Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:27, реферат
Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы: дать понятие рынка потребительских товаров и его элементов;
объяснить сущность и значение рынка потребительских товаров;
рассмотреть спрос на безалкогольные напитки на рынке потребительских товаров и факторы, влияющие на спрос;
Введение…………………………………………………………………………………………2
1 Рынок потребительских товаров……………………………………………………………..3
1.1 Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров……………………..3-5
1.2 Элементы рынка потребительских товаров……………………………………………..5-7
1.3 Факторы, влияющие на развитие рынка………………………….……………………..7-8
2 Рынок безалкогольных напитков…………………………………………………………….8
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса...8-13
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование....13-17 предложения
Заключение…………………………………..………………………………………………….17
Список использованных источников………………………………………………………….19
Потребности людей почти
бесконечны, но ресурсы для их удовлетворения
ограничены. Человек будет выбирать
те товары, которые максимально приближены
к его желаниям и при этом находятся
в рамках его финансовых возможностей.
На рынке проявление потребностей в
каком-либо товаре является спрос, и
не просто как желание иметь то
или иное благо, а платежеспособный
спрос. Потребительский спрос - это
количество товара, которое потребители
готовы и в состоянии купить по
известной цене в определенный промежуток
времени. По-другому, спрос - это потребность,
подкрепленная покупательской способностью.
Являясь формой выражения потребностей,
спрос населения в своем
Среди факторов влияющих на величину, структуру и динамику спроса, важное значение имеет цена товара и покупательская способность потребителя (его предпочтения и возможности). На спрос влияют и такие факторы как состав семьи, место проживания, реклама, мода и так далее.
Спросу противостоит предложение
производителей товаров и услуг.
Производители со своей стороны
пытаются сформировать связь между
производимой продукцией и нуждами
людей. Товарное предложение - это совокупность
товаров и услуг, которые представлены
на рынке. Объем предложения напрямую
зависит от цен. С повышением цен
возрастает и товарное предложение,
и наоборот это явление в экономической
литературе носит название «закон предложения».
Именно цена диктует производителям,
какие товары в настоящее время
следует выпускать и в каком
количестве. На объем предложения
имеют влияние и такие факторы,
как себестоимость
Предложение, покупательский спрос и цена, являясь главными элементами рынка - отражают действие экономического закона спроса и предложения. Основное требование этого закона - соответствие спроса и предложения по объему и структуре.
Изменение соотношения между спросом и предложением приводит к изменению рыночных цен. Через эти изменения устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Рыночной экономике присуща тенденция устанавливать определенное соответствие между спросом и предложением, называемое рыночным равновесием. Основу рыночного равновесия составляет цена равновесия, при которой количество товара находящегося на рынке равно количеству товара, на который предъявлен спрос.
От того, насколько потребительский рынок насыщен товарами, во многом зависят уровень потребления, устойчивость денежного обращения, обеспеченность и уровень жизни населения. Если этот рынок не развивается, то теряется общественный смысл отношений обмена, а население обрекается на жизнь в условиях дефицита, очередей и прочих подобных условий. Главной чертой потребительского рынка является его ориентированность на удовлетворение потребностей населения.
Триединство товарного предложения, спроса и цены дает возможность рыночному механизму решить три основные экономические задачи: что производить, как производить и для кого производить.
Рынок потребительских товаров , как хозяйственная деятельность, как система экономических, организационно-правовых действий, связанных с продвижением товара от производства к потребителю обеспечивает:
а) емкость рынка, то есть максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне цен;
б) сбалансированность рынка - соотношение между спросом, предложением и ценой (по стоимостным и натуральным показателям);
в) конъюнктуру рынка - совокупность условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения.
1.3 Факторы, влияющие на развитие рынка
Цена, спрос, предложение способствуют установлению равновесия на рынке. Экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, ценами, а также динамикой производства и потребления называется конъюнктурой рынка.. Изучение конъюнктуры рынка включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени..
К постоянно действующим факторам, влияющим на развитие конъюнктуры рынка, относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.
Факторы нециклического характера
определяют специфику производства
и реализацию конкретных товаров. Воздействие
различных факторов на процесс производства
и обращения любого товара позволяет
выявить связи между
При повышающейся и высокой конъюнктуре происходит превышение спроса над предложением товаров, что сопровождается ростом цен и увеличением количества заключенных сделок. При понижающей и низкой конъюнктуре происходит обратное: превышение предложения товаров над спросом. Это сопровождается снижением уровня цен, сокращением количества заключенных сделок и приводит к пассивности субъектов рынка, а далее - к снижению и последующей стабилизации цен, что соответствует интересам покупателей.На конкретных рынках отмеченные факторы действуют с неодинаковой интенсивностью, причем один и тот же фактор влияет по-разному на одном и том же рынке в разные моменты времени . Возникновение , силу и длительность воздействия временных факторов на конъюнктуру рынка трудно предсказать , что осложняет анализ, вносит некоторую вероятность в прогноз.
