Оценка конкурентоспособности молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Молоко - полноценный продукт питания. Академик И. П. Павлов сказал: «Между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко... как пища, приготовленная самой природой».
Легкая усвояемость - одно из наиболее важных свойств молока как продукта питания. Более того, молоко стимулирует усвоение питательных веществ других пищевых продуктов. Ежегодно в мире пьют более 600 млн л молока, потребление которого вносит разнообразие в питание, улучшает вкус других продуктов.
Так, в 2012 г. производство молока в мире по предварительным данным составило 600 млн т, что на 1,1 % больше, чем в предыдущем году.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЛОЧКО.docx

— 223.29 Кб (Скачать файл)

1.Теоретические основы формирования и оценки                      конкурентоспособности молока

1.1 Формирование  конкурентоспособности питьевого  молока в процессе производства

В последние годы отечественная  молочная промышленность становится все  более конкурентоспособной. Повышение  конкурентоспособности молока и  молочной продукции имеет большую  теоретическую и практическую значимость для развития отечественного молочно-продуктового комплекса, насыщения внутреннего  рынка доступными для всех групп  населения высококачественными  продуктами питания, расширения внешнеэкономических  связей. Ее решение имеет комплексный  характер для экономики страны, связанный  с укреплением здоровья людей, повышением их жизненного уровня развитием науки, внедрением инноваций и достижений научно-технического прогресса, обеспечением национальной продовольственной безопасности, ростом занятости населения, наращиванием конкурентных преимуществ предприятия и регионов.

Производство и переработка  молока тесно связаны между собой. Эффективность и стабильность функционирования молочной промышленности базируется на своевременном обеспечении ее сырьем. Именно от количества и качества сырья зависеть объемы производства, ассортимент и качество молочных продуктов. Низкое качество производимого молока вызывает большие затраты молокоперерабатывающих предприятий при обработке такого молока. Из-за постоянного снижения поголовья коров и их низкой производительности перерабатывающие предприятия часто сталкиваются с проблемой нехватки сырья. Известно, что оптимальная загрузка молокоперерабатывающих предприятий молочной сырьем является необходимым условием их эффективного развития, а в условиях недостатка сырья технологические мощности перерабатывающих предприятий загружены не полностью, что приводит высокую себестоимость молочной и снижение эффективности переработки молока.

При комплексном подходе  к проблеме повышения качества необходимо классифицировать и изучать факторы  и условия, влияющие на качество продукции.

Под фактором качества продукции  следует понимать причину, определенным образом влияющую на качество продукции  в зависимости от общих и частных  условий её создания.

Установлено, что на качество молока влияют такие факторы, как:

– генетические – порода, породность, наследственность;

– физиологические – надой, возраст, стадия лактации;

– факторы окружающей среды  – система доения, гигиена доения, корма и кормление, уход, сезон  года.

Необходимость создания оптимальных  условий для производства высококачественной продукции, начиная с фермы, диктуется  тем, что молоко очень нестабильная по своим химическим и физическим показателям биологическая жидкость. И работа по улучшению качества этого  продукта не имеет смысла после того, как он произведён.

Остановимся на факторах, под  влиянием которых формируется качество производства молока.

1. Высокая санитарная  культура производства. Растущий  на протяжении нескольких лет  российский рынок молочных продуктов  предъявляет производителям все  более серьёзные требования к  качеству сырья и технологии  производства.

Санитарно-гигиеническое состояние  производства, наряду с качеством  сырья и технологическим процессом  производства, является важным элементом  систем контроля по обеспечению выпуска  безопасных молочных продуктов гарантированного качества за счет организации системы  мер и осуществления контроля по их исполнению.

Контроль за санитарно-гигиеническим  состоянием производства предполагает:

– контроль санитарно-гигиенического состояния оборудования, трубопроводов, инвентаря, упаковочных материалов и т.д.;

– контроль санитарно-гигиенического состояния воздушной среды производственных помещений;

– контроль гигиенического состояния питьевой воды;

– контроль соблюдения гигиены работниками предприятия.

