Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:06, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие, занимающееся реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Цель курсовой работы - изучение научных основ анализа ассортиментной политики и оценка ассортимента продукции на внутрифирменном уровне, обобщение опыта и анализ ассортиментной политики фирмы, выработка рекомендаций.
Цель исследования - изучить и проанализировать ассортиментную политику фирмы и выработать рекомендации по созданию оптимального ассортимента аптечной сети «36,6».
Введение............................................................................................................3
1. Теоретические аспекты ассортиментной политики Аптечной сети «36,6»
1.1 Определение, сущность и структура товарного ассортимента Аптечной
сети «36,6»........................................................................................................5
1.2 Методы управления ассортиментом Аптечной сети «36,6»...................8
1.3 Планирование, формирование и управление ассортиментом Аптечной
сети «36,6»......................................................................................................13
2. Анализ эффективности коммерческой деятельности Аптечной сети «36,6»
2.1 Анализ финансово-экономической деятельности Аптечной сети
«36,6»................................................................................................................19
2.2 Анализ маркетинговой деятельности Аптечной сети «36,6».................26
2.3 Анализ управления коммерческой деятельностью в Аптечной сети
«36,6»..............................................................................................................34
3. Пути совершенствования товарного ассортимента Аптечной сети «36,6»
3.1 АВС и XYZ анализ ассортимента Аптечной сети «36,6».....................40
3.2 Мероприятия по оптимизации ассортимента, представленного в
Аптечной сети «36,6».....................................................................................45
Заключение......................................................................................................49
Список используемой литературы.................................................................51
Аптечная сеть «36,6»
придерживается принципа развития и
продвижения кадров внутри компании.
В связи с этим вопросы обучения
сотрудников выведены в одно из самых
приоритетных направлений мотивации.
Обучение должно проводиться на постоянной
основе начиная с момента выхода
сотрудника на работу. Это связано
с высокими требованиями к персоналу,
обеспечивающему поддержание
Аптечная сеть «36,6» гарантирует, что лекарственные средства, парафармацевтическая продукция и средства медицинского назначения, представленные в аптеках «36,6», имеют государственную регистрацию, подлинные и качественные. На всю продукцию, имеющуюся в аптеках и подлежащую обязательной сертификации, имеется сопроводительная документация, подтверждающая ее качество в соответствии с требованиями государственных органов контроля качества.
В каждой аптеке «36,6»
имеется администратор, назначенный
приказом по организации за соблюдение
качества, он контролирует всю работу,
связанную с качеством
Автоматизированная компьютерная складская программа «ИнфоСкладАптека», которая используется для работы в сети, позволяет осуществлять учет всех товаров по сериям и партиям, а также отслеживание истории любого нашего товара и сверку с данными Минздрава о забракованных и фальсифицированных сериях лекарственных средств.
Кроме этого аптеки оперативно получают новые сведения Минздрава о фальсифицированных и забракованных лекарственных средствах и осуществляют вторичный контроль имеющегося в наличии товара.
При желании покупателя ознакомиться с сопроводительными документами по качеству на интересующую его продукцию администраторы Аптечной сети «36,6» удовлетворят эту просьбу и предоставят информацию об источнике поступления любого лекарственного средства и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных учреждений, а также предоставят документы по качеству.
3. Пути
совершенствования товарного
3.1 АВС и XYZ анализ ассортимента Аптечной сети «36,6»
Задачей аптеки на современном этапе развития экономики является не только получение прибыли, но, прежде всего - выполнение ее социальной функции по обеспечению населения качественными и доступными по цене лекарственными средствами. В настоящее время на аптечном рынке наблюдается значительная конкуренция, которая несмотря на некоторые негативные стороны, повлекла за собой положительные изменения в деятельности аптек: внедрение маркетинговой информации, включающей изучение спроса и управление рынком лекарственных средств, внедрение новых рекламных проектов, расширение сервисных услуг и др. Важно отметить, что рост конкуренции вызвал изменения и в ассортиментной политике: привел к диверсификации ассортимента, его изменению в качественном и количественном отношении, ведению самостоятельной ценовой политики. Эти изменения коснулись и лекарственных средств, и парафармацевтических товаров (пищевые добавки, БАД, диетическое питание, травяные чаи, санитарно-гигиенические средства, лечебная косметика), и медицинской техники.
