Понятие конкуренции, конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Общая характеристика конкурентоспособности товаров и услуг. Понятие конкуренции, конкурентоспособности, критериев и факторов конкурентоспособности товаров и услуг. Объекты и субъекты конкурентоспособности товаров и услуг.
Факторы, определяющие показатели конкурентоспособности одежды и обуви. Потребительские предпочтения и типологические портреты потребителей одежно-обувных товаров.
Показатели конкурентоспособности кисломолочных продуктов с учетом современной теории о питании.

Содержание

Понятие конкуренции……………………………………………………………стр.2
Критерии и факторы конкурентоспособности товаров и услуг……………..стр.3
Объекты и субъекты конкурентоспособности товаров и услуг………………стр.9
Факторы, определяющие показатели конкурентоспособности
одежды и обуви………………………………………………………………..…стр.10
Потребительские предпочтения и типологические портреты потребителей одежно-обувных товаров……………………………….…...стр.14
Показатели конкурентоспособности кисломолочных продуктов с учетом современной теории о питании……………………………………стр.15
Список литературы ………………………………………………………………стр.19

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность (Автосохраненный).docx

— 39.39 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Понятие конкуренции……………………………………………………………стр.2

Критерии и факторы  конкурентоспособности товаров  и услуг……………..стр.3

Объекты и субъекты конкурентоспособности  товаров и услуг………………стр.9

 Факторы, определяющие  показатели  конкурентоспособности 

одежды и обуви………………………………………………………………..…стр.10

Потребительские предпочтения и типологические портреты потребителей одежно-обувных товаров……………………………….…...стр.14

Показатели конкурентоспособности  кисломолочных продуктов с учетом современной теории о питании……………………………………стр.15

Список литературы ………………………………………………………………стр.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 1

  1. Общая характеристика конкурентоспособности товаров и услуг. Понятие конкуренции, конкурентоспособности, критериев и факторов конкурентоспособности товаров и услуг. Объекты и субъекты конкурентоспособности товаров и услуг.
  2. Факторы, определяющие  показатели  конкурентоспособности  одежды и обуви. Потребительские предпочтения и типологические портреты потребителей одежно-обувных товаров.
  3. Показатели конкурентоспособности кисломолочных продуктов с учетом современной теории о питании.

 

Вопрос №1.

Понятие конкуренции, конкурентоспособности

 

Конкуренция — процесс управления субъектом  своими конкурентными преимуществами для достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных  и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.  Средство конкуренции – это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя.  
Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности – одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку. 
Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами. 
Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели,  продавцы. Но, в итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. 
Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.

 

Критерии и факторы  конкурентоспособности  товаров и услуг

 

Критерий  конкурентоспособности - это качественная и количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности.

По отношению  к количеству характеристик, учитываемых  при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный  и комплексный критерии.

Единичный критерий конкурентоспособности относится  к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.

Комплексный критерий конкурентоспособности относится  к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями  комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерий.

Групповой критерий конкурентоспособности - это комплексный  критерий, который относится к  группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны.

Обобщенный  критерий конкурентоспособности - это  комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о  результатах оценки конкурентоспособности  продукции. Примером являются уровень  конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.

 

Уровень качества как критерий конкурентоспособности  представляет собой относительную  характеристику, основанную на сравнении  показателей качества оцениваемой продукции и аналога.

Качество  продукции - это совокупность свойств  и характеристик продукции, обусловливающих  её способность удовлетворять установленные  или предполагаемые потребности. Оценка качества продукции состоит в  проверке соответствия продукции требованиям  к качеству - перечню количественных характеристик и качественных признаков.

Законодательной основой требований к качеству служат:

Законы Российской Федерации «О стандартизации», «О защите прав потребителей», «Об охране природной  окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об энергосбережении» и пр.;

Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ), Санитарные правила и нормы (СанПиН) и пр.;

Стандарты отраслей, стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений (СТО), стандарты предприятий (СТП);

Технические условия (ТУ).

Показатель  качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество.

