Тара и упаковка молока, их роль в процессе продвижения товара к потребителю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование тары и упаковки молочных товаров, их роль в процессе продвижения товара к потребителю.
Для достижения этой цели в исследовательской работе были поставлены и решены следующие задачи:
-- описать типы упаковок молочных товаров, способы открывания и формы крышек;
-- охарактеризовать основные функции упаковки молочных товаров;
-- кратко охарактеризовать Тимашевский молочный комбинат;
-- подробно охарактеризовать упаковку молочных товаров Тимашевского молочного комбината;
-- изучить цветовое решение и дизайн упаковки;
-- выявить достоинства и недостатки разных типов упаковки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ
УПАКОВКИ МОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ
5
1.1 Функции упаковки и требования к ней.
5
1.2 Сущность и типы упаковок
8
1.3 Упаковка из комбинированных материалов.
11
1.4 Способы открывания и формы крышек упаковок
молочной продукции.
14
2 УПАКОВКА КАК ФАКТОР СОХРАННОСТИ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ
ТИМАШЕВСКОГО МОЛОЧНОГО КОМБИНАТА
18
2.1 Общая характеристика «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «Вимм-Билль-Данн».
18
2.2 Цветовое решение и дизайн упаковки.
21
2.3 Анализ предпочтений потребителей в отношении упаковки молока питьевого коровьего.
23
2. 4 Достоинства и недостатки разных типов упаковки молока Тимашевского молочного комбината.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
31
ПРИЛОЖЕНИЯ
32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 403.02 Кб (Скачать файл)

Продукция Тимашевского молочного комбината имеет более длительные сроки хранения, чем у большинства конкурентов. Это достигается за счет высокой культуры производства и современного оборудования с применением технологии ESL (исключение контакта продукта с окружающей средой с момента поступления молока на комбинат до фасовки уже готового продукта).

 

 

2.2 Цветовое решение и дизайн упаковки.

 

В процессе производства упаковки для товаров учитывается множество  свойств данной продукции. Главное  правильно выбрать цветовое оформление, шрифт и его начертание. Именно эти факты и оказывают самую  значимую роль на конечный выбор и  интерес покупателя к продукции. Дизайн упаковки продукции Тимашевского молочного комбината, а точнее его разработка начиналась с того, что тщательно продумывалось строение каждого элемента, его цветовое решение, размеры и оттенки.

Особое значение уделяется  работе с цветовым оформлением упаковки, так как учеными доказано, что  именно цвет позволяет оказывать  значительное влияние на восприятие человека различных факторов и других нюансов. Так, например, можно выделить основные составляющие цвета, которые  использует Тимашевский молочный комбинат и то, что каждый из них обозначает:

1) Красный цвет - любовь  и страсть;

2) Оранжевый цвет - правда, чистота;

3) Желтый цвет - радость  и общение;

4) Зеленый цвет - отдых,  спокойствие;

5) Синий цвет - желания  и интуиция;

6) Белый цвет - свет и  чистота.

Упаковка молока Тимашевского молочного комбината

Торговая марка "Кубанская  буренка" появилась в 1990 году и  с тех пор образ «кормилицы-буренки» не сходил с упаковки молочной линейки. Она украшала пакеты с молоком, сливками, кефиром, ряженкой, маслом и творогом.

За 17 лет дизайн серии  практически не менялся. Было принято  решение внести свежесть в дизайн, придать упаковке более яркий, современный  вид. Вместе с иллюстрацией, сохранив привычные начертания, обновился логотип марки (Приложение А). Всего в линейку "Кубанская буренка" включено 24 типа продукции, каждое их которых представлено в едином концепте с цветовым кодированием (в зависимости от жирности и типа продукта):

6 % жирности – красный;

3,5 % жирности – оранжевый;

2,5 % жирности – синий;

1,5 % жирности – голубой;

0, 5 % жирности – зеленый. 

Упаковка продукции Тимашевского молочного комбината обладает отличной «читаемостью». Тональная композиция состоит из светлого тона, крупного и яркого названия продукта, которое расположено по вертикали, что придает продукту ощущение стабильности и уверенности, надежности и солидности.

Упаковка каждого вида продукции Тимашевского молочного комбината имеет свой цвет: это очень важно для покупателей, которые плохо видят; им не приходится сильно напрягаться, чтобы найти нужный им товар.

Из этого можно сделать  вывод о том, что используемые цвета крепко связывают между  собой имидж и фирменный стиль  комбината, что позволяет достичь  большого успеха на определенном рынке. В этом и заключается профессионализм  дизайнера, который создает дизайн упаковки - привлечь и удерживать внимание покупателей на упаковке товара. Это  не дает определенных гарантийных качеств, однако позволяет осуществлять многократные покупки. Такая упаковка товара не только привлекает пользователей, но и заставлять их приобрести данный товар снова  и снова[9].

 

 

 

 

 

2.3 Анализ предпочтений потребителей в отношении упаковки молока питьевого коровьего.

