Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:11, курсовая работа
Жизнь современного человека невозможно представить без химических товаров. Они облегчают быт, сохраняют потребительские свойства одежды, предметов домашнего обихода. Ассортимент синтетических моющих средств постоянно обновляется и расширяется за счет как отечественной, так и зарубежной продукцией. К моющим средствам традиционно относят синтетические моющие средства (СМС) и мыло. Синтетические моющие средства (СМС) - это жидкие, пастообразные и порошкообразные вещества, которые содержат поверхностно-активные вещества, а также другие органические и неорганические вещества, повышающие эффективность поверхностно-активных веществ. Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: изучить товароведную характеристику СМС, рассмотрение ассортимента, производства СМС.
В СМС вводят также нейтральные соли- сульфат и фосфат натрия. Сульфат натрия используется для улучшения сыпучести порошка и растворимости его в воде, увеличивает моющую способность моющих средств, он входит во все виды СМС. Моющие средства содержат также до 30% фосфорных солей - тринатрийфосфатов и полифосфатов для снижения щелочности моющих растворов до рН=7.
В состав СМС для льняных и хлопчатобумажных тканей вводят карбоксиметилцеллюлозу - натриевая соль простого эфира целлюлозы и гликолевой кислоты. Она предотвращает повторное осаждение загрязнений на поверхность хлопчатобумажных тканей. Для предотвращения ресорбции грязи на шерстяных и шелковых тканях в СМС добавляют поливинилпирролидон.
Для сохранения белизны изделий белого цвета в состав СМС вводят химические и физические (оптические) отбеливатели. Из химических отбеливателей, которые используют в СМС для льняных и хлопчатобумажных тканей, обычно применяют соли перекисных кислот (персоли). При температуре моющего раствора свыше 60°С это вещество гидролизуется, выделяя атомарный кислород, который и является отбеливающим и дезинфицирующим агентом.
Современные моющие средства содержат специальные биодобавки для удаления загрязнений жирового происхождения и белковых веществ, содержащих протеин (следы крови, яичного белка, молока) - ферменты (энзимы).
В последнее время признано целесообразным введение в состав синтетических моющих средств в качестве добавки хозяйственного мыла, которое стабилизирует пенообразование и улучшает моющее действие.
В состав СМС для стирки синтетических волокон иногда дополнительно вводят антистатики, которые снимают заряды статического электричества. В качестве антистатиков обычно используют неионогенные и катионоактивные поверхностно-активные вещества.
Неприятный запах в порошкообразных СМС, особенно содержащих ферменты, устраняется введением отдушек, например, парфюмерные отдушки с использованием недорогих эфирных масел с запахом свежести, цитрусовых, цветочных ароматов. В качестве дезинфицирующих добавок чаще всего применяются вещества, обладающие противогрибковым, бактерицидным или бактериостатическим действием. [5, 6, 7]
1.3 АНАЛИЗ РЫНКА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ
Синтетические моющие средства – это моющие средства для стирки, а также средства, дополняющие их действие: отбеливатели, кондиционеры, соли для стирки, восстановители цвета, средства для замачивания, средства для удаления пятен. Российский рынок синтетических моющих средств в последние годы демонстрирует значительный рост, причинами которого является рост уровня доходов населения и изменения в культуре потребления товаров бытовой химии. В период с 2005 по 2010 год рынок вырос в 1,5 раза, и по прогнозам экспертов, будет продолжать расти.
Тем не менее, уровень
потребления синтетических
В настоящее время развитие рынка обеспечивается за счет роста производства продукции в России. По данным консалтинговой компании CREON, продажи стирального порошка в России в 2009 году выросли на 10% по сравнению с предыдущим годом и спрос на эту продукцию продолжает расти: по прогнозам экспертов, до 2011 года сохранится устойчивая тенденция роста спроса.
Выпуском синтетических моющих средств в нашей стране занимаются около 70 предприятий. Имеющиеся на них производственные мощности составляют, по разным оценкам от 940 тыс. тонн до 1,2 млн. тонн, перспектива роста мощности составляет 10-15% в год. При этом среди производителей заметно выделяются пять крупнейших, на которые приходится максимальная доля мощностей (рисунок 2).
Рисунок 2 – Распределение имеющихся производственных мощностей по выпуску синтетических моющих средств на предприятиях России, % [20]
Так, на P&G приходится 25% всех мощностей, «Хенкеля» — 18%, сильны позиции трех российских предприятий - «Нэфис Косметикс» принадлежит 6%, за ней следуют «Сода» (5%) и «Аист» (4%)
В настоящее время рынок бытовых средств делят между собой международные и российские производители. В России, как и на мировом рынке бытовых моющих средств, наблюдается устойчивая тенденция расширения зоны присутствия ведущих мировых производителей. Наиболее типичной стратегией вхождения в новые рынки стало приобретение небольших убыточных предприятий. В 2010 году, по экспертным данным, в общероссийском производстве доля отечественных производителей составила 30,8%, доля предприятий с участием иностранного капитала составила 69,2% (рисунок 3), в то время как в 2009 году отечественным предприятиям принадлежало более двух третей рынка, иностранным – треть.
Рисунок 3 – Структура российского рынка синтетических моющих средств в 2010 году, % [20]
Необходимо отметить, что разделение всей совокупности синтетических моющих средств на средства отечественного производства и зарубежного весьма условно, так как крупные зарубежные компании-производители располагают свои производственные мощности на территории нашей страны.
