Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 21:46, отчет по практике
Местом прохождения практики был магазин «Ладья», осуществляющий торгово-закупочную деятельность, в которой универсальным ассортиментом продаваемых товаров является автомобильные запчасти, автохимия и аксессуары для автомобилей к отечественным автомобилям. Он расположен по адресу г.Кирово-Чепецк, Луначарского, 13, этаж 1 (Дом быта «Авангард»). Недалеко от магазина расположена автобусная остановка, это облегчает движение покупательских потоков. Он является частным предприятием. А это значит, что магазину приходится сталкиваться с большим числом конкурентов (Автошанс, Автоснаб, Лада-С, Виват…). Магазин хорошо известен многим автолюбителям и владельцам автомобилей.
1. Ознакомление с торговым предприятием…………………………………...3
2. Изучение ассортиментной политики магазина «Ладья»…………..………..7
3. Изучение покупательского спроса………………………………………….11
4. Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса магазина………………………………………………………………………....15
5. Ознакомление с информационной работой магазина………………….…..21
Наибольшую долю в ассортименте магазина занимают автозапчасти к а-м ВАЗ и автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412 - 32% и 31% соответственно. На втором месте автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141 и сопутствующие товары - 12%. Доля остальных ассортиментных групп не превышает 3%.
Показатель широты ассортимента - 0,2 или 20%, говорит о том, что магазин использует не все возможности своих поставщиков.
Показатель глубины ассортимента показывает, что в настоящее время глубина ассортимента достаточно высока: в ассортиментном перечне товаров, реализуемых магазином, присутствует практически весь ассортимент, предусмотренный договорами поставок.
Показатель устойчивости ассортимента по результатам поквартальных проверок за 2010 год показал, что ассортимент реализуемых товаров достаточно устойчив, коэффициент устойчивости равен 0,97, что даже выше оптимального - 0,8. Это может говорить не только о хорошей организации поставок, но и о том, что многие позиции ассортимента пользуются недостаточным спросом.
Анализ показателей
Грамотная работа с ассортиментом позволит увеличить прибыль магазина на 15-30 %.
3. Изучение покупательского спроса.
Эффективное функционирование
любого торгового предприятия
При изучении формирующегося спроса большое внимание уделяется не только количественной, но и качественной характеристике спроса, ставится цель выявить покупательские оценки потребительских свойств, качества и внешнего вида товаров. На этой основе определяются основные направления формирования товарного ассортимента.
Методы регистрации продажи в магазине «Ладья» включают такие приемы и технические средства, как учет продажи по товарным ярлыкам, ярлыкам-вкладышам, товарным, а так же учет продажи при расчете с покупателями с применением электронных кассовых аппаратов.
Таблица 3 - Зависимость объема запасов от уровня удовлетворения спроса
Уровень удовлетворения спроса, % |
Стоимость необходимых запасов |
Рост стоимости запасов на 1% роста удовлетворения спроса |
72 |
98000 |
1361 |
85 |
127000 |
2231 |
91 |
145000 |
3000 |
96 |
190000 |
8600 |
100 |
290000 |
25000 |
Очевидно, что не выгодно стремиться к чрезмерно высокому уровню удовлетворения спроса, так как это приведет к хранению значительных запасов деталей нерегулярного спроса.
Анализ спроса на отдельные запасные части является одним из элементов системы управления запасами. Объем спроса покупателей при розничной продаже подвержен значительным колебаниям и не может рассматриваться в качестве конкретной величины, поэтому в системах управления запасами учитывается стохастический характер спроса в розничной торговле. Анализ спроса проводится по каждому наименованию запасных частей.
Таблица 4 - Анализ спроса на группы запчастей для автомобилей ВАЗ.
Группы агрегатов |
Доля в общем, спросе, % |
Узлы и детали |
Спрос внутри группы,% |
Электрооборудование |
23 |
||
Генератор |
43,3 | ||
Система зажигания |
21,7 | ||
Система освещения |
15,3 | ||
Указатели поворота и детали |
11,4 | ||
Система запуска |
8,3 | ||
Итого |
100 | ||
Кузов |
20,3 |
Оперение |
56 |
Детали кузова |
29,9 | ||
Стекла |
13,4 | ||
Внутренние детали |
0,7 | ||
Итого |
100 | ||
Механическая часть |
56,7 |
Подвеска и колеса |
15,9 |
Сцепление |
13,5 | ||
Основные части двигателя |
11,6 | ||
Тормоза |
11,4 | ||
Система распределения |
10,5 | ||
Система выпуска газов |
6,7 | ||
Полуоси |
6,5 | ||
Система охлаждения |
5,5 | ||
Коробка передач |
5,4 | ||
Система смазки |
4,5 | ||
Система питания |
4,1 | ||
Дифференциал |
1,6 | ||
Электроарматура |
1,3 | ||
Рулевое управление |
1,1 | ||
Карданная передача |
0,4 | ||
Итого |
100 | ||
Всего |
100 |
Данные таблицы показывают, что наибольшим спросом пользуются механические детали. Анализ статистических данных позволяет выявить соотношение между количеством машин данной модели в исследуемом районе и количеством ремонтов, номенклатурой и количеством заказанных в течение года запасных деталей, а также их стоимостью и весом. Полученные в результате анализа данные помогают выяснить средний спрос, частоту замены деталей и среднюю величину расходов владельцев машин на их содержание.
Чтобы сконцентрировать основное внимание на тех деталях, которые чаще продаются и дают основную долю объема сбыта, данные о сбыте разбивают по разным группам деталей, выделенных в результате анализа спроса.