 

Анкетирование является одним из наиболее информативных способов опроса. Это удобный и относительно не дорогой способ исследования. Целью анкетирования является выяснить, что является наиболее важным при выборе молочной продукции для потребителя, как часто они покупают и употребляют молочную продукцию, и что влияет на их выбор. Для того чтобы результаты исследования были полными и имели большую достоверность необходимо составить анкету и провести анкетирование. В анкетировании приняло участие пятьдесят респондентов.

По половому составу в анкетировании приняли участие равное количество женщин и мужчин в возрасте от двадцати до шестидесяти лет.

Большинство - 74% от числа опрошенных покупают молоко не реже одного раза в неделю, при этом 33% покупают молоко 2-3 раза в неделю, 21% - каждый день, а 20% - один раз в неделю (рис. 12).

 

Рисунок 12 – Частота приобретения молока.

 

 Средняя частота покупки  составляет один раз в 7,6 дней.

 Согласно результатам  проведенного опроса, 65% респондентов  скорее купят пастеризованное  молоко, а 20% предпочтут стерилизованное.  По мнению 64% опрошенных, наиболее предпочитаемая цена пастеризованного молока – от 20 до 30 рублей за литр (рис. 13).

 

Рисунок 13 - Предпочтения потребителей по стоимости молока, % от числа опрошенных

 

Наиболее популярной упаковкой  для молока среди опрошенных мною является полиэтиленовый пакет – его предпочитают 44% опрошенных. Коробка тетра-пак находится на втором месте – при покупке ее выберут 35% респондентов. Сравнение покупательских предпочтений в отношении упаковки молока на рисунке 14.

 

Рисунок 14 - Сравнение предпочтений покупателей молока по упаковке (% от числа опрошенных потребителей)

 

 

 Наиболее предпочитаемым ростовскими потребителями объемом упаковки является 1 литр (92% - процент от числа опрошенных). Представленность этого типа упаковки в торговой сети составляет 94%. Соответственно большинство покупателей - 72% - приобретают за один раз 1 литр молока, а 15% - 2 литра.

Большинство опрошенных - 18% - предпочли бы молоко в упаковке синего цвета, а 14 % опрошенных – в упаковках зеленого или оранжевого цвета, 12% -- в упаковке бордового цвета,  5 % -- в упаковке фиолетового цвета. 1 % -- в упаковке желтого, голубого или красного цветов ( Рис 15).

 

Рисунок 15 – Предпочтения потребителей в отношении цветового оформления молочной продукции.

 

В настоящее время большое  значения уделяется удобству использования  упаковки. Огромное значение приобретает  способ открывания продукции. Предпочтения опрошенных относительно способа открывания молочной продукции представлены на рисунке 16.

 

Рисунок 16 – Предпочтения покупателей в отношении способа  открывания упаковки молока.

 

По данным маркетингового исследования проводимого агентством "Альянс Мажор" наиболее широко представленной в розничной сети маркой стерилизованного молока является "Кубанская Буренка" (ОАО "Молочный комбинат", г. Тимашевск, Краснодарский край), дистрибьюция которой составляет 66%. Молоко, выпускаемое под этой маркой имеет 6 степеней жирности - от 0,5 до 6% - с достаточно равномерной дистрибьюцией четырех из них: 1,5%, 2,5%, 3,5% и 6%. 99% ассортимента этой марки находится в ценовой категории от 30 до 35 рублей и дороже.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 4 Достоинства и недостатки разных типов упаковки молока.

 

Таблица 4 – Достоинства  и недостатки разных типов упаковок

Тип упаковки

Достоинства

Недостатки

Тетра Рекарт перфорация

Упаковка легко открывается. Для вскрытия упаковки не требуется  никаких приспособлений и инструментов. Все что необходимо – отогнуть верхние углы пакета, таким образом, расправив его, и надорвать по линии перфорации

После вскрытия упаковку больше невозможно закрыть

Полимерная бутылка с  пластиковой крышкой

Упаковка имеет мягкие округлые формы, но вместе с тем сохраняет  классическую элегантность. Она приятна  внешне и удобна для использования, являясь в то же время эффективной  упаковкой

При некачественном     производстве упаковки крышка после первого открывания затем плохо закрывается

Тетра Рекап парфорация с крышкой Рекап

Упаковка легко открывается  и закрывается. Экономична.

