Понятие, значение и функции маркировки товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение маркировки и товарного знака. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю товарных знаков;
- рассмотреть понятия и значения о маркировке товаров;
- изучить способы маркировки товаров

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. История товарных знаков …………………………………………………… 5
2. Понятие, значение и функции маркировки товаров ………………………. 8
3. Способы маркировки товаров ……………………………………………… 13
4. Товарный знак в современном мире ……………………………………..... 14
5. Товарный знак как элемент маркировки товаров ………………………… 19
Заключение …………………………………………………………………….. 24
Список использованной литературы …………………………………………. 25
Приложение ……………………………………………………………………. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТОТу.docx

— 303.65 Кб (Скачать файл)

Требования, предъявляемые  к содержанию торговой маркировки, регламентируются рядом нормативных  актов: Правилами продажи отдельных  видов продовольственных и непродовольственных  товаров, Типовым положением о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты  кассового чека). Правила регламентируют также наличие и правильное оформление ценников.

Кассовые чеки и ценники  как носители торговой маркировки обязательны  при реализации всех товаров в  организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания. Разрешается  реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека в случаях, определенных «Перечнем отдельных категорий и предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин».

Товарные чеки применяются  только при продаже непродовольственных  товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и  товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров. При продаже  тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром в обязательном порядке выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Способы маркировки товаров

 

Непосредственно товар может  подвергаться маркировки с помощью  нанесения клейма или штампа. Клеймо наносят на такие продукты, как  мясо, субпродукты, мясные продукты, яйца. Существует несколько способов нанесения  клейма – выжигание или нанесение  особой краски. А также штампы могут  вдавливаться, типичный пример маркировка сыра. Штамп также часто наноситься непосредственно на упаковку товара, например, такие данные, как кодовый  номер завода изготовителя, номер  партии и дата изготовления обычно выдавливается на жестяных банках с  мясными и рыбными консервами. Подобные штампы, только нанесенные краской, можно увидеть на упаковках молочной и масложировой продукции, например, штампы наносятся на пакеты молока и кефира, пачки творога и сливочного масла.

Современные виды маркировки:

1. Каплеструйная маркировка – это промышленная маркировка чернилами – сегодня такая маркировка, может наноситься на совершенно отличающуюся продукцию. Для маркировки товара используются каплеструйные маркираторы  - это маркировщики наносящие информацию, т.е. маркировку на продукт бесконтактным способом, во время передвижения продукции по производственной линии. Такая маркировка подходит для любой продукции, во время маркировки нет контакта с продуктом. Маркировка наносится разной высотой, цвет маркировки может быть различным.

2. Лазерная маркировка – это промышленная маркировка лазерным лучом. Маркировка наносится путем выжигания верхнего слоя продукции. Лазерные маркираторы, различают по мощности, чем выше мощность маркировщика, тем глубже выжигание маркировки.

3. Ударно-точечная маркировка – промышленная маркировка наносящаяся с помощью игл, которые стучат по изделию.

 

4. Товарный знак  в современном мире

 

Вряд ли кто-нибудь может  назвать точное количество товарных знаков, используемых сегодня в различных отраслях производства во всем мире. При этом одни товарные знаки — долгожители, успешно представляющие товары в течение уже нескольких столетий, возраст других — всего несколько десятилетий, и, наконец, подавляющее большинство товарных знаков зарегистрировано относительно недавно. Многим товарным знакам из последней группы еще только предстоит утвердиться на рынке. На этом пути им необходимо преодолеть многие препятствия, выдержать жесткую конкуренцию, чтобы закрепиться в сознании потребителей как символ определенного предприятия, товара или услуги.