Так, в начале 90-х гг. в Россию пришел сначала Procter & Gamble, выкупив крупнейшее предприятие по производству моющих средств - Новомосковскбытхим, а затем Henkel, купивший предприятия “Эра” в г. Тосно и г. Энгельсе, а также ОАО “Пемос” в г. Пермь. Еще один крупный иностранный игрок – “Unilever” владеет ЗАО “Аист”. Импортная продукция поставляется прежде всего компаниями Reckitt Benckiser и Cussons. [21]
Из российских предприятий
выдерживают конкуренцию с
В десятку самых популярных брендов по объемам розничных продаж входят (в алфавитном порядке): Ariel (P&G), Deni (Henkel), Dosia (Reckitt Benckiser), Persil (Henkel), Sorti («Нефис Косметике»), Tide (P&G), «Лоск» (Henkel), «Миф» (P&G), «Пемос» (Henkel). По данным компании ACNielsen, их суммарная доля в натуральном выражении составляет 73,2%, в стоимостном — 76,8%.
По мере роста и
развития рынка, российский покупатель
постепенно привыкает не
По данным компании
КОМКОН, в 2006 году доля домохозяйств,
пользующихся стиральными
Рисунок 4 – Доли домохозяйств, использующих синтетические моющие средства, % [20]
Как видно из рисунка 4,рост сегмента стиральных порошков составил 0,6%, доля пользователей приближается к 100%, а это значит, что рынок заполнен. В то же время культура потребления дополнительных средств для стирки возрастает, и сегменты отбеливателей и кондиционеров являются достаточно перспективными.
Эксперты отмечают, что объемы продаж синтетических моющих средств подвержены небольшим сезонным колебаниям. В весенне-летний сезон колебания характерны в сегменте моющих средств для цветных тканей, и отбеливающих средств, что связано с летним увеличением количества стирок. В осенне-зимний сезон возрастает спрос на моющие средства для изделий из шерсти, причем пик покупок приходится на апрель, когда происходит смена гардероба и зимняя одежда стирается и убирается до следующего сезона.
Рынок синтетических моющих средств высококонкурентный, поэтому важность рекламной поддержки на данном рынке очень велика. Для успешной конкурентной борьбы необходимо строить сильные бренды, а одним из основных инструментов этого строительства выступает реклама. По данным TNS Gallup AdFact, крупнейшими рекламодателями на рынке синтетических моющих средств, являются Procter & Gamble, Henkel, Reckitt Benckiser. Игроки рынка отмечают, что уровень продаж рекламируемых средств растет, так как реклама вызывает у потребителя желание попробовать новинку. В результате этого происходит дисбаланс на рынке, поэтому конкуренты тут же реагируют ответным выходом роликов. «Сильные игроки рынка» много инвестируют в рекламу на телевидении, которое в принципе является основным коммуникационным каналом, использующимся для рекламы моющих средств. Объем наружной рекламы, рекламы на радио и в прессе чаще всего не превышает 0,5% от всего рекламного бюджета. Большую роль при выборе потребителем моющего средства играет и мерчендайзинг, все крупные компании имеют строгие критерии по выкладке средств в магазине.
Одной из причин
успеха участников рынка
Рисунок 5 – Структура форматов продаж синтетических моющих средств в 2010 и 2011 годах, % [20]
Из рисунка 5 видно, что доля покупателей моющих средств в специализированных магазинах, супер- и гипермаркетах неуклонно растет, а на рынках – снижается.
Российский рынок синтетических моющих средств растет значительными темпами. Основными причинами роста рынка является увеличение платежеспособности населения и изменения в культуре потребления товаров бытовой химии. В связи с этим, российский рынок обладает огромным потенциалом для интенсивного роста. В настоящее время развитие рынка обеспечивается за счет роста производства продукции в России. Однако среди производителей на рынке доминируют крупные международные компании, которые, выкупив отечественные предприятия, производят продукцию на территории России. За счет активной маркетинговой стратегии и массированной рекламной поддержки своих марок компании вытесняют отечественных производителей.
Участниками рынка используются все формы розничной торговли, начиная от открытых рынков и заканчивая торговыми сетями. На рынке синтетических моющих средств наблюдается общая для товаров народного потребления тенденция - доля покупателей моющих средств в специализированных магазинах, супер- и гипермаркетах растет, а на рынках – снижается, также присутствует доля потребителей осуществляющие онлайн покупки.
В настоящее время рынок моющих средств России обеспечивается в основном за счет внутреннего производства. При этом различные моющие средства бытового и технического применения производят более 70 предприятий, которые расположены в 30 регионах России, из них около 50 предприятий выпускают продукцию в мелкой таре.
Ведущим производителем моющих средств в России является американское предприятие «Procter&Gamble», на ее долю приходится около 44% от общего объема производства. Второе место занимает «Henkel KGaA» (Германия), ее доля составляет 26% производства.
Среди отечественных производителей успешно развивается предприятие ОАО «Нэфис Косметикс» (занимает около 7% общероссийского производства). Крупными российскими производителями моющих средств также являются ЗАО «Аист» и ЗАО «Невская косметика». [3, 4]
Для упаковки синтетических моющих средств применяют красочно
оформленную тару (пачки, банки, пакеты из полимерных материалов), размеры и форму которой утверждает художественный совет. Упаковываются порошкообразные СМС в прочные, аккуратно изготовленные коробки или герметичные пакеты, жидкие и пастообразные - в банки и бутылки. Упаковка должна быть стойкой к внешним воздействиям и самой продукции.