Крышка крепится к корпусу пакета и, при не сплошном проклеивании, протекает, если пакет находится в невертикальном положении

Тетра Пак с крышкой  Флексипак

Простота в использовании, экономичность

Крышка Флексикап предполагает, что однажды открытая упаковка уже не может быть надежно закрыта. Это крайне неудобно, особенно при

Продолжение Таблицы 4

   
   

активном образе жизни или же при объеме упаковки более 500 мл

Тетра пак с крышкой  Твисткап Стандарт

Простота в использовании  и в то же время защищенность продукта. Крышка комплектуется защитным ободом, отсоединяющимся со щелчком при  первом вскрытии

Упаковка не имеет внутренней мембраны, которая защищает продукт  от кислорода и проникновения  бактерий

Полиэтиленовый лежачий  пакет

Экономичность

Пакет не имеет дополнительных слоев защиты (например, алюминия) от неблагоприятных факторов (УФ-излучение, кислород). в результате продукт быстрее портится, чем при хранении в других видах упаковки. Кроме того, многие такие пакеты имеют очень непрочные сварные швы, из-за чего часто протекают или лопаются по шву

Пакет Тетра Фино Асептик

Намного более прочные сварные швы по сравнению с обычным ПЭ пакетом, а также имеется дополнительный слой алюминия, препятствующий УФ-излучению и проникновению кислорода

«Одноразовое» открывание, и для открывания пакета требуется дополнительно режущий инструмент.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня на прилавках магазинов  каждый день появляются новые товары. При этом часто товары практически  не отличаются друг от друга по содержанию и по качеству. В этой ситуации упаковка приобретает первостепенное значение в борьбе за покупателя. Более того, упаковка и этикетка становятся мощным средством продвижения товара на современном рынке.

Оформление упаковки должно гармонически сочетаться с товаром. Удачно подобранные цвета могут  не только украсить упаковку, но и раскрыть ее содержимое, подчеркнуть какие-либо свойства товара. С общим стилем оформления должен сочетаться также  и шрифт, соответствующий содержанию текста и размерам упаковки.

Добротная упаковка, оформленная  с большим художественным вкусом, является для покупателя символом высокого качества изделия или продукта, характеризует  культуру производства и тем самым  выступает рекламой не только товара, но и предприятия, выпустившего его.

Важнейшей функцией упаковки все же является сохранение товаров  при неблагоприятных внешних  воздействиях за счет собственной сохраняемости, безопасность для упакованных товаров, а также совместимость упаковки и товаров, так как в этом заключается функциональное назначение упаковки.

Упаковка является важным атрибутом конкурентоспособности  товара. Конкурентоспособность любой  продукции может быть определена только в результате его сравнения  с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Если конкурентоспособность продукции  высока, необходимо обеспечить достаточно массовый ее выпуск и поставку на рынок, чтобы полностью удовлетворить  и все увеличивающийся спрос.

Упаковка продукции Тимашевского молочного комбината не только отлично выполняет важнейшую функцию - сохранение товаров при неблагоприятных внешних воздействиях за счет собственной сохраняемости, безопасности для упакованных товаров, а также совместимости упаковки и товаров, в чем заключается функциональное назначение упаковки, но и является конкурентоспособной, так как не вызывает негатива в своем цветовом решении; информация на упаковке для покупателей доступна.

Производитель  привлекает внимание потребителя, заинтересовав его необычным дизайном упаковки, потому что хорошо сделанная упаковка – один из основных способов завоевать доверие покупателей и повысить свою конкурентоспособность на рынке кисломолочной продукции.

Что касается ассортимента Тимашевского молочного комбината, то он постоянно растет, появляются новые виды продукции, производитель постоянно совершенствует упаковку своего товара.  Производится продукция в различных объемах, упаковках и ценовых категориях, что позволяет охватывать большее число покупателей.

Предложения Тимашевскому молочному комбинату:

наносить  информацию на упаковку в соответствии с требованиями «Технического регламента на молоко и молочную продукцию»;

обращать особое внимание на особенности самой упаковки: из чего и как она сделана, какого типа крышка поставлена на упаковке, надежность сварных швов, а также указание на самого производителя данной упаковки;

изыскать возможности  изготовления экологически чистой упаковки, т.к. если упаковка не отправлена на специализированные предприятия, а просто выброшена, она долгие годы может загрязнять окружающую среду (почву, воду).

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. ГОСТ 28283-98 . Молоко коровье. Метод органолеплической оценки запаха и вкуса. – М.: Стандартинформ, 2007.
    2. Технический регламент на молоко и молочную продукцию. –М.: ИНФРА-М, 2008.-145 с.
    3. Технический регламент ТС «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011г. № 769)
    4. Дашков Л.П., Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008. - 508 с.
    5. Современное оборудование для упаковки пищевых продуктов: справочник. (Ю.В. Бурляй) – М.: пищевая промышленность, 1996.
    6. Хайн Т. Все об упаковке: эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков. – СПб.: Азбука – Терра. 1997.
    7. Производство упакованных молочных продуктов. - //Пищевая промышленность.- 2007. - № 3. – с.76
    8. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: учебник/ под ред. проф.Л.Г. Елисеевой. - М.: МЦФЭР, 2009. - 800с.
    9. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2006. - 448с.
    10. www.agrokuban.ru «Тимашеский молочный комбинат»
    11. http://www.allianc.ru/analytics/milk.html

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Цветовое решение и  дизайн упаковки под торговой маркой «Кубанская буренка»

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Ассортимент выпускаемой  на Тимашевском молочном комбинате продукции

Информация о работе Тара и упаковка молока, их роль в процессе продвижения товара к потребителю