Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 11:32, курсовая работа
Экспертиза (от фр. espertise, от лат. espertus — опытный) — исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, технологии, экономики, торговли и др. Экспертиза как вид профессиональной деятельности широко применяется в различных сферах народного хозяйства. Истоки практики проведения экспертиз можно отыскать в глубокой древности. Однако методологические основы экспертизы начали развиваться лишь во второй половине XX в. Без знания этих основ невозможно проводить экспертизу на современном уровне.
Введение 2
1.Понятие «Товароведной экспертизы» 3
1.1 Цели и задачи, структура экспертизы 4
1.2 Нормативная база товароведной экспертизы 10
2.Принципы экспертизы 13
2.1Разновидности товароведческих экспертиз 15
3.Методы экспертизы 15
3.1Средства товарной экспертизы 18
4.Особенности товароведной экспертизы товара 26
4.1Характеристика органолептических и измерительных методов проведения товароведной экспертизы 27
5.Идентификация продовольственных товаров 29
5.1Идентификационная экспертиза 29
6.Виды товарной экспертизы продовольственных товаров 35
7.Субъекты государственной экспертизы 38
7.1Права и обязанности исполнителя экспертизы 39
7.2Структура экспертного заключения 42
Заключение 46
Список использованной литературы 47
Результаты количественной
экспертизы могут быть обжалованы одной
из заинтересованных сторон. В этом
случае назначается контрольная
экспертиза, которая может подтвердить
или опровергнуть результаты первичной
экспертизы. В случае опровержения
результатов первичной
Качественная экспертиза
-- это оценка качественных характеристик
товара экспертами для установления
соответствия их требованиям нормативных
документов. Проводят эту экспертизу
с целью определения качества
товара в товарной партии при сдаче-приемке,
или после длительного
В зависимости от назначения качественная экспертиза бывает: приемочная, по комплектности, новых видов товаров, дегустация пищевых продуктов, по договорам.
Приемочной экспертизой
по качеству называется оценка качества
товаров экспертами для подтверждения
достоверности результатов
Экспертиза качества товара проводится с целью установления подлинности товара, определения качества или отдельных показателей качества, обнаружения фальсификации.
После проверки товарно-сопроводительных документов и осуществления проверки принадлежности предъявленных документов к проверяемой партии, осмотра и оценки транспортного средства или условий хранения на складе, осмотра партии с целью установления её однородности, установления соответствия маркировки и упаковки требованиям стандартов и наконец проверки количество поступившего товара, проводится отбор проб и подготовка товара к лабораторным испытаниям в соответствии с ГОСТами. Для контроля органолептических и физико-химических показателей применяют выборочный одноступенчатый нормальный контроль по специальному уровню
Пробы в виде банок, плиток, пачек завертывают в плотную бумагу и перевязывают шпагатом. Другие пробы помещают в сухие чистые банки чаще стеклянные, с притертыми стеклянными или резиновыми пробами, упаковываются в пластмассовые коробки с завинчивающимися крышками или заворачивают в пергамент (целлофан, полимерные пленки).
Приготовление пробы пломбируют и сопровождают актом отбора проб с указанием:
- порядкового номера пробы;
- наименование изделия;
- наименование предприятия-
- номера партий или вагона;
- массы пробы;
- объема партий;
- вида испытаний, для которых направлена проба.
В процессе подготовки проб товара для лабораторных испытаний его измельчают на терке или механическим измельчителем и помещают в плотно закрывающуюся посуду.
Органолептический метод
Органолептический метод
основывается на использовании информации,
получаемой в результате анализа
ощущений и восприятий с помощью
органов чувств человека - зрения, обоняния,
слуха, осязания, вкуса. При этом методе
не исключается использование
Органолептический метод
прост, всегда используется первым, часто
исключает необходимость
Разновидностью
Дегустационный метод предполагает апробирование пищевых продуктов. Результаты дегустации зависят от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации: нельзя курить, использовать пахучие вещества, в том числе паКРюмерию.
Несмотря на существенные преимущества органолептического метода, он имеет недостаток, выражающийся в его субъективности. Очевидно, что точность и достоверность значений показателей качества, определяемых данным методом, зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей людей, определяющих соответствующие параметры свойств продукции.
Измерительный метод
Измерительный (лабораторный, инструментальный) метод определения численных значений показателей качества основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений (измерительных приборов, реактивов и др.).
Использование технических
средств осуществляется в соответствии
с методикой проведения измерений
и предполагает использование приборов
и реактивов Методика проведения
измерений включает методы измерений;
средства и условия измерений, отбор
проб, алгоритмы выполнения операций
по определению показателей
Измерительным методом определяется
большинство показателей
К недостаткам этого метода следует отнести сложность и длительность некоторых измерений, необходимость специальной подготовки персонала, приобретение сложного, часто дорогостоящего оборудования, а в ряде случаев и необходимость разрушения образцов. Измерительный метод во многих случаях требует изготовления стандартных образцов для испытаний, строгого соблюдения общих и специальных условий испытаний, систематической проверки измерительных средств.
