Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:06, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие, занимающееся реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Цель курсовой работы - изучение научных основ анализа ассортиментной политики и оценка ассортимента продукции на внутрифирменном уровне, обобщение опыта и анализ ассортиментной политики фирмы, выработка рекомендаций.
Цель исследования - изучить и проанализировать ассортиментную политику фирмы и выработать рекомендации по созданию оптимального ассортимента аптечной сети «36,6».
Введение............................................................................................................3
1. Теоретические аспекты ассортиментной политики Аптечной сети «36,6»
1.1 Определение, сущность и структура товарного ассортимента Аптечной
сети «36,6»........................................................................................................5
1.2 Методы управления ассортиментом Аптечной сети «36,6»...................8
1.3 Планирование, формирование и управление ассортиментом Аптечной
сети «36,6»......................................................................................................13
2. Анализ эффективности коммерческой деятельности Аптечной сети «36,6»
2.1 Анализ финансово-экономической деятельности Аптечной сети
«36,6»................................................................................................................19
2.2 Анализ маркетинговой деятельности Аптечной сети «36,6».................26
2.3 Анализ управления коммерческой деятельностью в Аптечной сети
«36,6»..............................................................................................................34
3. Пути совершенствования товарного ассортимента Аптечной сети «36,6»
3.1 АВС и XYZ анализ ассортимента Аптечной сети «36,6».....................40
3.2 Мероприятия по оптимизации ассортимента, представленного в
Аптечной сети «36,6».....................................................................................45
Заключение......................................................................................................49
Список используемой литературы.................................................................51
Из рисунка 3.1 видно, что противопростудное средство «Фервекс» зимой пользующийся спросом (80% продаж) находится в группе А, летом когда спрос на этот товар снижается (5% продаж) переходит в группу С.
Плановое ожидание перехода товарных позиций группы В в группу А обуславливается не только сезонными колебаниями спроса на некоторые группы ассортимента, но и запланированными промоционными программами (рекламные акции отдельных препаратов, реклама в СМИ, мерчандайзинговые акции, ценовое продвижение, конкурсные программы среди покупателей, другие акции по стимулированию сбыта).
При определении
оптимального ассортиментного плана
для аптеки необходимо, чтобы весь
имеющийся ассортимент
Распределение ассортимента по группам А, В, С в зависимости от скорости оборачиваемости показывает, что препараты, имеющие одно и тоже действующее вещество и выпускаемые одним и тем же производителем, могут находиться в разных группах, т.к. реализуются с разной скоростью. На основе проведенного социологического опроса руководителей аптек можно сделать вывод, что оборачиваемость отдельных позиций ассортиментного перечня влияют следующие факторы:
- предпочтительная для потребителя лекарственная форма препарата. Так, согласно АБС-анализу, наибольшее количество лекарственных средств группы А составляет таблетированные формы (например, препарат "Амбробене");
- важную роль на скорость реализации оказывает количество фасованных единиц в упаковке (например, препарат "Афлубин" (капли), во флаконе 20 мл относится к группе А, аналогичный препарат "Афлубин" (капли) фл. в 50 мл (фасовка в 2 раза больше) - реализуется с меньшей скоростью, относится к группе В;
- независимо от потребительских предпочтений, наиболее быстро будут оборачивают товарные позиции тех препаратов, на которые организуется рекламная компания (реклама в СМИ, проведение конкурсов в аптеке, наличие бонусов со стороны компании-производителя).
Для оптимизации ассортимента товаров и сокращения потерь, экономика торговли предлагает два метода работы с ассортиментом:
1) Расширение ассортимента. Стратегия расширения ассортимента предполагает ввод новых товарных групп в погоне за увеличением общего товарооборота аптеки. Если руководство аптеки готово направить полученную прибыль на развитие, то расширение ассортимента -беспроигрышный шаг. Новые товары почти всегда найдут своих покупателей.
2) Сужение ассортимента. Актуальна стратегия сужения ассортимента в том случае, если денег катастрофически не хватает. Иногда ликвидировать те или иные виды товара в ассортименте приходится под воздействием внешних экономических факторов - таких, как глобальный кризис.
Я выбрала первый метод оптимизации товарных запасов для исследуемой аптеки. Второй метод не подходит, т.к. аптечная сеть «36,6» имеет эффективное развитие и на данный момент в экономике нашей страны находится в стабильном состоянии. Часто сужение ассортимента постепенно приводит к гибели (закрытию) аптек.
Для того чтобы правильно
определить направление расширения
ассортимента, был проведен опрос
посетителей аптечной сети «36,6». По
результатам опроса выявлено, что
в полном объеме пользуются услугами
данной аптеки 30% опрошенных, остальные
70% также пользуются услугами других
аптек, так как в данной аптеке
их не устраивает в полной мере ассортимент
лекарственных средств и их цена.
Таким образом, 70% покупателей можно
сделать более активными
Для этого необходимо углубить товарную группу лекарственные средства. Есть товарные группы, которые нуждаются в углублении всегда. В первую очередь это безрецептурные препараты для снятия боли, где каждый год появляются новые, более эффективные и безопасные лекарственные средства.