В конкурентной борьбе за потребителя большое значение имеет качество продаваемой продукции, широкий спектр услуг, высокий уровень обслуживания. Но наиболее важным и актуальным при сложившейся жесткой конкуренции является правильно спланированный ассортимент. Поэтому большую популярность сейчас приобретают методы анализа ассортимента - как для обеспечения роста продаж и рентабельности, так и для формирования наиболее оптимального по номенклатуре товарного запаса.
Для анализа ассортимента можно определять рентабельность по каждому наименованию и применять ABC-анализ. В основе ABC-анализа лежит принцип Парето (Vilfredo Pareto, 1848-1923 гг.), согласно которому 20% ассортиментных позиций приносят 80% прибыли. На практике при АВС-анализе все полученные наименования лекарственных средств распределяют на несколько групп: группа А характеризует высокооборачиваемые ЛС (пользующиеся наибольшим спросом), они составляют 10% ассортимента и дают 80% товарооборота; группа В -среднеоборачиваемые, на долю которых приходится 15% товарных позиций -обеспечивают 15% товарооборота; в группу С включаются низкоборачиваемые товары аптечного ассортимента (около 75% товарных позиций) - составляют 5% от товарооборота. Дополнительно в настоящее время при анализе аптечного ассортимента во многих аптечных организациях выделяют группу D -высокодоходные группы товаров.
ABC-анализ позволяет:
- определять оптимальные запасы лекарственных средств и парафармацевтической продукции по наименованиям аптечного
ассортимента, в наибольшей степени влияющим на товарооборот, с целью исключения дефектуры и отказов;
- дифференцированно решать вопросы ценообразования;
- более эффективно использовать собственные и заемные оборотные средства;
- выделять приоритетных поставщиков, разрабатывать новые условия работы с поставщиками.
Далее представлен АВС анализ ассортимента Аптечной сети «36.6» за 2010 год.
Таблица 3.1 «Товарный ассортимент Аптечной сети «36,6»
№ |
Наименование ассортиментной группы |
Цена реализации, в денеж.ед. |
Объем реализации, в шт. |
Переменные издержки, в денеж.ед. |
Постоянные издержки, в денеж.ед. |
1 |
Лекарственные препараты |
57812 |
120 |
19812 |
14453 |
2 |
Средства санитарной гигиены |
22394 |
45 |
7464 |
5598 |
3 |
БАД |
17163 |
85 |
8634 |
1894 |
4 |
Гомеопатические препараты |
31752 |
105 |
14925 |
9358 |
5 |
Лечебная косметика |
25647 |
512 |
10523 |
8362 |
6 |
Лекарственные травы, чай, бальзамы, фитопрепараты |
9834 |
196 |
3856 |
745 |
Таблица 3.2 «Прибыль от продажи Аптечной сети «36,6»
Таблица 3.3 «Список ассортиментных
групп по мере убывания товара»
№ |
Наименование ассортиментной группы |
Доля позиции, в % |
Доля прибыли с накопительным |
Группа |
итогом, в % |
||||
5 |
Лечебная косметика |
46,6 |
46,6 |
А |
1 |
Лечебные препараты |
27,4 |
74 |
А |
4 |
Гомеопатические препараты |
10,6 |
84,7 |
В |
6 |
Лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты |
7 |
91,6 |
С |
3 |
БАД |
4,4 |
96 |
С |
2 |
Средства санитарной гигиены |
4 |
100 |
С |
Итого: |
100 |
Структуру аптечного
ассортимента составляют товары обязательного
ассортимента, на формирование которого
влияют перечень жизненно необходимых
и важнейших лекарственных
Общая сумма реализации исследуемой аптеки за декабрь 2010 года составила 27 926 713, объем реализации товара 1063 штук. Общее количество номенклатурных позиций аптеки составляет 6. 80% товарооборота( 10 271 400 руб.) обеспечивает 2 товарные группы: лечебная косметика и лечебные препараты. Они и составили группу А. Лидером продаж в аптечной сети «36,6» являются лечебная косметика, которая включает в себя декоративная косметика, нутрикосметика, средства ухода за волосами, косметика по уходу за детьми и т.д.