товаров позволит поставить надежный "заслон" фальсифицированной продукции и фальсификаторам
Показатели идентификации
можно подразделить на три группы:
органолептические, анатомо-моКРологические
и физико-химические. Микробиологические
показатели, также как и показатели
безопасности, могут лишь в редких
случаях служить существенными
признаками идентификации пищевых
продуктов.
Все пищевые продукты можно подразделить
на четыре группы.
К первой группе можно отнести продукты,
для ассортиментной идентификации которых
достаточно органолептических показателей.
В эту группу входят продукты без промышленной
переработки (например, свежие плоды и
овощи, зерно, рыба, яйцо и т.п.).
Вторая группа состоит из пищевых продуктов,
для идентификации которых целесообразно
применять анатомо-моКРологические показатели
(кофейные напитки на зерновой основе,
крахмал по виду крахмальных зерен при
идентификации, вид и категория мяса, вид
и семейство рыб, гидробионтов и т.п.).
Третья группа представлена продуктами
глубокой технологической обработки,
для идентификации которых более достоверны
физико-химические показатели (например,
кофеин и отсутствие крахмала для кофе,
содержание калия в соках, нектарах и сокосодержащих
напитках, жирнокислотный состав для сливочного
масла, растительных масел и маргариновой
продукции и др.).
Четвертая группа это прочие продукты,
идентифицируемые с помощью микробиологических
показателей (например, квас по содержанию
дрожжей в отличие от квасных напитков,
их не содержащих, йогурты по содержанию
живых протосимбиотическихбифидобакте
Количественная товароведная оценка, в отличие от приемки продукции по качественным характеристикам, выполняется независимыми специалистами, поэтому она является более достоверной, а ее результаты принимаются и покупателем и поставщиком как окончательные.
Качественная товароведная оценка - это оценка качества продукции экспертами с целью установить ее соответствие требованиям нормативной документации. Такую оценку проводят для определения качественных характеристик продукции в товарной партии во время сдачи-приемки, либо после длительного хранения, либо в том случае, когда в процессе хранения в товаре были обнаружены скрытые технологические дефекты, если истекли сроки предъявления претензий к поставщику товара.
Помимо этого качественная товароведная оценка используется при оценке образцов новой продукции перед тем, как запустить ее в серийное производство.
В толковом словаре термин "идентификация" определяется как "отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо". При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам (базовой модели) из однородной группы, характеризующимся той же совокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах и перечнях.
Идентификация, как правило,
требует многосторонних исследований
как опытными специалистами - товароведами-экспертами,
так и высококвалифицированными
учеными-экспертами. Поскольку результаты
идентификации того или иного
изделия в дальнейшем анализируются
и делаются соответствующие выводы,
то, более точнее, это можно назвать
идентификационной экспертизой. В
информационном письме № 01-15/18416 от 1.09.98
Государственного таможенного комитета
КР "О видах экспертиз, проводимых
таможенными лабораториями, и перечне
типовых вопросов, задаваемых эксперту"
идентификационная экспертиза является
основополагающей, и перечень экспертиз
начинается именно с нее. Это определено
тем, что до тех пор, пока не проведена
идентификационная экспертиза данного
изделия и не установлено, что
представляет собой товар, и к
какой группе он относится, и какой
код по ТН ВЭД он имеет, все остальные
виды экспертиз проводить
Идентификационная экспертиза
товара проводится с целью установления
принадлежности данного изделия
к той или иной однородной товарной
группе или определенному перечню
на основании характерных
Для достижения этой цели могут ставиться следующие задачи:
1. Является ли данное
изделие пищевым продуктом,
2. К какому классу или
группе однородных товаров
3. Установление соответствия
данного изделия качественным
характеристикам и
4. К какому сорту относится данное изделие;
5. Относится ли данное
изделие к перечню запрещенных
к реализации товаров, либо
к товарам, имеющим те или
иные ограничения (
По результатам
Наряду с идентификационной экспертизой товара может проводиться экспертиза на его подлинность.
Экспертиза подлинности товара проводится с целью установления характерных показателей, отличающих натуральный продукт от его подделки. При этом подделка может иметь как более худшие показатели качества, чем натуральный, так и более лучшие.
Для достижения этой цели могут ставиться следующие задачи:
1. Имеет ли данное изделие показатели, характерные для тех или иных видов фальсификации;
2. Насколько соответствует
названное изделие показателям,
3. Соответствует ли маркировка
данного изделия требованиям,
предъявляемым в нормативно-
Таким образом, идентификационная экспертиза и экспертиза подлинности товара преследуют разные цели и для достижения этих целей могут ставиться разные задачи. Поэтому как специалистам, так и потребителям необходимо различать эти два понятия.
Имеется также определение
термина "идентификация" приведенное
в Правилах по проведению сертификации
в Российской Федерации. "Идентификация
продукции - процедура, посредством
которой устанавливают
Информация о работе Сравнительная характеристика шоколадных конфет