Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2014 в 14:55, курсовая работа
При перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза у участника внешнеэкономической деятельности возникает обязанность по уплате таможенных пошлин.
Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а налоговой базой для их исчисления является таможенная стоимость и (или) их количество. Наиболее распространённым видом ставок таможенных пошлин является адвалорный, который начисляется в процентах именно к таможенной стоимости облагаемых товаров. Кроме того, следует отметить немалую долю таможенных платежей в структуре федерального бюджета.
При перемещении товаров через таможенную
границу Таможенного союза у участника
внешнеэкономической деятельности возникает
обязанность по уплате таможенных пошлин.
Объектом обложения таможенными
пошлинами являются товары, перемещаемые
через таможенную границу, а налоговой
базой для их исчисления является таможенная
стоимость и (или) их количество. Наиболее
распространённым видом ставок таможенных
пошлин является адвалорный, который начисляется
в процентах именно к таможенной стоимости
облагаемых товаров. Кроме того, следует
отметить немалую долю таможенных платежей
в структуре федерального бюджета. По
данным Заключения Счётной палаты РФ по
результатам прошедшего 2010 года доля таможенных
пошлин и сборов в структуре доходной
части государственного бюджета составила
38.1 %3, а за период
с января по сентябрь текущего 2011 года
– 38.9 % по данным Министерства финансов
РФ4.
Отсюда вытекает немалое значение таможенных
пошлин, выполняющих фискальную функцию,
а следовательно, и определения таможенной
стоимости. Для начала хотелось бы разобраться,
что же вообще такое таможенная стоимость,
какова её экономическая сущность и цели
её определения.
Таможенная стоимость – это стоимость
товара, определённая исходя из международных
договоров между участниками Таможенного
союза при ввозе товара на таможенную
территорию Таможенного союза, а при его
вывозе – на основании законодательства
страны-участницы Таможенного союза5.
Таможенная стоимость является некой
налоговой базой для исчисления таможенных
пошлин по адвалорной ставке, сбора за
таможенное оформление товаров, а также
основным элементом налоговой базы для
исчисления налога на добавленную стоимость
и акциза по адвалорной ставке для подакцизных
товаров6.
В состав таможенной стоимости помимо
цены товара включаются все дополнительные
издержки экспортёра, комиссионные, брокерские,
транспортно-экспедиторские и иные виды
расходов, которые подтверждаются соответствующими
документами при таможенном оформлении.
В таможенную стоимость не включаются
расходы на доставку товаров до аэропорта,
морского порта или иного места прибытия
товаров на таможенную территорию. Таким
образом затраты на перевозку, например,
отдельно следующего багажа (контейнера)
не учитываются при определении стоимости
ввозимых товаров7. Кроме того,
таможенная стоимость не должна включать
суммы любого внутреннего налога, применяемого
в стране происхождения или экспорта,
от уплаты которого ввезенный то-вар был
освобожден или был или будет освобожден
путем возмещения ранее уплаченных сумм
налога8.
Таможенная стоимость товаров заявляется
физическим лицом, перемещающим товары,
при их декларировании.
Для подтверждения заявленной стоимости
физическим лицом могут предъявляться
чеки, счета и иные документы, подтверждающие
приобретение декларируемых товаров и
их стоимость.
При отсутствии документов и сведений,
подтверждающих таможенную стоимость
или в случае несогласия с заявленной
стоимостью, таможенный орган может самостоятельно
определить таможенную стоимость товаров
на основании данных, указываемых в каталогах
иностранных организаций, осуществляющих
продажу товаров, либо на основе иной ценовой
информации, имеющейся в распоряжении
таможенного органа в отношении подобных
товаров.
В случае использования ценовой информации,
таможенный орган производит корректировку
таможенной стоимости в зависимости от
качества товаров, их репутации на рынке,
страны происхождения, времени изготовления
и других факторов, влияющих на цену.
Среди основных целей определения таможенной
стоимости можно выделить:
Механизм определения таможенной стоимости
товаров относится к одной из сложнейших
процедур в системе таможенно-тарифного
регулирования и носит унифицированный
характер9.
До середины XX века методы оценки таможенной
стоимости значительно отличались друг
от друга в различных государствах, в результате
чего возникали определённые трудности
для участника внешнеэкономической деятельности
при определении конечной цены своего
товара, а следовательно и при расчёте
эффективности проводимой внешнеторговой
операции. В результате манипуляций государства
с методами определения таможенной стоимости
имелась возможность значительного изменения
фактического уровня таможенно-тарифной
защиты без корректировки ставок таможенных
пошлин.
