Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:55, курсовая работа
Целью исследования данной работы является анализ оборот розничной торговли по реализации продовольственных товаров и пути его увеличения.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
рассмотрение понятия, состава, значения розничного товарооборота;
определение факторов, оказывающих воздействие на объем розничного товарооборота;
выявление тенденций развития розничного товарооборота;
изучение организационно – экономической характеристики предприятия;
проведение анализа розничного товарооборота торгового предприятия;
расчет факторного анализа розничного товарооборота;
разработка путей увеличения розничного товарооборота.
Переход предприятий
на рыночную концепцию развития изменил
оценку их целевой функции, что отразилось
на системе экономических
Главной целью торговых
предприятий в настоящее время
является получение максимальной прибыли,
а товарооборот выступает как
важнейшее и необходимое
Целью исследования данной работы является анализ оборот розничной торговли по реализации продовольственных товаров и пути его увеличения.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Объектом исследования явилось розничное торговое предприятие ООО «Атлант-А».
Предметом исследования является анализ оборот розничной торговли по реализации продовольственных товаров и пути его увеличения.
Методологической основой написания курсовой работы является Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». В работе используются труды таких известных авторов, как Грузинов В.П., Панкратов Ф.Г. и др.
В качестве информационной базы использовались данные бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ООО «Атлант-А».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава 1. Розничный товарооборот предприятий торговли
1.1. Понятие, состав, значение розничного товарооборота
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);
- юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. [9]
Объемы продажи населению товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяются на основе специальных обследований, осуществляемых региональными статистическими органами в соответствии со статистическим инструментарием, утвержденным постановлением Госкомстата России.
В состав товарооборота розничной торговли включается:
- стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов;
- стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
- стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю), в объеме полной стоимости товаров;
- стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговая организация не является собственником товаров в размере полной стоимости, если торговая организация является собственником товаров;
- стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
- полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т. п.);
- стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета);
- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
- стоимость проданной порожней тары. [12]
Одновременно не включаются в оборот розничной торговли:
- стоимость спецодежды, выданной своим работникам;
- продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, домам престарелых, детским яслям и детским садам, школам и др.);
- продажа товаров спецпотребителям (милиции, военным организациям и др.).
Оборот розничной торговли устанавливается в розничных ценах - фактических проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз.
Оборот розничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. Каждая отгрузка товара (выполнение работы, оказание услуги) оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и книге покупок. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению с использованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета).
Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных товаров для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме.
Говоря о значении розничного товарооборота, необходимо отметить, что величина продаж в целом по внутренней торговле используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны, при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Продажи в значительной степени влияют на денежный оборот, определяют бюджетные поступления и находят отражение во многих других макроэкономических показателях.
По темпам роста продаж и изменениям их структуры судят об изменениях в уровне жизни населения.
Объем продаж представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономики: соотношения темпов роста производства, средств производства и предметов потребления, распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и т. п.[5]
Экономическая категория выражает определенную группу экономических отношений, которые определяют ее сущность. Поэтому обмен денежных доходов на необходимые товары и услуги на рынке в порядке купли-продажи и экономические отношения, связанные с этим обменом, выражают сущность розничного товарооборота (объема продаж).
1.2. Факторы, влияющие на объем продаж, методика их анализа
На объем продаж, динамику и выполнение плана оборота розничной торговли оказывают влияние многие факторы. Однако не все факторы равнозначны по степени влияния и могут быть количественно измерены.
Факторы, влияющие на изменение оборота розничной торговли, можно объединить в шесть групп:
1) связанные с изменением цен и количества проданных товаров;
2) связанные с изменением
численности населения и
3) связанные с объемом
денежных доходов населения,
4) связанные с наличием
торговой сети и
5) связанные с изменением обеспеченности рабочей силой и уровня производительности труда;
6) связанные с обеспеченностью товарными ресурсами. [19]
Так, перебои в торговле отдельными товарами влияют на уменьшение оборота розничной торговли. Размер этого уменьшения определяется путем умножения среднедневной продажи этих товаров на число дней, когда не было этих товаров в наличии. Закрытие магазинов по различным причинам также прямо влияет на уменьшение объема продаж (однодневный объем продаж умножают на число дней, в течение которых магазин по различным причинам не работал). Особую роль сегодня имеет установление конкурентных цен на товары. Для этого изучают их величину в других магазинах и оценивают ход продаж. В случаях изменения цен необходимо изучить колеблемость однодневных продаж этих товаров и оценить их влияние на объем продаж.
Значительное влияние на объем продаж оказывает формирование ассортимента, который должен быть обоснованным и соответствовать требованиям покупателей. Общая величина выручки складывается от продажи отдельных товаров, а их соотношение зависит от социально-экономических факторов, влияющих на спрос населения. Управление торговыми процессами требует не только изучения товарного состава объема продаж, но и постоянного отслеживания структурных сдвигов, сезонных и других циклических колебаний соотношений в продаже отдельных товаров. Все эти обстоятельства должны учитывать коммерсанты и финансисты в силу того, что различные товары имеют различную издержкоемкость и рентабельность. Поэтому структура объема продаж оказывает влияние на размер и уровень прибыли. При анализе необходимо сравнивать характер изменения продажи по отдельным группам, улавливать сложившиеся тенденции на региональном уровне с изменениями показателей объема продаж данного предприятия. Это позволит намечать конкретные меры по улучшению торговли каждым товаром и отдельными товарными группами.
Развитие розничного товарооборота в отдельных местностях во многом зависит от организации торговли и обслуживание покупателей (состояние розничной сети и ее размещение, методы продажи товаров, постановка рекламы и т.п.). Эти факторы особую значимость приобретают в условиях свободной конкуренции, роста количества лиц, занимающихся торговыми процессами.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, приходим к выводу, что к определяющим факторам развития объема продаж относятся такие экстенсивные факторы, как увеличение числа работников торговых залов (продавцов, кассиров и др.), увеличение торговых площадей за счет их реконструкции или пристройки помещений. Немаловажное значение имеет и использование таких интенсивных факторов, как повышение производительности труда, увеличение объема товарооборота с 1 м2 торговой площади. Положительное влияние на объем продаж оказывает продолжительность работы магазинов (перевод их на круглосуточный график работы, без выходных, без перерывов на обед и т. д.).
На развитие розничного товарооборота оказывают влияние и следующие основные факторы: денежные доходы населения, товарное предложение, материально-техническая база предприятий торговли, цены на предметы потребления. [7]
Для того чтобы добиться успеха в коммерческой деятельности предприятию следует по каждому из факторов проводить расчеты их влияния на изменения объема продаж и проводить мероприятия по его увеличению.
1.3. Тенденции развития продаж розничного товарооборота
Обеспечение населения продовольствием имеет исключительное социальное и политическое значение. От того, как налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжение населения основными продуктами питания, зависят судьбы людей. Ухудшение питания населения влечет за собой необратимые демографические изменения, увеличивает социальную и межрегиональную напряженность и создает угрозу внутренней безопасности государства.
Обеспечение защиты отечественных производителей продуктов питания является важнейшей задачей государства. Необходимость этого диктуется также осложнившимся положением на мировом продовольственном рынке, либерализацией торговли, дальнейшим повышением цен на продовольствие в мире.
Развитие продовольственного рынка в России определяется в первую очередь объемами производства продуктов питания. Привыкшие ранее функционировать в условиях жестко установленных свыше хозяйственных связей предприятия пищевой промышленности и торгующие организации оказались в основной своей массе не готовыми к построению качественно новых отношений, характерных для рыночной экономики. [11]