Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:05, курсовая работа
Молоко - полноценный продукт питания. Академик И. П. Павлов сказал: «Между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко... как пища, приготовленная самой природой».
Легкая усвояемость - одно из наиболее важных свойств молока как продукта питания. Более того, молоко стимулирует усвоение питательных веществ других пищевых продуктов. Ежегодно в мире пьют более 600 млн л молока, потребление которого вносит разнообразие в питание, улучшает вкус других продуктов.
Так, в 2012 г. производство молока в мире по предварительным данным составило 600 млн т, что на 1,1 % больше, чем в предыдущем году.
1.Теоретические основы формирования и оценки конкурентоспособности молока
1.1 Формирование 
конкурентоспособности 
В последние годы отечественная 
молочная промышленность становится все 
более конкурентоспособной. Повышение 
конкурентоспособности молока и 
молочной продукции имеет большую 
теоретическую и практическую значимость 
для развития отечественного молочно-продуктового 
комплекса, насыщения внутреннего 
рынка доступными для всех групп 
населения высококачественными 
продуктами питания, расширения внешнеэкономических 
связей. Ее решение имеет комплексный 
характер для экономики страны, связанный 
с укреплением здоровья людей, повышением 
их жизненного уровня развитием науки, 
внедрением инноваций и достижений 
научно-технического прогресса, обеспечением 
национальной продовольственной 
Производство и переработка молока тесно связаны между собой. Эффективность и стабильность функционирования молочной промышленности базируется на своевременном обеспечении ее сырьем. Именно от количества и качества сырья зависеть объемы производства, ассортимент и качество молочных продуктов. Низкое качество производимого молока вызывает большие затраты молокоперерабатывающих предприятий при обработке такого молока. Из-за постоянного снижения поголовья коров и их низкой производительности перерабатывающие предприятия часто сталкиваются с проблемой нехватки сырья. Известно, что оптимальная загрузка молокоперерабатывающих предприятий молочной сырьем является необходимым условием их эффективного развития, а в условиях недостатка сырья технологические мощности перерабатывающих предприятий загружены не полностью, что приводит высокую себестоимость молочной и снижение эффективности переработки молока.
При комплексном подходе к проблеме повышения качества необходимо классифицировать и изучать факторы и условия, влияющие на качество продукции.
Под фактором качества продукции следует понимать причину, определенным образом влияющую на качество продукции в зависимости от общих и частных условий её создания.
Установлено, что на качество молока влияют такие факторы, как:
– генетические – порода, породность, наследственность;
– физиологические – надой, возраст, стадия лактации;
– факторы окружающей среды – система доения, гигиена доения, корма и кормление, уход, сезон года.
Необходимость создания оптимальных 
условий для производства высококачественной 
продукции, начиная с фермы, диктуется 
тем, что молоко очень нестабильная 
по своим химическим и физическим 
показателям биологическая 
Остановимся на факторах, под влиянием которых формируется качество производства молока.
1. Высокая санитарная 
культура производства. Растущий 
на протяжении нескольких лет 
российский рынок молочных 
Санитарно-гигиеническое 
Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием производства предполагает:
– контроль санитарно-гигиенического состояния оборудования, трубопроводов, инвентаря, упаковочных материалов и т.д.;
– контроль санитарно-гигиенического состояния воздушной среды производственных помещений;
– контроль гигиенического состояния питьевой воды;
– контроль соблюдения гигиены работниками предприятия.
Повышение санитарно-гигиенического 
качества получаемого молока – многофакторная 
задача, требующая постоянной работы 
над технологией и культурой 
производства, соблюдением правил доения 
и эксплуатации оборудования. Это 
единственный путь экономического развития 
и становления 
2. Хорошая производственная 
практика – это система 
Соблюдение производственной дисциплины достигается так же порядком действий каждого работника, регламентированными должностными инструкциями или инструкциями на рабочих местах. Личная ответственность работающих, строгий контроль со стороны руководителя предприятия и начальников подразделений – залог выпуска продукции гарантированного качества. Необходимыми составляющими этого процесса являются производственные учебы, повышения квалификации специалистов, аттестация рабочих мест.
3. Условия кормления и содержание животных. Качество молока сегодня – это четкая система мероприятий, предупреждающих причину и определяющих пути устранения возможных отклонений от нормы. Поэтому одна из главнейших задач в получении молока высокого качества это создание кормовой базы на кормах с высокой питательностью.