Показатели  назначения характеризуют свойства товара, определяющие его основные функции. Значимость этих показателей  определяется ст. 4 Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая  обязывает продавца передавать товар, качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению.

Эргономические  показатели характеризуют соответствие конструкции изделия особенностям человеческого организма. Насколько  конструкция подходит человеку, настолько товар удобен для него. Удобство по отношению к пользе выступает в качестве своеобразной количественной характеристики затрат сил и энергии человека, которые надо применить, чтобы получить от товара желаемый полезный эффект.

Показатели  надежности характеризуют способность  изделия выполнять заданные функции  в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.

Показатели  безопасности характеризуют степень  защиты человека от воздействия опасных  и вредных факторов, возникающих  при использовании товара. Соблюдение мер безопасности обуславливает  отсутствие недопустимого риска  для жизни, здоровья и имущества  потребителя.

Экологические показатели характеризуют способность  товаров не оказывать вредного воздействия  на окружающую среду при их эксплуатации и утилизации.

Эстетические  показатели характеризуют способность  товаров выражать свою общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках формы.

Стабильность  уровня качества товаров определяется нестабильностью значений показателей  качества. Следует различать два вида нестабильности качества:

1) нестабильность  значений показателей качества  в пределах выпускаемой партии  и колебания значений показателей  от партии к партии - «стабильность в объеме»;

2) нестабильность  значений показателей качества  в период использования (эксплуатации) - «стабильность во времени».

Отклонение  показателей качества от нормативных  значений возникают на всех этапах жизненного цикла продукции. Эти  отклонения (несоответствия, или дефекты) могут быть выявлены на стадии изготовления либо на последующих стадиях -- обращения и потребления (эксплуатации). Дефекты в конечном счете ведут к потерям (экономическим, материальным, трудовым), которые не могут не отразиться на себестоимости и продажной цене.

Обеспечение стабильности качества требует системного подхода, в частности определенной системы контроля качества. Эпизодический  контроль в торговых предприятиях не дает эффекта.

Нестабильность  во времени определяется надежностью, то есть способностью товара сохранять  значения потребительских показателей  качества при длительном использовании товара.

Наиболее  эффективным способом упреждения нестабильности товара в условиях его эксплуатации является проверка надежности конструкции  нового товара экспериментальным методом. Он заключается в проверке функционирования товара в реальных условиях эксплуатации. Этот метод очень трудоемок, но позволяет  дать точный прогноз надежности.

Формирование  потребительской новизны товара начинается на этапе научного анализа  задела - патентных документов, научных  статей, то есть информации о завтрашних товарах.

Главное условие  эффективного обновления ассортимента - инвестиции в разрабатываемые новинки. Но вложение средств - половина дела. Главное, чтобы в результате внедрения  новшества был получен эффект - инновация.

Информативность товара как критерий конкурентоспособности  характеризует качество информации о конкурентных преимуществах товара.

Общими требованиями к товарной информации являются достоверность, доступность, достаточность, обозначаемые как «три Д».

Знаком уважительного  отношения к потребителю следует  считать указание изготовителем  на некоторые ограничения в пользовании  товаром на основе сложившегося мнения специалистов, не дожидаясь заключения и рекомендаций официальных органов. Примером такой информации могли бы быть такие рекомендации в тексте на упаковке жевательной резинки - «употреблять желательно после еды в течение 5-10 мин». Такой неформальный подход к составлению текста маркировки вносит элемент доверительности. Поэтому можно дополнить правило «трех Д» четвертым «Д» - доверительность

 

К факторам конкурентоспособности товаров и услуг относятся:

-производственные;

-рыночные;

-сбытовые;

-сервисные.

 

Производственные  факторы.

Во многих странах мира, в том числе и  в России, используется система показателей  оценки организации любой сферы  деятельности, именуемая «критерии  премии по качеству». Эта модель позволяет  оценить деятельность организации  по повышению качества и конкурентоспособности товаров и услуг.

В основу модели премии заложены принципы всеобщего  управления качеством: ориентация на потребителя; осознание и выполнение руководством роли лидеров в работе по качеству; установление партнерских взаимоотношений  с поставщиками и потребителями; нацеленность на постоянное совершенствование; системное управление процессами; взаимодействие с обществом; ориентация на результаты.