Пожалуй, самая частая
причина посещения аптеки - стремление
избавиться от боли. Это может быть
назойливая мигрень, тяжелая зубная
боль, боли в мышцах и суставах, женские
боли - что угодно. И задача хорошей
аптеки - максимально удовлетворить
покупательский спрос, предлагая не
только привычные средства, но и
новинки рынка, отличающиеся повышенным
профилем безопасности, высокой эффективностью
и скоростью наступления
Так же в ходе опроса было выявлено, что 70 % покупателей аптеки в полной мере не устраивает цена. Обращаясь опять же к результатом АВС анализа, мало продаваемыми товарами с высокой ценой являются средства санитарной гигиены, куда входят и такие товары как костыли, трости, бандажи, клюшки, распорки, медицинская техника (тонометры, весы для младенцев), так как данные товары стоят дорого, а необходимость их применения ограничивается временем (от месяца до полугода), поэтому можно сдавать некоторые товары в прокат.
И так, для того, что бы оптимизировать ассортимент аптечной сети «36,6» На основе проведенного АВС и XYZ анализа получили, что
приоритетные закупки отдаются таким товарам как лечебные препараты и лечебная косметика. Затем закупаются товары относящиеся к группе В гомеопатические средства, потом товары относящиеся к группе С лекарственные травы, чаи, бальзамы, фитопрепараты, БАД и средства санитарной гигиены. Необходимо расширять ассортимент за счет ходовых товаров и удовлетворять запросам потребителей. Так же необходимо уделять особое внимание товарам сезонного спроса, в зимнии месяца необходимо закупать в большом объеме противопростудные, противокашлевые лекарственные препараты, в летнии месяца минеральную воду (как сопутствующий товар), солнцезащитные крема, к весенне-летнему периоду -антигистаминные (противоаллергические) средства. Регулярно контролировать товарную группу средства санитарной гигиены. Знание стабильно продающихся позиций , можно формировать складские запасы без риска затоваривания аптеки и в то же время исключить дефектуры по ним.
Заключение
Ассортиментная
политика - одно из самых главных
направлений деятельности маркетинга
каждого предприятия. Особенно это
направление приобретает особую
значимость в нынешних условиях перехода
к рыночной экономике, когда к
товару со стороны потребителя
Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Сегодня у аптеки совершенно иное лицо. Она сама формирует свой ассортимент. И на сей раз, представленные на прилавках лекарства не расходятся с пожеланиями потребителей. Около 90 процентов препаратов, считаемых самыми ходовыми, можно купить в аптеке.
Аптеки вынуждены временем и новой, рыночной, ситуацией учиться ассортиментной политике.
Расширение и углубление ассортимента аптек, использование новых методов работы и услуг для посетителей, привлечение новых потребителей ведет к значительному увеличению товарооборота аптек и их дохода, и, соответственно к оптимизации финансовых результатов предприятия.
Кроме того, необходимо представлять себе какие потребности населения и лечебно - профилактических учреждений аптека, как фармацевтическая структура, собирается удовлетворять и в чем ее уникальность? Кто является потенциальным покупателем товаров и какую цену он готов заплатить? Чем будут отличаться данные товары (лекарственные средства, гигиенические товары и прочие) от аналогичной продукции, реализуемой конкурентами.
В данной курсовой
работе были изучены теоретические
основы ассортиментной политики. Рассмотрены
такие вопросы как
В практической части
был проведен анализ ассортиментной
политики Аптечной сети «36,6». После
проведения данных исследований можно
сказать, что ассортимент товаров
реализуемых аптекой «36,6»
То есть у фирмы
много преимуществ перед
Так же для более эффективной деятельности Аптечной сети «36,6» были даны рекомендации. Данные рекомендации могут помочь аптеке усовершенствовать ассортиментную политику, занять еще большую долю рынка, вытиснив при этом конкурентов, и полностью удовлетворять запросы потребителей.
Список литературы
1) Акулич, И.Л. Маркетинг: Учебник / И.Л. Акулич, 2-е изд., перераб. и доп.-Мн.: Высшая школа, 2010.
2) Березин, И.С. Маркетинговое исследование рынка. - П.: Русская деловая литература, 2009.
3) Гордин, А.М. Маркетинг: Учеб.-метод. пособие.- М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2011.
4) Данченок, Л.А. Маркетинг: Учеб.-практич. Пособие / Л.А. Данченок.- М.: МЭСИ, 2008.
5) Зотов, В.В. Ассортиментная политика фирмы. Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по дисциплине, тесты, учеб, программа / Московский Госуд. Университет экономики, статистики и информатики.- М.: МЭСИ, 2008.
6) Котлер, Ф. Основы маркетинга / Филипп Котлер, Г ари Арметранч, Джон Сандера, Вераника Ванч.- 2-е европ.изд.- М.: вильемс, 2010.
7) Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлючов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова.:- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.
8) Соколова, А. Управление ассортиментной политикой на основе жизненного цикла
изделий // Современная торговля.-2007.
9) АВС-анализ в правлении товарными запасами
10) Арефьева Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли
11) Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. трудов / Под ред. В.П. Попкова. - СПб.: СПбГИЭА, 2010.
12) Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.
13) Панкратов Ф. Г., Серёгина Т. К. Коммерческая деятельность. Учебник. М., 2009.
Информация о работе Пути совершенствования товарного ассортимента Аптечной сети «36,6»