С развитием международной торговли возрастала
и потребность в унификации правовых норм
в области определения таможенной стоимости.
Международной основой системы нормативных
актов, регулирующих методологию определения
таможенной стоимости, является Генеральное
соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ
1947), в соответствии с которым в большинстве
стран и производится таможенная оценка
импортных товаров.
В ст. VII Соглашения приводятся основные
принципы определения таможенной стоимости
или оценки всех товаров, подпадающих
под обложение пошлинами или другими сборами,
или под ограничение ввоза и вывоза, основанные
на стоимости или регулируемые в какой-либо
форме в зависимости от стоимости. Среди
таких принципов можно выделить следующие10:
Действительная стоимость – цена, по которой,
во время и в месте, определённых законодательством
страны ввоза, такой или аналогичный товар
продаётся или предлагается для продажи
при обычном ходе торговли в условиях
полной конкуренции. В той степени, в которой
количество товара по отдельной сделке
влияет на цену, цена, подлежащая рассмотрению,
должна единообразно сопоставляться либо
со сравнимыми количествами, либо с количествами,
не менее благоприятными для импортёра.
Кроме того, следует отметить, что действительная
стоимость может выражаться фактурной
ценой с добавлением любых не включенных
сборов за оправданные расходы и с добавлением
любой ненормальной скидки или другого
снижения обычной конкурентной цены.
Под обычным ходом торговли в условиях
полной конкуренции понимается
В случае, если действительная стоимость
не может быть определена таким образом,
стоимость для таможенных целей должна
основываться на ближайшем устанавливаемом
эквиваленте такой стоимости.
Основными законодательными актами, устанавливающими
порядок определения таможенной стоимости
и сферу её применения являются Таможенный
кодекс Таможенного союза (ТК ТС) и Закон
Российской Федерации «О таможенном тарифе»
от 21 мая 1993 г. № 5003-1. В качестве механизма
реализации установленных правовых норм
выступают ведомственные нормативные
и технические документы Федеральной
таможенной службы РФ (ФТС России)
В Законе РФ «О таможенном тарифе» перечислены
основные принципы определения таможенной
стоимости товаров, ввозимых на таможенную
территорию РФ. Эти принципы установлены
на основании положений Соглашения о применении
статьи VII ГАТТ 1947 г., которое ранее уже
было упомянуто. Изложенные в Законе РФ
принципы закладывают условия возможности
применения и непосредственно процедуру
применения любого из методов определения
таможенной стоимости импортируемых товаров.
Среди основных принципов определения
таможенной стоимости ввозимых товаров,
закреплённых в Законе РФ «О таможенном
тарифе», можно выделить следующие14:
Чтобы величина таможенной стоимости
товаров отражала реальное значение, необходимо
использовать количественно определяемую
и достоверную документально подтверждённую
информацию. В качестве примера количественно
определяемой информации можно привести
количество товаров, контрактную цену
за единицу товара и другие сведения, которые
влияют на изначальную величину таможенной
стоимости товара. А документальное подтверждение
информации предполагает наличие необходимых
документов, таких как спецификация, внешнеторговый
контракт, счёт-фактура.
Поэтому при ввозе товаров по демпинговой
цене, т.е. ниже определённого усреднённой
уровня, необходимо определить, является
эта цена фальсифицированной либо в ней
не учтены все элементы и факторы, обязательные
при расчёте таможенной стоимости товаров.
При выявлении факта установления демпинговой
цены процедура таможенной оценки товаров
не применяется. Но в случае, если использующий
демпинговые цены экспортёр докажет, что
для этого есть основания (например, изучение
спроса на новый товар на внутреннем рынке
страны-импортёра), в этом случае есть
возможность применения метода определения
таможенной стоимости по стоимости сделки
с ввозимыми товарами при соблюдении всех
требований и условий, установленных Законом
РФ «О таможенном тарифе». Для принятия
решений в таких случаях большое значение
имеют особенности внутреннего ценообразования
с стране-импортёре, знание механизма
которого позволяет разграничивать случаи
фальсификации цен, направленные на занижение
таможенной стоимости, от случаев присутствия
действительно низких цен, которые как
раз и допустимы для использования при
определении таможенной стоимости.