Модель премии включает две группы критериев:

- первая группа характеризует, как организация добивается результатов в области качества и конкурентоспособности, что делается для этого («возможности»);

- вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).

 

Рыночные  факторы.

Оценка по характеристикам, лежащим в основе рыночных факторов, позволяет получить ответ на вопрос: как рынок примет конкретный товар?

Острота конкуренции  возрастает при отсутствии на рынке  лидеров и аутсайдеров и при  наличии конкурентов, владеющих  примерно равными долями.

Ускоренный  рост емкости рынка при равномощности  конкурентов может отодвигать на задний план многие проблемы, в том  числе и конкуренции. При противоположном  процессе конфликты между компаниями возникают по малозначительным поводам.

Существенным  фактором является рыночная новизна. В  отличии от потребительской новизны, определяемой относительно потребностей человека, рыночная новизна определяется относительно потребностей региона, на рынок которого продвигается товар.

Сбытовые  и сервисные факторы.

Сбытовые  факторы непосредственно влияют на конкурентоспособность услуги и  опосредованно, через сервисные  факторы, - на конкурентоспособность  товаров. Если специалисты фирмы-изготовителя сумели создать удачную конструкцию  и технологию нового товара, но менеджеры  фирмы не смогли обеспечить его эффективный  сбыт или найти квалифицированных  торговцев, то фирму ждет неудача.

 

Создание  разветвленной дилерской сети - весомый  фактор конкурентоспособности. Предприниматели  стремятся обезопасить свой бизнес созданием разветвленной сети реализации продукции. Этот фактор будет способствовать повышению конкурентоспособности  в том случае, если сбыт обеспечивается существующей сетью и имеющимся штатом специалистов по сбыту.

Рекламное обеспечение  получает высокую оценку, если улучшенные свойства нового товара предполагают хорошие возможности для проведения эффективной рекламы. В случае равенства  нового товара по качеству с конкурирующими товарами оценка фактора будет низкой, если постановка рекламной работы в  компании находится на более низком уровне, чем у основных конкурентов.

Транспортабельность товара определяется широким набором  показателей. Это объясняется разнообразием  продукции, способов и средств её транспортирования. В основу транспортабельности  может быть положена сохраняемость товара, и в этом смысле она влияет на конкурентоспособность через качество.

Сервисные факторы  действуют на стадии обращения и  учитываются в деятельности как  предприятия-изготовителя, оказывающих  сервисные услуги, так и предприятий  сферы бытовых услуг.

Сбытовые  и сервисные факторы как услуги тесно корреспондируют между  собой, так как преследуют одни и  те же цели: обеспечение надлежащего  качества товаров; доступность товара для потребителя по цене и другим параметрам; обеспечение рационального  ассортимента, соответствующего спросу различных категорий покупателей  по разным параметрам.

 

Объекты и субъекты конкурентоспособности  товаров и услуг.

К субъектам  конкурирующих сторон относятся  люди, управляющие продвижением товара на рынок, отвечающие за спрос на него и за действия в конкурентной борьбе. Преимущественно такими людьми являются маркетологи. Именно они отвечают за рекламу, PR-акции и многое другое, связанное с продвижением товара на рынке.  
Объектами, на которые активно воздействуют субъекты, являются потребители продукции. Именно на них в конкурентной борьбе между несколькими фирмами-аналогами направлены проводимые рекламные акции, всевозможные выставки, усовершенствованная реклама. Каждый из продавцов продукции стремится оказать наибольшее влияние на потенциальных покупателей, чтобы они предпочли именно продукцию Его фирмы всем остальным. Поэтому категория покупателей всегда находится в «эпицентре» конкурентной борьбы фирм-аналогов.  
Основным же субъектом любой из конкурирующих сторон является управленец, человек, отвечающий за управление организацией в целом. Так как он ориентирует маркетологов своей фирмы на определённые работы по достижению конкретных целей (активная реклама, борьба с конкурентами, привлечение покупателей и т. д.). 

Информация о работе Понятие конкуренции, конкурентоспособности