Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:11, курсовая работа
Жизнь современного человека невозможно представить без химических товаров. Они облегчают быт, сохраняют потребительские свойства одежды, предметов домашнего обихода. Ассортимент синтетических моющих средств постоянно обновляется и расширяется за счет как отечественной, так и зарубежной продукцией. К моющим средствам традиционно относят синтетические моющие средства (СМС) и мыло. Синтетические моющие средства (СМС) - это жидкие, пастообразные и порошкообразные вещества, которые содержат поверхностно-активные вещества, а также другие органические и неорганические вещества, повышающие эффективность поверхностно-активных веществ. Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: изучить товароведную характеристику СМС, рассмотрение ассортимента, производства СМС.
Наименование |
Количество разновидностей, шт. |
Массовая доля, % "GrandMart " |
Ariel |
18 |
23 |
Аист |
2 |
2,6 |
Дося |
7 |
9 |
Ласка |
2 |
2,6 |
Лоск |
4 |
5,1 |
Миф |
13 |
16,7 |
Персил |
10 |
12,8 |
Tide |
11 |
14,1 |
Tix |
11 |
14,1 |
Итого: |
78 |
100 |
Из данных таблицы 5 видно, что ассортимент стиральных порошков в интернет - магазине "GrandMart " представлен семьюдесятью восьмью разновидностями. Самая большая массовая доля приходится на стиральный порошок Ariel (23%). Меньше всего стиральных порошков Аист и Ласка (по 2,6%). Большая доля приходится на порошки Миф (16,7%), Tide и Tix по (14,1%).
Таблица 6 - Ассортимент стиральных порошков в интернет- магазине "GrandMart" на 17.09.2012г.
Наименование |
Количество разновидностей, шт. |
Массовая доля, % |
Ariel |
21 |
24,8 |
Аист |
3 |
3,5 |
Дося |
5 |
5,9 |
Ласка |
3 |
3,5 |
Лоск |
4 |
4,7 |
Миф |
15 |
17,6 |
Персил |
11 |
12,9 |
Tide |
12 |
14,2 |
Tix |
9 |
10,5 |
Био-Мах |
2 |
2,4 |
Итого: |
85 |
100 |
По данным таблицы 6 можно сделать вывод, что по-прежнему больше всего разновидностей порошка Ariel (24,8%), порошка Миф 17,6%, меньше всего порошков Аист и Лоск (по 3,5%). В целом ассортимент расширился, т.к разновидностей стало больше (было поступление товаров). Появился новый порошок Био Max, доля которого составила 2,4%.
Таблица 7- Количество товаров в в интернет- магазине
"GrandMart " на 22.09.2012г.
Наименование |
Количество разновидностей, шт. |
Массовая доля, % |
Ariel |
123 |
19 |
Аист |
12 |
1,9 |
Дося |
19 |
2,9 |
Ласка |
7 | |
Лоск |
24 |
37 |
Миф |
117 |
18,2 |
Персил |
133 |
20,6 |
Tide |
116 |
18 |
Tix |
94 |
14,6 |
Итого: |
645 |
100 |
Таблица 8 - Количество товаров в интернет- магазине
"GrandMart " на 27.09.2012г.
Наименование |
Количество разновидностей, шт. |
Массовая доля, % |
Ariel |
135 |
20,3 |
Аист |
17 |
2,5 |
Био Max |
20 |
3 |
Дося |
15 |
2,2 |
Ласка |
11 |
1,6 |
Лоск |
19 |
2,8 |
Миф |
103 |
15,5 |
Персил |
108 |
16,2 |
Продолжение таблицы 8.
Tide |
135 |
20,3 |
Tix |
104 |
15,6 |
Итого: |
667 |
100 |
Из таблиц 3 и 4 можно сделать вывод, что количество порошков увеличилось с 645 до 667шт.
Показатель ассортимента - количественное выражение свойств
ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
- Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.
- Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения В данном случае базовая широта Шб=645 (это количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп при первом моментном наблюдении).
- Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Действительная широта Шд=667 (из таблиц 3 и 4 видно, что в магазине было новое поступление товара).
- Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товара однородных и разнородных групп к базовому
Кш = (Шд/ Шб) * 100%;
Кш= (667/ 645) * 100% = 103,4%
Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, производство разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.
На насыщенном рынке изготовители и продавцы стремятся удовлетворить разнообразные потребности. Когда спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счет увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм. Таким образом, для изготовителей и продавцов расширение ассортимента - мера скорее вынужденная, чем желательная. Чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.
- Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
- Действительный показатель полноты (Пд) характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый (Пб) - регламентируемым или планируемым количеством товаров.
В данном случае базовая полнота принята за фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы при первом моментном наблюдении. Таким образом, базовый показатель полноты Пб=78.
Действительный показатель полноты ассортимента стиральных порошков Пд=85, т.к в магазин поступили новые разновидности порошков.
Кп= (Пд/Пб) *100%
Кп= (85/78) * 100%=109%
Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.
Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей.
Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.
- Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).
Количество новых товаров в общем перечне Н =2 (был завезен один новый порошок Био Max (две разновидности)
Степень обновления товаров:
Кн = (Н / Шд) *100%;
Кн = (2/667) *100%=0,3%.
Степень обновления товаров в интернет- магазине "GrandMart " очень мала. Обновление - одно из направлений ассортиментной политики организации, проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка.
Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества средняя целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.
Потребителями новых товаров являются так называемые "новаторы", потребности которых часто меняются из-за желания ощутить новизну объектов. Зачастую н6овые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психологические и социальные потребности.
Следует иметь в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моющие средства являются многофункциональными составами. Благодаря высокой активности они проявляют моющую способность, т.е. обеспечивают отделение и удаление загрязнений с поверхности очищаемого материала, восстанавливая тем самым белизну и чистоту продукции. Одновременно они являются эмульгирующими, суспензирующими и диспергирующими веществами. Многофункциональность СМС обусловливает удовлетворение различных потребностей. Синтетические моющие средства эффективны при стирке текстильных изделий, мойке предметов быта, транспортных средств, оборудования, облегчают проведение технологических процессов при отбеливании и крашении тканей, меха и кожи.
Достоинства СМС состоят в том, что они заменяют жировые мыла и не требуют для своего изготовления пищевых жиров, не образуют в жесткой воде нерастворимых солей кальция и магния и обладают моющим действием даже в кислой среде.
Однако синтетическим моющим средствам присущ и ряд недостатков: не всегда достаточное моющее действие, более низкая пеноустойчивость, трудная биоусвояемость, вызывают сухость кожи рук при стирке.
Тем не менее синтетические поверхностно-активные вещества перспективны в отношении создания моющих препаратов комплексного действия. Поэтому успешно расширяется ассортимент синтетических моющих средств, сочетающих ряд свойств: моющее действие с антистатическим, дезинфицирующим действием.
Сырье, используемое для производства синтетических моющих средств, влияет и на его потребительские свойства. Так, если в рецептуре имеются катионоактивные поверхностно-активные вещества, то стиральный порошок выступает в качестве ингибитора коррозии, антистатика. А при сочетании катионогенных ПАВ с неионогенными СМС приобретают бактерицидные свойства. Кроме того, моющие средства, в которых используются неионогенные ПАВ, обладают высокой биоразлагаемостью, а следовательно и большей экологической безопасностью, что в настоящее время весьма актуально.
При введении в состав щелочных электролитов, мы получим порошок для хлопчатобумажных и льняных тканей, а нейтральных солей - для шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Универсальные средства обычно содержат как щелочные, так и нейтральные соли.