Понятие, значение и функции маркировки товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение маркировки и товарного знака. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю товарных знаков;
- рассмотреть понятия и значения о маркировке товаров;
- изучить способы маркировки товаров

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. История товарных знаков …………………………………………………… 5
2. Понятие, значение и функции маркировки товаров ………………………. 8
3. Способы маркировки товаров ……………………………………………… 13
4. Товарный знак в современном мире ……………………………………..... 14
5. Товарный знак как элемент маркировки товаров ………………………… 19
Заключение …………………………………………………………………….. 24
Список использованной литературы …………………………………………. 25
Приложение ……………………………………………………………………. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТОТу.docx

— 303.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

1. История товарных знаков …………………………………………………… 5

2. Понятие, значение и функции маркировки товаров ………………………. 8

3. Способы маркировки товаров ……………………………………………… 13

4. Товарный знак в современном мире ……………………………………..... 14

5. Товарный знак как элемент маркировки товаров ………………………… 19

Заключение …………………………………………………………………….. 24

Список использованной литературы …………………………………………. 25

Приложение ……………………………………………………………………. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На российском рынке нередко  встречается недоброкачественный  товар под маркой известных производителей. Это подрывает престиж известных  фирм. Чтобы избежать таких ситуаций были созданы способы защиты товара от подделок. Одним из таких способов является маркировка продукции. Маркировка содержит не только информацию о товаре. Нанесение маркировки делает фирму-изготовителя узнаваемой. Выбирая товар, покупатель ориентируется на ее производителя. Маркировка упаковки товара говорит  покупателю о том, кто является изготовителем. Нанесение маркировки – неотъемлемая часть производства. Это позволяет идентифицировать продукцию и защититься от подделок.

Маркировка выполняет  следующие  функции:

- информационная;

-  идентифицирующая;

-  эмоциональная;

-  мотивирующая.

Все эти функции взаимосвязаны, так как красочно оформленная  маркировка вызывает положительные  эмоции, что служит мотивацией для  приобретения товара.

В зависимости от места  нанесения различают маркировку:

- производственную;

- торговую.

Структура маркировки может  включать  три элемента: текст, рисунок  и  условные обозначения или информационные  знаки. Эти составные элементы  различаются соотношением и степенью  доступности товарной информации, широтой  распространения и разными функциями.

Товарные знаки – обозначения,  способные отличать соответственно  товары и услуги одних юридических  лиц от однородных товаров  и услуг  других юридических или физических лиц.

В зависимости от назначения товарные знаки подразделяют на три  подгруппы:

- фирменные;

- ассортиментные (именные);

- страны происхождения.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что при  правильном выборе производителем упаковочного материала и маркировки, которые  являются одними из основных средств  товарной политики предприятия, будет  удовлетворяться спрос потребителя, и предприятие будет развиваться.

Курсовая работа включает: введение, 5 вопросов, заключение, список использованной литературы и приложения.

Целью данной курсовой работы является изучение маркировки и товарного  знака. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить историю товарных знаков;

- рассмотреть  понятия и значения о маркировке товаров;

- изучить  способы маркировки товаров;

- рассмотреть товарный  знак в современном мире;

- рассмотреть  товарный знак как элемент маркировки товаров.

Объектом исследования курсовой  работы является информация о  товаре. Предметом курсовой работы  является изучение маркировки  и товарного  знака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История товарных знаков

 

Товарные знаки существуют, как ни странно, уже очень давно. Первые товарные знаки использовали уже под конец каменного века (люди ставили клеймо на добытых  ими животных, их шкурах и др.)

Массово товарный знак появляется во времена производства и продажи  глиняных изделий (примерно 5 000 лет до н.э.). На изделия наносились пометки, которые являются праотцами товарного знака. Одним из очень распространенных клейм была надпись «FORTIS», известно, что этот товарный знак был настолько популярным, что его даже пытались подделывать.

Всеми любимые китайцы  в древности защищали свой фарфор - на посуде они ставили специальные  обозначения, которые говорили о  производителе или указывали имя правящего императора.

Преуспели в этом деле и  славящиеся своей инфраструктурой  римляне - найдены даже кирпичи с  товарными знаками, на которых указывались  дата и материал изготовления.

Даже индийская история  товарных знаков не так бедна, как  казалось бы. Археологами найдено  подтверждения того, что индийские  ремесленники ставили свой знак на товаре перед его отправкой в Иран.

История товарного знака  средневековья сравнима, отчасти, с  сегодняшним брэндингом. Развитие производства и торговли повлекло за собой создание огромного количества гильдий ремесленников. Они начали клеймить свои товары, что в дальнейшем превратилось в гарантию качества.

Уже в те времена товарный знак становится обязательным и каждый ремесленник, выпустивший некачественный товар несет за это ответственность.

История товарных знаков знает  случаи, когда на одном товаре встречалось  несколько клейм - свидетельство  того, что над продуктом работали несколько ремесленников.

Первый юридический документ в истории товарных знаков зарегистрирован  в Англии в 1266 году. В нем английский Парламент обязывал всех пекарей  ставить на хлебе свой индивидуальный товарный знак. Благодаря этому можно  было легко определить производителя некачественной продукции.

Но регулируемое законом  наказание за использование чужого товарного знака появилось в  Европе только в ХІХ веке. Тогда целый ряд государств предоставил своим гражданам охрану их клейма (фальсификация товарного знака была чревата уголовным наказанием).

История товарных знаков в  России начинается на 400 лет позже. Считается, что впервые такой термин употребляется  в Новоторговом уставе и датируется 22 апреля 1677 года. В нем купцов и  ремесленников обязывают проставлять  всяческие идентифицирующие их знаки.

