Понятие и показатели качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время все чаще встречаются такие понятия как качество, надежность, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорится о сертификации продукции, требуется соблюдение закона о защите прав потребителей.
Все это свидетельствует об изменении отношения к качеству продукции товаров и услуг, причем не только как потребителей, но и как производителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Основные понятия и показатели качества…………………………..…5
1.1. Понятие качества продукции…………………………………..5
1.2. Качество продукции - как основной фактор успешной деятельности организации…………………………………………………7
Глава 2 .Показатели качества продукции………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Основные понятия и показатели качества…………………………..…5

1.1. Понятие качества продукции…………………………………..5

1.2. Качество  продукции - как основной фактор успешной деятельности организации…………………………………………………7

Глава 2 .Показатели качества продукции………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее  время все чаще встречаются такие  понятия как качество, надежность, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорится о сертификации продукции, требуется соблюдение закона о защите прав потребителей.

Все это свидетельствует  об изменении отношения к качеству продукции товаров и услуг, причем не только как потребителей, но и как производителей.

И это понятно: в рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность  своей продукции или услуг. Основой  конкурентоспособности является качество. И хотя, кромекачества, в конкурентоспособность входит цена, сроки поставки, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции.

Для обеспечения  качества нужна не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и четкое управление качеством. Отсюда такой повышенный интерес к управлению качеством состороны предприятий, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества без внедрения системы качества, отвечающей современному уровню организации работ в этой области.

Дело в том, что каждому предприятию для  успешной и устойчивой работы необходимо обеспечить выпуск запланированного объема продукции, соблюсти установленные  сроки, добиться низкой себестоимости изделий и при этом обеспечить требуемый уровень качества. Предприятие должно не только заявить о достигнутом уровне качества выпускаемой продукции, но и доказать его достижение. С этой целью на предприятиях организуется контроль качества выпускаемой продукции. Если в XIX веке контроль качества продукции был сплошным, то уже в первой четверти XX века в промышленности, и, прежде всего, в машиностроении, дорогостоящий и трудоемкий сплошной контроль был заменен выборочным контролем качества, основанном на методах математической статистики. В наступившем XXI веке статистический контроль качества используется как для оценки соответствия продукции, так и производственных процессов.

Трудность одновременного достижения всех этих целей заключается в

том, что в  обыденной практике они, как правило, противоречат друг другу, хотя как указывал американский ученый Деминг, улучшение  качества может вызвать «цепную  реакцию»: уменьшение потерь на брак и  рекламации, снижение затрат, рост производительности труда, повышение доли на рынке и, как следствие, – укрепление собственной позиции, обеспечение рабочих мест и возврат инвестированных средств. Подобная цепная реакция с еще более существенными результатами возникает в случае удачно найденного принципиально нового решения по повышению качества, внедрение которого не требует больших затрат.

В настоящее  время широко распространилась практика взаимоотношений между поставщиками и заказчиками, когда заказчик, прежде чем заказывать продукцию, проверяет, как у поставщика организована работа по качеству, и в зависимости от результатов такой проверки решает вопрос о возможности заключения контракта.

Кроме обеспечения  конкурентоспособности, выпуск качественной продукции диктуется необходимостью обеспечения ее безопасности и экологической чистоты, что контролируется государственными органами на основе специальных законов. Государство вправе заставить предприятие обеспечить требуемое качество продукции, чтобы максимально снизить вероятность аварий на шахтах, морском, трубопроводном, железнодорожном и авиационном транспорте, предотвратить возможность отравления людей пищевыми продуктами.

 

 

 

Глава 1. Основные понятия и показатели качества

    1. Понятие «качество продукции»

 

Понятие «качество  продукции» как экономическая категория и объект экономической науки тесно связано с категорией потребительной стоимости, проявляющейся лишь в процессе использования товара. К. Маркс писал: «Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью. Но эта полезность не висит в воздухе. Обусловленная свойствами товарного тела, она не существует вне этого последнего. Поэтому товарное тело... само есть потребительная стоимость или благо».

Потребительная  стоимость характеризуется, с одной  стороны, как материальный предмет, а с другой - как вещь, которая способна удовлетворять определенные человеческие потребности.

Объективные потребительские  свойства продукции становятся полезными  только в том случае, если возникает  потребность в их использовании. Так, многие природные богатства, без  которых в настоящее время немыслимо развитие экономики любой страны, ранее не являлись потребительными стоимостями, хотя их качественные свойства с тех пор не изменилось. В отличие от предмета природы продукт становится действительно продуктом только в процессе потребления.