Г руппу В составила одна товарная группа, но которая характеризуется большой глубиной наименований товаров - это гомеопатические средства, они обеспечивают около 15% выручки от реализации (3 333 960 руб.).
Остальные препараты исследованных групп аптечного ассортимента составили менее 5% от общего объема реализации (67 233 руб.). Их перечень насчитывает 3 товарные группы: лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты, БАДы и средства санитарной гигиены ( бинты и повязки, бандажи, грелки, спринцовки, костыли, трости, салфетки и т.д.).
Многие из перечисленных препаратов группы С не были проданы за исследуемый период, хотя имелись в наличии.
Далее проведем XYZ-анализ, это метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов или бизнес-объектов (например, стабильность продаж отдельных видов товаров, предсказуемость рыночного поведения различных групп покупателей, колебания уровня потребления тех или иных ресурсов и т.п.).
Таблица 3.4 «Коэффициент вариации »
В сочетании с АВС - анализом XYZ - это выявление безусловных лидеров (группы АХ ) и аутсайдеров (С Z ). Всего при проведении совмещенного анализа получаем девять групп товаров:
Таблица 3.5 «Совместный анализ АВС и XYZ»
А |
В |
С | |
X |
5,1 |
- |
- |
Y |
- |
3,2 | |
Z |
- |
4 |
6 |
Из таблицы 3.1 видно что в ассортименте Аптечной сети «36,6» отсутствуют товары группы АY, AZ, BX, BY, CX.
Товары группы AX (лечебная косметика и лечебные препараты) отличаются высоким объемом продаж и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы хорошо прогнозируется.
Товары группы BZ (гомеопатические препараты) при достаточно высоких продажах имеют недостаточную их стабильность. Чтобы обеспечить постоянное их наличие , нужно увеличить страховой запас.
По товарам группы CY (БАД, средства санитарной гигиены) можно перейти на систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас , исходя из имеющихся у компании финансовых ресурсов.
В группу товаров CZ попали лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты. По возможности эти товары лучше вывести из ассортимента. В любом случае их нужно регулярно контролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.
Необходимо отметить, что почти 80% прибыли от продаж обеспечивает лечебная косметика, так как аптечная сеть 36,6 позиционирует
себя как — национальный лидер в области розничной торговли товарами для красоты и здоровья, стремясь помогать людям вести здоровый образ жизни, способствовать их долголетию и благополучию.
Любая закупка препаратов связана с большими издержками для компании (логистика, хранение и т.д), а так же с прямыми рисками, как например списание товара по сроку годности. Ведение точной сбалансированной закупки является приоритетной задачей как оптового, так и розничного предприятия, особенно в сфере фармации, где многие препараты являются сезонными, а значит, подвержены значительным колебаниям продаж.
3.2 Мероприятия по оптимизации ассортимента, представленного в аптечной сети «36,6»
Аптечный бизнес
- один из самых сложных с точки
зрения формирования оптимального товарного
запаса и заказа медикаментов. Ассортимент
средней аптеки значительно шире,
чем у других предприятий торговли,
работающих на сопоставимой площади. Ассортимент
аптечная сеть «36,6» насчитывает
около 7 тыс. товарных позиций. Во многом
столь широкий ассортимент
Контроль товарного
запаса и оптимизация системы
заказов каждой из позиций ассортимента
аптечного предприятия —
ABC-анализ позволяет
оптимизировать закупочную
Практика показала, что для формирования оптимального ассортимента и обеспечения рентабельной деятельности аптеки необходимо отсутствие дефектуры по наиболее ходовым товарам (по препаратам группы А и В).
Для многих товарных позиций характерно перераспределение по группам А, В, С. Для препаратов, пользующихся сезонным спросом (противопростудные, противокашлевые лекарственные препараты), характерен переход из группы А (в зимнее время года) в группу В (летний период). Повышение аллергических заболеваний к весенне-летнему периоду приводит к повышенному спросу на антигистаминные средства и, следовательно, переходу этих товарных позиций из группы В в группу А.
На примере рассмотрим перераспределение по группам А, В, С противопростудного лекарственного препарата «Фервекс» по сезону.
Рисунок 3.1 «Сезонное
перераспределение товар «
Информация о работе Пути совершенствования товарного ассортимента Аптечной сети «36,6»