Тогда еще история товарных знаков не знала различия их с клеймом. Впервые в России правительственный  указ о различии товарных знаков был  издан в 1744 году под влиянием Мануфактурной  коллегии. Особый фабричный знак должен был стоять на каждом русском товаре, он должен был отличаться от других, быть уникальным.

Но до начала эпохи промышленной революции товарные знаки применялись  не так часто. Период ее прихода можно  назвать началом возрождения  истории товарных знаков, которые  в это время начали использовать как средство рекламы.

Взяв начало в Великобритании, переворот распространился по другим странам Европы и дошел даже до Америки. Он в корне изменил технологию производства: товары стали делать машинизировано, объемы производства возросли, продукты стали экспортировать и это во многом затрудняло определение  производителя. Увеличению использования  товарных знаков способствовало появление  большой конкуренции и производственное развитие.

История товарных знаков полнится упоминаниями о них, когда массовое производство товаров возросло, а  товарный знак воспринимался как  интеллектуальная собственность. Уже  в то время предприниматели понимали, что регистрация товарного знака  может не только обезопасить их как  юридических лиц, но и впоследствии принести им огромную прибыль.

В связи с все растущей конкуренцией, как говорит история  товарных знаков, даже на рынке Росси  возникла необходимость в обеспечении  товарных знаков правовой охраной. Учитывая это, в 1830 - 1896 годах вышел целый  ряд законов, регулирующий эту область  рыночных отношений. На товарные знаки  Министерством торговли и промышленности выдавались свидетельства.

Впоследствии, как гласит история товарных знаков, Российская Империя, и Россия в будущем, достигла высот брендинга и ее товарные знаки стали, во многих случаях, гарантом качества и приобрели известность во многих странах мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие, значение и функции маркировки товаров

 

Маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а  также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации  товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

Основные функции маркировки – информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.

Информационная функция  маркировки, будучи одним из средств  товарной информации, является основной. Информация на маркировке дублирует  тот же вид информации в товаросопроводительных документах. Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации  товаров.

Необходимость такого дублирования  обусловлена общностью идентифицирующей  функции маркировки и товаросопроводительной  документации. Однако в отличие  от товаросопроводительной документации маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно  доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес  коммерческой информации значительно  меньше.

Идентифицирующая функция  маркировки  чрезвычайно важна, т.к. обеспечивает  прослеживаемость товарных партий  на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная  функции маркировки взаимосвязаны.  Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные  эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке  товара.

В зависимости от места  нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Производственная маркировка – текст, условные обозначения или  рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть:

1) этикетки – основной носитель информации о товаре, на которой указываются все сведения, необходимые для субъектов рыночных отношений. Этикетки печатаются типографским способом и приклеиваются на товар или упаковку, наносятся литографическим способом на банки консервов, наносятся с помощью лазера на этикетку или сам товар (дата изготовления и срок годности товара) (приложение №1, рис.1);

2) кольеретки – разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначение – эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация (приложение №1, рис.2);

3) вкладыши – это разновидность  этикеток, отличающиеся от них  направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения  кратких сведений о наименовании  товара, изготовителе (наименование  организации, номер смены). Иногда  вкладыши могут содержать краткую  характеристику потребительских  свойств товара, в первую очередь  – функционального назначения. Тогда  вкладыш приобретает дополнительные  функции – рекламного листка  или проспекта, но в отличие  от них рекламная функция вкладыша  не является основной, а реализуется  через характеристику товара. Такие  вкладыши часто встречаются в  упаковке различных косметических  средств. Наиболее часто применяют  вкладыши для кондитерских изделий:  конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии;

4) бирки – носители  маркировки, которые приклеиваются,  прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков (приложение №1, рис.3);

5) ярлыки – это носители  информации, содержащие наименование  товара, фирмы изготовителя, его  адрес,  сорт, цену, дату выпуска,  а также  ряд идентифицирующих  данных, таких  как артикул  изделия, номер  модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения;

6) контрольные ленты –  это носители краткой дублирующей  товарной информации, выполняемой  на небольшой ленте и предназначенной  для контроля или восстановления  сведений о товаре в случае  утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже – взамен других носителей  информации. Особенностью контрольных  лент является преобладание цифровой  или символической информации, цель  которой – указание артикула  изделий, номера модели, размера,  сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др. Контрольные ленты наиболее часто  применяются для одежно-обувных  товаров, причем у обуви сведения  контрольной ленты чаще наносятся  на подкладку или внутреннюю  часть (приложение №1, рис.4);

7) клейма и штампы –  носители информации, предназначенные  для нанесения идентифицирующих  условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью  специальных приспособлений установленной  формы.

Наиболее  распространенный способ, применяемый для большинства  товаров, - нанесение клейма или штампа несмываемой краской.

8) рельефная маркировка  в виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений встречается  на металлических консервных  банках, реже на крышках стеклянных  банок. Кроме того, этим способом  маркируют двигатели автомобилей, а также некоторые товары сложнотехнического назначения. Рельефная маркировка встречается и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (например, на донышке граненых стаканов). Вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр применяется для маркировки сыров.

Торговая маркировка –  текст, условные обозначения или  рисунок, нанесенные изготовителем  на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки  от производственной заключается  в том, что ее идентифицирующая функция  в большей степени связана  с указанием данных о продавце, в меньшей – с информацией  о товаре. Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшими размерами, заполнением для каждого товара или покупки, большими затратами ручного труда на маркирование, ограниченными техническими возможностями нанесения информационных данных. Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Информация о работе Понятие, значение и функции маркировки товаров