компаний. Выделяют критичные позиции (например, запчасть без наличия которой остановится производство), умеренно критичные позиции (запчасть, без которой можно какое-то время обойтись, производство продолжится, пусть и не на полную мощность) и не критичные позиции (запчасти, без наличия которых можно обойтись, дожидаясь их поставки по случаю необходимости).

 

3.4. FMR-анализ

 

FMR ( англ. Fastest Medium Rare — быстро, средне, медленно)  — анализ товарного ассортимента по частоте обращений.

Иногда также применяется термины: FSN (англ. Fast moving, Slow moving, Non Moving) и FNS (англ. Fast Moving, Normal Moving, Slow Moving)

В управлении сбытом «мера востребованности» товара или частота обращений за теми или иными группами товаров служит важным критерием позиционирования товарных групп в маркетинговой стратегии управления (лозунг «у нас есть все»). В управлении запасами FMR применяют для определения место складирования запасов, так наиболее часто запрашиваемые («быстрые» — fast) позиции располагают ближе к зонам комплектации.

Характеризуется коэффициентом частоты обращений и вычисляется по следующей формуле:

 

где: 

 — количество отпуска  -го товара,  

 — общее количество отпуска со склада.

По частоте обращений ассортимент обычно разбиваются на три группы:

  • категория F — наиболее часто запрашиваемые товары (80 % от общего количества);
  • категория M — менее часто запрашиваемая категория продуктов (15 % от обращений);
  • категория R — редко запрашиваемая продукция (оставшиеся 5 %).

Группы обычно определяют, используя Закон Парето 80 %, 15 % и 5 %. В применении этого закона данная классификация «математически» схожа с ABC-анализомпри использовании в качестве критерия частоты операций с товаром (стандартно в «ABC» анализируется стоимость). Процентное соотношение групп можно подбирать самостоятельно исходя из статистики движения товара (подробнее о них можно прочитать в статье ABC-анализ).

На практике, для формирования правил управления товарами/запасами используют совместную ABC — XYZ — FMR — VEN классификацию, определяя для каждой из подгрупп собственные уникальные правила логистического менеджмента. Для упрощения логистической политики применяют сокращение числа групп (3×3×3×3 = 81 группа), используя так называемую «бальную оценку», при этом выделяют обычно 10-15 групп.

 

3.5. QRS-анализ

  

 QRS (возможно сокращение от англ. Quick Response System - система быстрого ответа) — анализ товарного ассортимента по необходимым .

Данная классификация разделяет товары и их поставщиков на три группы, на основе объема необходимых инвестиций. Для деления на группы используется критерий значимости, рассчитываемый по следующей формуле:

Критерий значимости(Кз) = (Инвестиционный ресурс)/(Объем продаж) 100%


Группа Q Кз < -10 - сюда относятся товары и их поставщики, которые вкладывают в оборот заказчика более 10% от своего месячного объема продаж. Отсрочка на погашение товарного кредита такова, что приобретенный товар компания успевает продать и направить вырученные средства на финансирование других закупок.

Группа R -10% < Кз < +10% - кредитных средств этих поставщиков, как правило, достаточно, чтобы обеспечить содержание товарного ресурса по поставляемым ими товарам, но не более.

Группа S +10% < Кз - для покупки товаров у этой категории поставщиков необходимо вкладывать собственные средства.

QRS анализ проводят в  четыре этапа:

  1. Сбор информации о товарных запасах и поставщиках, оценка инвестиционного ресурса (обычно на интервале последнего квартала)
  2. Работа с поставщиками относящихся к группе Q - оптимизация суммы кредита поставщикам
  3. Разработка правил и норм для поставщиков группы R с регулярным контролем их исполнения
  4. Совместно с отделом продаж анализ поставщиков группы S - оптимизация правил работы с поставщиками и возможно вывоз или замена ассортимента

Информация о работе Отдельные аспекты маркетинговых исследований ассортимента лекарственных препаратов, используемых при воспалительных заболеваниях носо