Повышение санитарно-гигиенического качества получаемого молока – многофакторная задача, требующая постоянной работы над технологией и культурой  производства, соблюдением правил доения и эксплуатации оборудования. Это  единственный путь экономического развития и становления конкурентоспособности  предприятий молочной отрасли. Поэтому  молокоперерабатывающим предприятиям совместно с фермами, не дожидаясь  государственных инвестиций и политики регулирования цен за счет дотаций, необходимо работать над качеством  сырья методом экономического стимулирования производства высокосортного молока.

2. Хорошая производственная  практика – это система требований, условий и способов производства, реализация которых обеспечивает  выпуск безопасной продукции.  Она охватывает следующие элементы производства: требования к сырью, материалам, готовой продукции и соответствующий контроль за их соблюдением, требования и рекомендации к зданиям, сооружениям включая помещения социального назначения, к оборудованию, специализированным транспортным средствам, персоналу, условиям хранения и транспортирования сырья, материалов, готовой продукции, мойке и дезинфекции оборудования, помещений, а также контроль за вредителями и т.д.

Соблюдение производственной дисциплины достигается так же порядком действий каждого работника, регламентированными  должностными инструкциями или инструкциями на рабочих местах. Личная ответственность работающих, строгий контроль со стороны руководителя предприятия и начальников подразделений – залог выпуска продукции гарантированного качества. Необходимыми составляющими этого процесса являются производственные учебы, повышения квалификации специалистов, аттестация рабочих мест.

3. Условия кормления и содержание животных. Качество молока сегодня – это четкая система мероприятий, предупреждающих причину и определяющих пути устранения возможных отклонений от нормы. Поэтому одна из главнейших задач в получении молока высокого качества это создание кормовой базы на кормах с высокой питательностью.

Кормление и содержание –  это важные факторы внешней среды, влияющие на молочную продуктивность, поскольку наследственные возможности животных могут быть реализованы лишь при полноценном и достаточно обильном их кормлении и оптимальных условиях содержания. Эти факторы существенно влияют на качество производимого коровами молока. Особое значение имеет полноценное сбалансированное кормление в период раздоя и в сухостойный период.

Возраст коров. Молодые коровы дают меньше молока, чем коровы, закончившие рост. У крупного рогатого скота период роста продолжается около 5 лет, поэтому, как правило, до 5…6-й лактации удои коров повышаются, затем в течение нескольких лет поддерживаются на одном уровне, а примерно с 8…9-й лактации резко снижаются. Удой коров-первотелок составляет 75%, по второму отелу – 85% удоя полновозрастных животных. При благоприятных условиях кормления и содержания высокие удои можно сохранить и в возрасте 12… 15 лет, а также при хорошей племенной работе со стадом за первую лактацию.

4. Контроль качества –  это отслеживание конкретных  результатов деятельности по  проекту в целях определения  их соответствия стандартам и  требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий. Основными факторами формирования качества готового молочного продукта являются качество используемых сырья, компонентов и материалов, качество отдельных этапов производства, определяющее общий уровень качества технологических процессов, а также четкое функционирование системы контроля на всех этапах производства. При этом качество исходного молока – сырья и компонентов влияет на конечный продукт не только непосредственно, но и путем вынужденных изменений в технологическом процессе.

Одним из важнейших требований является то, что молоко должно быть получено от здоровых животных в хозяйствах, благополучных по инфекционным болезням в соответствии с правилами ветеринарного  законодательства, и по качеству соответствовать  требованиям настоящего стандарта.

Контроль за качеством и безопасностью молочных продуктов должен осуществляться на постоянной основе, обеспечивая безопасность их потребления для жизни и здоровья людей и предотвращая экономический ущерб, наносимый употреблением некачественной продукции.