Распределение номенклатуры запасных частей на группы по статистики продаж за ряд лет. Магазин делит номенклатуру на четыре группы.
Таблица 5 - Номенклатура товаров магазина
Группа |
Количество наименований |
Доля в номенклатуре |
Доля в объеме продаж |
А |
1000 |
2,20% |
75% |
В |
3000 |
6,70% |
20% |
С |
6000 |
13,30% |
4% |
D |
35000 |
77,80% |
1% |
Всего |
45000 |
100% |
100% |
Кроме разделения на группы по степени спроса, применяют деление по стоимости, установив критерий отбора.
Например, группа Х-стоимость товаров свыше 1000 руб., группа Y-стоимость от 100 руб., до 1000руб. Группы определяются компьютером автоматически на базе статистики спроса и критериев стоимости. Индекс группы спроса указывается на прейскуранте, статистике расходов, ведомости излишних товаров. По индексу можно напечатать необходимые документы для анализа. Очевидно, что вся деятельность в области маркетинга и управления запасами концентрируется на деталях тех групп, которые обеспечивают основную массу товарооборота.
Наименование |
Количество наименований | |||
I квартал |
IIквартал |
IIIквартал |
IVквартал | |
Автозапчасти к а-м ВАЗ |
51 |
47 |
43 |
50 |
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412 |
48 |
50 |
50 |
50 |
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ- |
15 |
19 |
20 |
20 |
Масла моторные |
4 |
4 |
4 |
4 |
Чехлы сидений для автомобилей |
5 |
4 |
5 |
5 |
Авторезина |
4 |
4 |
4 |
4 |
Автокамера |
3 |
3 |
3 |
3 |
Сопутствующие товары |
20 |
20 |
20 |
20 |
Ручной инструмент |
5 |
5 |
5 |
5 |
Аптечка медицинская автомобильная |
2 |
2 |
2 |
2 |
Итого |
157 |
158 |
156 |
163 |
4. Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса магазина.
Основной деятельностью магазина «Ладья» является торгово-закупочная деятельность. Работа по закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций: изучение и прогнозирование покупательского спроса, определение потребности в товарах, выявление и изучение источников закупки, и выбор поставщиков, установление хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и заключение договоров поставки, контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.
В настоящее время состав поставщиков магазина «Ладья» является относительно постоянным. Сотрудничество ведется в основном с крупными оптовыми организациями. При выборе поставщиков ориентируются на качество поставляемой продукции, на уровень цен, на условия поставки.
Типовой договор (Приложение) имеет следующее содержание: номер договора, дата и место заключения договора; полное наименование сторон, заключивших договор; предмет договора; цена товара; качество товара; сроки и условия поставки; условия платежа; упаковка, знак соответствия; сдача-приемка товара; обязанности продавца; конфиденциальность; форс-мажорные обстоятельства; арбитраж; расторжение договора; срок действия договора; особые условия; общие положения; юридические адреса.
К договору прилагаются три приложения:
-Спецификация;
-График поставок;
-Дополнительное соглашение «Особые условия».
Согласно договору товары поставляются в магазин по заявкам, в которых указывается наименование товара, его количество. Заявка заверяется подписью предпринимателя и печатью. Если поставщик по каким-либо причинам не может выполнить частично или полностью заказ, то он обязан об этом оповестить предпринимателя, который делал заявку. Товар доставляется своим транспортом (предприниматель) и за свой счет. Поставка сопровождается всеми необходимыми документами. Завоз товаров осуществляется по мере их необходимости, без определенного графика.
Критерии определения количества заказываемого товара в магазине «Ладья»: необходимость пополнения продукции для удовлетворения покупательского спроса, сроки и частота поставки, средняя продажа в день, наличие места на складе, форма оплаты (оплата по реализации)
Основными поставщиками данных групп товаров являются фирмы-производители и оптовые фирмы Нижнего Новгорода, Самары, Ижевска, Тольятти, представленные в таблице 6.
Доля разных поставщиков в общем объеме поставок различна. Из таблицы 6 видно, что наибольшее количество товаров поставляют ООО «Движение-Автомасла» (Приложение) и ООО «Автотрейд»
Таблица 6 - Поставщики магазина «Ладья»
№ |
Наименование поставщиков |
Ассортимент товаров, названия изделий продукта, |
Количество наименований продукции |
1. |
ООО "Автотрейд" |
Подвеска Колеса Сцепление Основные части двигателя Тормоза Коробки передач |
9 12 14 30 7 17 |
2. |
ООО "Автомастер-Н" |
Детали кузова Стекла Вентиляция Подвеска Амортизаторы |
20 8 10 6 16 |
3. |
ООО «Движение-Автомасла» |
Электрика Фильтры Масла Рабочие жидкости Лаки, краски |
31 20 47 52 30 |
4. |
ООО "Пигма" |
Чехлы сидений для автомобилей Авторезина Автокамера |
16
13 11 |
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Рис.1. Схема торгово-технологического процесса в магазине «Ладья»
Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
-Операции с товарами до предложения их покупателям;
-Операции непосредственного обслуживания покупателей;
-Дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Приемка товаров по количеству
и качеству в магазине осуществляется
в соответствии с правилами, установленными
в инструкциях «О порядке приемки
продукции производственно-
Приемка товаров по количеству заключается в сверке числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями товаросопроводительных документов.
Приемка товаров по качеству предполагает
выявление качества и комплектности
товаров, а также соответствие тары,
упаковки и маркировки товаров установленным
требованиям. Качество товаров должно
соответствовать требованиям