1. В последнее время  в условиях глобализации и  ускоряющегося научно-технического  прогресса складывается ситуация, когда в калейдоскопе технических  новинок стремительно возрастает  количество предлагаемых массовому потребителю товаров и услуг. Потребители зачастую безуспешно пытаются выбрать среди множества товаров и услуг что-то надежное, не сиюминутное, обладающее большим «запасом прочности» и вместе с тем способное удовлетворить их индивидуальные потребности. В условиях проживания в крупных городах и постоянно убыстряющегося темпа жизни люди в большей степени склонны искать стабильность. Это стремление выражается в подсознательном желании следовать определенному стилю и образу жизни, что в свою очередь ассоциируется с некоторым набором товаров и услуг от определенных производителей. У каждого потребителя есть свои предпочтения, но и они не сразу занимают прочную позицию в его сознании — всегда существует проблема выбора соответствующих товаров и услуг. В сложившейся ситуации человеку постоянно приходится принимать решение о том, что выбрать из множества различных вариантов. Поэтому, каким бы видом деятельности ни занималась компания, для ее успешного развития необходимо, чтобы она выгодно отличалась от других производителей подобных товаров и услуг. Для достижения наилучших результатов требуется нечто, позволяющее легко идентифицировать данную фирму, а именно ассоциирующийся с ней символ — товарный знак. Одна из основных особенностей товарных знаков — они постоянно находятся перед глазами потребителей. Потребители, на своем опыте оценившие результаты деятельности различных фирм, выбирая те или иные товары и услуги, тем самым повышают или понижают рейтинг предприятий и конкретных товарных знаков. С каждым годом требования к товарному знаку, как со стороны заказчиков, так и со стороны регистрирующих товарные знаки органов становятся все более жесткими. Это отчасти объясняется тем, что, несмотря на постоянно растущее количество новых товарных знаков, производители товаров стремятся, чтобы торговые знаки сохранялись в памяти потребителей как можно дольше. На первый взгляд кажется, что товарные знаки располагают достаточно небольшим арсеналом средств для решения этой задачи. Однако если принять во внимание, что товарный знак может включать словесные, изобразительные и даже звуковые комбинации, то становится понятным, что возможности создания разнообразных художественных дизайнерских решений практически безграничны. Товарный знак может рассказать многое не только о самом предприятии и выпускаемой им продукции, но и о времени своего создания, о модных направлениях в искусстве и дизайне в период его разработки, о территориальном расположении предприятия. Если в недавнем прошлом разработчики товарных знаков в первую очередь руководствовались информацией о направлении деятельности фирмы, ее географическом расположении, то в последнее время на первое место выходят вопросы психологии потребителя товаров или услуг, которые данный товарный знак представляет. Товарный знак становится неотъемлемым элементом и участником процесса формирования у потребителя новых представлений о товарах или услугах.

2.Более того, сегодня под  действием передаваемых посредством  торговых марок идей у потребителя  складываются новые представления  о богатстве, успехе, счастье, т. е. о самой жизни. Поэтому на первый план при создании товарных знаков выходят новейшие технологии, основанные на теории мотивации. Например, необходимо учитывать, что полностью удовлетворенные базовые потребности обычно забываются человеком. Желание и устремления потребителя находятся на более высоком уровне мотивационной иерархии по сравнению с тем, на котором находится он сам.

3.Современные торговые  марки смещают свои акценты  в сторону социальных ценностей  и потребностей потенциальных  покупателей, рекламируя, кроме собственно  товара, социальные и эмоциональные  выгоды, получаемые от его приобретения, например принадлежность к какой-либо  группе и т. п. Можно даже  сказать, что под воздействием  торговых марок происходит постепенное  изменение нравственных и моральных  норм людей.

4.Стратегия создателей  новых товарных знаков становится  все более агрессивной и носит  наступательный характер. Доказательством  этого служит один из постулатов  разработчиков современных товарных  знаков: для того чтобы повлиять  на принятие потенциальным потребителем  решения, необходимо изучить его  психологию и воздействовать  на него как на сознательном, так и бессознательном уровне. Одним из приемов, способствующих  решению поставленных задач, является  выбор для товарного знака  определенных цветовых сочетаний.  В культурологии существует понятие  канонизации установок и потребностей  человека, которые воспроизводимы  в цветовом каноне и объективированы  огромным числом людей. Известно, что интеллект человека выполняет  несколько функций. Сознание (социальная функция); подсознание (психологическая функция) отвечает за культурную обусловленность; бессознание (биологическая функция) — за природную обусловленность и кодирование информации, например по типу «обобщения» спектральных цветов, воспринимаемых глазом. Доминантность приведенных функций можно рассматривать по тендеру (социально-психологическому аспекту пола), обозначая его полом. Попробуем сопоставить каждую из доминант с цветом.

5.Применение этих знаний при разработке товарного знака необходимо для его наиболее эффективного воздействия. Только высокий профессионализм разработчиков дает возможность найти именно то цветовое решение, которое привлечет потенциального покупателя и в дальнейшем надолго сохранится в его памяти.

6.Современное состояние полиграфической технологии позволяет с высокой степенью точности воспроизводить самые тонкие цветовые нюансы, открывая тем самым новые возможности вариации цветовых решений товарного знака.