При приемке молока на завод  качество его оценивают по органолептическим  показателям, содержанию жира, кислотности  и температуре. Для производства пастеризованного молока применяемое  натуральное молоко должно быть не ниже 2-го сорта. Молоко после дойки  должно быть охлаждено в хозяйстве  не позднее чем через 2 ч после дойки. Молоко сырое при сдаче-приемке на предприятиях молочной промышленности должно иметь температуру не выше плюс 80˚С, а при сдаче-приемке в хозяйстве – не выше плюс 6°С.

Все перечисленные факторы  тесно связаны между собой, но степень их влияния на качество не одинакова. Поэтому при оценке и  степени их влияния необходимо проранжировать и отдать приоритет тем, которые в наибольшей степени оказывают влияние на качество продукции. Такое деление позволяет с наименьшими затратами более рационально и эффективно управлять качеством продукции.

Таким образом, основные пути повышения качества производства молока следующие:

совершенствование структуры  рациона;

хорошее охлаждение;

совершенствование материальной и моральной заинтересованности работников;

улучшения качества кормов;

соблюдение чистоты на ферме и молочной посуды;

хорошая обеспеченность моющими  и дезинфицирующими средствами.

Качественная продукция, обладающая высокими потребительскими свойствами, становится предметом повышенного  спроса.

Особые свойства молока и  продуктов его переработки обусловливают  необходимость стабильного развития производства этих продуктов, бесперебойного обеспечения населения молочными  продуктами гарантированного поступления  сырья до перерабатывающих предприятий. Поэтому эффективное развитие молокопродуктов  возможно только в условиях слаженной  работы предприятий, занимающихся производством  и переработкой молока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Факторы и критерии конкурентоспособности питьевого молока

Основным критерием конкурентоспособности  товаров служит степень удовлетворения реальных потребностей, что и обусловливает  разную привлекательность товаров-конкурентов  для потребителей. Однако непосредственное измерение степени удовлетворения потребностей невозможно в силу психофизиологического  восприятия потребителями отдельных  товаров. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями  более благожелательно, чем нерекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами.

Поэтому для оценки конкурентоспособности  используются косвенные критерии, которые  можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические.

Потребительские критерии конкурентоспособности  определяют потребительскую ценность, или полезность, товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная  группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей, но особенно - для индивидуальных. Это объясняется тем, что производственные потребители, приобретая сырьевые, энергетические и иные товары, имеют определенные возможности формировать заданный уровень качества и оптимальный ассортимент товаров путем обеспечения сбалансированности между спросом и предложением.

Индивидуальный потребитель, приобретающий  товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изменить указанные  характеристики товара.

Среди потребительских критериев  особое место занимает качество товаров, которое отдельные авторы считают  наряду с ценой практически единственным критерием конкурентоспособности  товаров. Однако такое представление  о сущности конкурентоспособности, обусловленной основополагающими  характеристиками товара, неполно.

Привлекательность качества товаров  для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность. В то же время при оценке качества возникают две проблемы, от разрешения которых во многом зависит достоверность  определения конкурентоспособности  товаров.

Первая проблема заключается в  том, что отдельные группы потребительских  свойств товаров, составляющих качество, неравнозначны. Наибольшую значимость у большинства товаров имеет  функциональное назначение, которое  оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений, а  также безопасность и эргономические свойства. Для производственных потребителей большую значимость и применимость имеют не эргономические, а технологические  свойства.

Значимость других групп потребительских  свойств (эстетических, экологических, надежности и социального назначения для разных товаров и сегментов  потребителей), как правило, ниже ранее  указанных. Однако из этого правила  есть исключения. Например, для многих швейных изделий престижного  спроса социальное назначение играет основную роль при выборе товара. В  то же время надежность товаров, в  частности их долговечность, ремонтопригодность, имеет большую значимость для  потребителей со средними или низкими  материальными возможностями.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности молока