2. Рынок безалкогольных напитков
Особой популярностью на рынке России в последнее время пользуются безалкогольные напитки - за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм. На протяжении последних нескольких лет российский рынок безалкогольных напитков демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста. Такой успех связан с наблюдаемой в последнее время тенденцией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков более полезных для здоровья, чем привычная газировка, а именно - минеральной воды и соков. В средствах массовой информации все чаще встречаются статьи и передачи, преподносящие вопрос потребления качественных безалкогольных напитков как необходимое условие для долгой и здоровой жизни. Если раньше минеральную воду покупали в основном в целях утоления внезапной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи дома и на загородных участках.
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса
Сегодня рынок безалкогольных напитков является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков России. Жители городской России стали больше внимания уделять здоровому питанию и своей физической форме. Рост "здоровых" сегментов значительно превышает рост самих категорий. Наиболее яркими примерами этой тенденции является рост спроса на безалкогольные напитки. Спрос имеет огромное значение в развитии рынка. Спрос дает информацию производителям о том, что нужно производить, в каком количестве, какого качества, и по какой цене. Качество, цена и узнаваемость продукта определяют спрос.
По результатам российского
опроса потребителей, каким безалкогольным
напиткам они отдают предпочтения,
более чем две трети
В целом же структура рынка безалкогольных напитков (см. рисунок 3) такова: на сладкую газировку приходится 43% в натуральном выражении. Абсолютными лидерами в сегменте сладких газировок остаются Coca-cola.
Рисунок 2. Предпочтения безалкогольных напитков российских граждан
Рисунок 3. Структура рынка безалкогольных напитков
Compani ( торговые марки Сосасоla, Sprit, Fanta) и PepsiCo (Pepsi, 7Up, Mirinda). В России самыми активными потребителями безалкогольных газированных напитков являются дети до 16 лет (20,4%) и молодые люди от 16 до 29 лет (24%)[8]. В последние несколько лет темпы роста её продаж отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в частности соков или минеральной и питьевой воды. Это обусловлено в значительной степени тем, что потребители стали ориентироваться на более здоровые напитки. Другая причина сокращения популярности газированной воды заключается в расширении ассортимента других безалкогольных напитков, предлагающихся потребителю: холодный чай, квас, сокосодержащие напитки. И хотя эти рынки недостаточно широко распространены в России, их развитие также обостряет конкуренцию на безалкогольном рынке.
Cоки и нектары занимают четверть рынка безалкогольных напитков (25%). Большинство потребителей отдают предпочтение 100%ным сокам, как наиболее полезным и натуральным, содержащим наименьшее количество консервантов. Наибольшие доли продаж принадлежат брендам «Фруктовый сад» (Лебедянский), «Добрый» (Мултон), J7 ( ВиммБилльДанн Продукты Питания), «Моя семья» (Нидан Соки). За последние годы потребление соков в России постоянно росло. Среднедушевой уровень потребления соков в 2011 году в 810 раз превышает показатели советских времен и составляет 18,4 литра (для сравнения в 2003 году этот показатель составлял 6,3 литра). Население крупных городов и мегаполисов потребляет соки примерно в 1,5 раза больше, чем жители РФ в среднем, а именно, около 2830 литров в год. Это объясняется большей концентрацией в городах реальных и потенциальных потребителей этой продукции. Тем не менее, по сравнению со странами Западной Европы, потребление соков в России по прежнему остается низким и это только внушает дополнительный оптимизм относительно развития данного рынка.
Наиболее успешно
Таблица 1
Продажи бутилированного кваса
Год |
Продажи бутилированного кваса, млн дал |
Доля рынка безалкогольных напитков |
2008 |
43,6 |
9,8 |
2009 |
53,0 |
11,0 |
2010 |
69,6 |
13,7 |
2011 |
82,7 |
15,4 |
Товарная категория холодный чай довольно молода. Производители начали работать в этой нише примерно пять лет назад. Однако именно эта категория показывает очень хороший рост и динамику.Процентное соотношение по потреблению наиболее популярных марок холодного чая таково: Lipton (17,2%), Nestea (16,3%), «Найс ти» (2,5%), Caprice (1,3%) (по данным группы компаний TNS Россия, исследование Marketing Index за второе полугодие 2010 года). Раньше в России даже понятия холодный чай не существовало, но сейчас продукт прочно закрепился и этот сегмент активно развивается. Его доля составляет 2 % от общего объема потребления.
И 27 % занимает питьевая и минеральная вода. При этом, при традиционном недоверии к воде «из под крана», с ростом покупательской способности покупатели все чаще покупают бутилированную воду (ежегодные темпы роста продаж которой оцениваются в 1012%)[11]. Если раньше минеральную воду покупали в целях утоления внезапной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи и на загородных участках. Рост потребления воды в регионах России не связан с низким качеством водопроводной воды, он связан с информацией о ее качестве, доводимой до потребителя. Общественное мнение формируют игроки рынка: компании производители бутилированной воды, продавцы фильтров, доставщики воды, власти предпочитают отмалчиваться потребление бутилированной воды растет.