7.Для современного товарного знака в большей мере, чем в предыдущие десятилетия, характерна особая лаконичность, легкость в прочтении и смысловом запоминании. Достигаются эти качества несколькими способами. В одном случае — использованием композиционных решений, сочетающих текстовые и графические элементы; в другом — оригинальными дизайнерскими решениями только текстовых элементов. Кстати, преимуществом таких товарных знаков является их хорошая запоминаемость потребителями. При этом современные словесные товарные знаки зачастую являются просто комбинацией букв, не несущей никакой смысловой нагрузки. Отдельную, сравнительно небольшую группу современных товарных знаков представляют символические композиции. Отличительными особенностями таких знаков является четкость, экспрессивность и динамичность воспроизводимых графических символов. Преимущества подобных товарных знаков несомненны. Например, они могут с достаточно высокой степенью точности воспроизводиться при изменении масштаба как в сторону уменьшения, так и в сторону значительного увеличения изображения товарного знака. В связи с этим следует поговорить о воспроизведении товарных знаков на различных носителях. Только теперь отечественные производители осознали значимость товарного знака и его взаимосвязь с реализацией выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Именно поэтому товарный знак теперь воспроизводится не только на самом изделии, но и на упаковке готовой продукции, сопроводительной документации и даже на одежде персонала компании.

8.Товарные знаки крупных российских предприятий красуются на фасадах зданий, вытесняя рекламу иностранных производителей. Особое значение в рекламе фирм приобрела сувенирная продукция с логотипами предприятий.

9.В последнее время при упоминании о геральдике предприятия и его товарном знаке все чаще звучит новое для отечественных производителей и потребителей понятие — бренд. Давно известное в развитых странах, оно прочно вошло и в наш лексикон и несет большую смысловую нагрузку.

Товарный знак наших дней — это часть фирменного корпоративного стиля, наиболее запоминающаяся, выразительная  визуальная составляющая облика любого предприятия. Тем большая ответственность  ложится на плечи тех, кто создает  товарный знак, тем больший профессионализм  от них требуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Товарный знак как элемент маркировки товаров

 

Товарные знаки – обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических  лиц от однородных товаров и услуг  других юридических или физических лиц.

В зависимости от назначения товарные знаки подразделяют на три  группы – фирменные, ассортиментные (именные) и страны происхождения. Ассортиментные знаки делятся на типы – видовые  и марочные. Виды товарных знаков определяются формой представленной в них информации. Различают следующие виды товарных знаков: словесные, буквенные, цифровые, объемные, изобразительные, комбинированные. Кроме того, товарные знаки могут быть двух разновидностей: коллективные и индивидуальные.

Фирменные знаки – знаки, предназначенные для идентификации  изготовителя товаров и услуг.

Существуют три основных типа  обозначения фирменных знаков:

- фирменное имя – слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;

- фирменный знак – символ, рисунок,  отличительный цвет или обозначение;

- торговый знак – фирменное  имя, фирменный знак, товарный  образ или их сочетание, официально  зарегистрированные в Международном  реестре и защищенные юридически, на что указывает знак ®,  размещаемый рядом с товарным  знаком. Если товарные знаки являются  собственностью фирмы, они могут иметь знак ©.

По степени значимости и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.

Обыкновенные фирменные  знаки разрабатываются их владельцем или по его поручению специалистами-дизайнерами  и регистрируются в порядке, установленном  Федеральным законом. При этом в  Законе о товарных знаках не предусмотрена  обязательность регистрации товарного  знака, которая дает исключительное право владельцу на пользование и распоряжение им. Владелец товарного знака может и не регистрировать свой фирменный знак, однако при этом он не приобретает авторское  право на него.

Престижные знаки присваиваются  фирмам за их особые заслуги перед  государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также  изображения призов, медалей и  других знаков отличия, полученные фирмами  на международных, региональных и национальных выставках.

В некоторых зарубежных странах  такие престижные знаки (эмблемы)  присуждаются государственными  или  общественными органами в  качестве специально утвержденного приза  – премии. Фирма-лауреат получает право в течение  определенного  времени помещать этот знак на маркировке, а также на своих рекламных  и деловых документах и материалах.

Основанием для присуждения  премий-наград  и престижных знаков являются  значительные успехи в  экспорте  товаров и услуг и/или  содействие экспорту национальных товаров  в течение определенного срока. Развивая экспорт своей продукции, фирма поднимает престиж своей  страны, способствует стабильности ее экономики и обеспечению занятости  населения, улучшает торговый баланс. В свою очередь, государственные  и общественные органы, отмечая это, морально стимулируют деятельность фирмы.

Информация о работе Понятие, значение и функции маркировки товаров