Кормление и содержание – это важные факторы внешней среды, влияющие на молочную продуктивность, поскольку наследственные возможности животных могут быть реализованы лишь при полноценном и достаточно обильном их кормлении и оптимальных условиях содержания. Эти факторы существенно влияют на качество производимого коровами молока. Особое значение имеет полноценное сбалансированное кормление в период раздоя и в сухостойный период.
Возраст коров. Молодые коровы дают меньше молока, чем коровы, закончившие рост. У крупного рогатого скота период роста продолжается около 5 лет, поэтому, как правило, до 5…6-й лактации удои коров повышаются, затем в течение нескольких лет поддерживаются на одном уровне, а примерно с 8…9-й лактации резко снижаются. Удой коров-первотелок составляет 75%, по второму отелу – 85% удоя полновозрастных животных. При благоприятных условиях кормления и содержания высокие удои можно сохранить и в возрасте 12… 15 лет, а также при хорошей племенной работе со стадом за первую лактацию.
4. Контроль качества – это отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий. Основными факторами формирования качества готового молочного продукта являются качество используемых сырья, компонентов и материалов, качество отдельных этапов производства, определяющее общий уровень качества технологических процессов, а также четкое функционирование системы контроля на всех этапах производства. При этом качество исходного молока – сырья и компонентов влияет на конечный продукт не только непосредственно, но и путем вынужденных изменений в технологическом процессе.
Одним из важнейших требований является то, что молоко должно быть получено от здоровых животных в хозяйствах, благополучных по инфекционным болезням в соответствии с правилами ветеринарного законодательства, и по качеству соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Контроль за качеством и безопасностью молочных продуктов должен осуществляться на постоянной основе, обеспечивая безопасность их потребления для жизни и здоровья людей и предотвращая экономический ущерб, наносимый употреблением некачественной продукции.
При приемке молока на завод качество его оценивают по органолептическим показателям, содержанию жира, кислотности и температуре. Для производства пастеризованного молока применяемое натуральное молоко должно быть не ниже 2-го сорта. Молоко после дойки должно быть охлаждено в хозяйстве не позднее чем через 2 ч после дойки. Молоко сырое при сдаче-приемке на предприятиях молочной промышленности должно иметь температуру не выше плюс 80˚С, а при сдаче-приемке в хозяйстве – не выше плюс 6°С.
Все перечисленные факторы тесно связаны между собой, но степень их влияния на качество не одинакова. Поэтому при оценке и степени их влияния необходимо проранжировать и отдать приоритет тем, которые в наибольшей степени оказывают влияние на качество продукции. Такое деление позволяет с наименьшими затратами более рационально и эффективно управлять качеством продукции.
Таким образом, основные пути повышения качества производства молока следующие:
совершенствование структуры рациона;
хорошее охлаждение;
совершенствование материальной и моральной заинтересованности работников;
улучшения качества кормов;
соблюдение чистоты на ферме и молочной посуды;
хорошая обеспеченность моющими и дезинфицирующими средствами.
Качественная продукция, обладающая высокими потребительскими свойствами, становится предметом повышенного спроса.
Особые свойства молока и 
продуктов его переработки 
Основным критерием 
Поэтому для оценки конкурентоспособности 
используются косвенные критерии, которые 
можно подразделить на две основные 
группы: потребительские и 
Потребительские критерии конкурентоспособности 
определяют потребительскую ценность, 
или полезность, товаров и представлены 
двумя основополагающими 
Индивидуальный потребитель, приобретающий 
товар сформированного 
Среди потребительских критериев 
особое место занимает качество товаров, 
которое отдельные авторы считают 
наряду с ценой практически 
Привлекательность качества товаров 
для потребителей в значительной 
мере обеспечивает их конкурентоспособность. 
В то же время при оценке качества 
возникают две проблемы, от разрешения 
которых во многом зависит достоверность 
определения 
Первая проблема заключается в том, что отдельные группы потребительских свойств товаров, составляющих качество, неравнозначны. Наибольшую значимость у большинства товаров имеет функциональное назначение, которое оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений, а также безопасность и эргономические свойства. Для производственных потребителей большую значимость и применимость имеют не эргономические, а технологические свойства.
Значимость других групп потребительских свойств (эстетических, экологических, надежности и социального назначения для разных товаров и сегментов потребителей), как правило, ниже ранее указанных. Однако из этого правила есть исключения. Например, для многих швейных изделий престижного спроса социальное назначение играет основную роль при выборе товара. В то же время надежность товаров, в частности их долговечность, ремонтопригодность, имеет большую значимость для потребителей со средними или низкими материальными возможностями.