В современных  условиях в большинстве случаев  одна и та же потребительная стоимость  предназначается для большого количества потребителей, предъявляющих к ней  различные требования. В результате одни и те же параметры изделия  могут оцениваться по-разному. И в то же время вполне конкретная общественная потребность может удовлетворяться различными вещами, имеющими одно целевое назначение и различающимися между собой по качеству. Все виды продуктов, удовлетворяющие одну и ту же потребность, могут рассматриваться как совокупная потребительная стоимость.

Таким образом, экономическое содержание категории  качества обуславливается оценкой  общественной полезности продукта. Мерой  этой полезности является общественно  необходимое качество. Оно предопределяет достижение такого уровня потребительских свойств продукции, который бы удовлетворил потребности общества при наиболее рациональном использовании имеющихся в его распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Качество воплощает  степень, меру, в какой продукция объективно удовлетворяет данную потребность. Здесь речь идет о качестве как о количественной характеристике общественной потребительной стоимости, степени полезности продукта труда. Вместе с тем его качество определяют не только потребительные свойства. Они могут оставаться неизменными, в то время как степень удовлетворения потребности данным продуктом в результате появления новых общественных потребностей будет изменяться. Очевидно, что на всех этапах развития общественного производства необходимо качество, соответствующее потребностям общества исходя из его возможностей в конкретных условиях.

Различают производственные и потребительские свойства продукции. К производственным относится вся  совокупность свойств, создаваемых  в процессе производства. Она представляет собой потенциальное качество.

Потребительские свойства продукции характеризуют  лишь ту совокупность показателей, которая  относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это  реальное качество продукции.

Продукт труда, созданный в процессе производства, до реализации потребителю обладает только потенциальным качеством, которое переходит в реальное качество, лишь вступив в процесс реализации и потребления, т.е. когда данный продукт начинает участвовать в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если эта потребность не удовлетворяется, ни о каком качестве говорить не приходится.

1.2. Качество  продукции - как основной фактор  успешной деятельности организации

 

В последние  годы в РФ практически сложились  товарно-денежные рыночные отношения, при этом практически во всех сферах "рынок продавца" преобразовался в "рынок покупателя".

В этих условиях между изготовителями товаров, продавцами и потребителями возникают специфические  отношения, основу которых составляет получение качественного товара и прибыли.

Любая организация  под воздействием изменений со стороны  сталкивается с необходимостью быстрого и адекватного изменения своей  деятельности для обеспечения некоторого уровня качества товаров или оказываемых  услуг.

Насколько умело организована эта работа прямо зависит конкурентоспособность организации и качество товаров или услуг является решающим. Качество является результатом деятельности и одновременно обобщенной характеристикой любой организации.

Для объективной  оценки уровня организации необходимо прежде всего оценить уровень качества товаров или услуг ею оказываемых. Это осуществляется на основе измерений показателей качества, анализ которых служит основой управления качества. Естественно, что различные товары и услуги имеют различные показатели качества, которые необходимо уметь выделить и определить.

В связи с  вышесказанным подготовка квалифицированных  менеджеров в любых сферах деятельности во всем мире предусматривает изучение сущности понятия качества, методов  его оценки и основ управления качеством.

В условиях рынка  и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как  стратегический коммерческий императив  и самый значимый источник национального  богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Качество - емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости  от цели использования и рассмотрения качества к таким основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой.

Социальный  аспект качества связан с отношением субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту, например с восприятием и отношением определенных потребителей к соответствующей продукции или услугам. При этом качество может рассматриваться как категория, отвечающая законам спроса и предложения, зависит от уровня культуры, доходов потребителей.

Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. Так, если философский аспект качества состоит в выделении совокупности качественно однородных объектов, то инженер, рассматривая понятие качества, вкладывает в его содержание конкретный смысл. Объектом исследования становятся технические закономерности в образовании и проявлении физических, электромеханических и других свойств предметов одинакового назначения. С инженерных позиций, качество исследуется в сопоставлении совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования за некий эталон.

 

 

 

Глава 2 . Показатели качества продукции

 

Качество продукции  оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

− назначения;

− надежности;

− технологичности;

− стандартизации и унификации;

− эргономические;

− эстетические;

− транспортабельности;

− патентно-правовые;

− экологические;

− безопасности.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности.

Данный показатель позволяет  определить, какой объем продукции

может быть выпущен  с помощью оцениваемой продукции  или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Надежность – сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности товара. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из этих показателей.

Безотказность - свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности относятся вероятность безотказной

работы, средняя  наработка до первого отказа, наработка на отказ, гарантийная наработка.

Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Информация о работе Понятие и показатели качества продукции