Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 09:31, курсовая работа
Целью данной работы является определение потенциальных путей, а также мероприятий, направленных на совершенствование регулирования товарных запасов, которые позволят предприятиям общественного питания не только обеспечить свою финансовую устойчивость, но и создать предпосылки для их дальнейшего развития.
Товарно-материальные запасы - это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения с целью обеспечения торгово-производственного процесса в сфере ресторанного хозяйства. Источниками формирования товарно-материальных запасов ресторана являются прибыль, кредиторская задолженность, кредиты и займы.
Так, сегодня обеспеченность собственными товарными запасами составляет: в розничной торговле - 4%, в оптовой - 7%, в общественном питании - 1%. Для сравнения: в советской торговле низким уровнем обеспечения собственными оборотными средствами считали и 30-40%. В сложившихся условиях торговля вынуждена или брать почти 100-процентный кредит по спецссудному счету, загоняя себя в еще большие убытки, или торговать залежалым товаром, который поставщики готовы отдать без предоплаты. Поэтому трудно сказать, когда и как собирается выводить Совмин отечественную торговлю на пристойный уровень экономических результатов. [6]
Обеспеченность субъектов хозяйствования собственными оборотными средствами снизилась. В целом по республике на 1.01.2003г. они составили 5,1% от оборотных средств. Резкое падение за два последних года произошло в сельском хозяйстве - с 27,2 до 1,4% при нормативе 30%. В промышленности этот показатель составляет 3,1% (норматив 30%), торговле и общественном питании - 0,9% (норматив 10%). Критическая ситуация сложилась в связи, материально-техническом снабжении и сбыте, где собственных оборотных средств не осталось. [6]
На начало 2003г. в республике у 2584 предприятий и организаций (22%) собственные оборотные средства были ниже норматива. Не имели их вообще 40,9% предприятий, в т.ч. в промышленности - 1077 (44,5%), сельском хозяйстве - 1373 (53,8%), на транспорте - 210 (30,7%), в связи - 128 (74,9%), строительстве - 450 (28%), торговле и общественном питании - 868 (43%), материально-техническом снабжении и сбыте - 125 (26,2%), ЖКХ - 171 (29,9%). [6]
Формирование же оборотных фондов является объективной предпосылкой для начала предпринимательской деятельности. Результаты этой деятельности — производство и реализация пищевой продукции в индустрии питания. В сфере обращения — это товар, стоимость которого выявляется при продаже. Реализация товара должна быть прибыльной.
Управление оборотными активами позволяет оценить их динамику, принять необходимые решения об их изменении. Оборотные активы являются наиболее мобильной частью имущества предприятия и в решающей мере определяют его платежеспособность и кредитоспособность.
Оборотные средства, участвуя в процессе производства и обращения, призваны обеспечить непрерывность воспроизводственного цикла на предприятии питания. Предприятие питания может испытывать потребность в увеличении или уменьшении оборотных средств. Потребность в увеличении может возникнуть по следующим причинам; расширение объемов продаж (деятельности); рост цен на используемые энергоносители, услуги других предприятий; нарушение платежной дисциплины покупателей.
Необходимо обоснованное определение потребности предприятия в товарно-материальных запасах. Это означает расчет минимального размера товарных запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Особенно актуальными для предприятий торговли и сферы питания является исследование оборачиваемости оборотных средств и поиск путей ускорения их оборачиваемости. Недостаток оборотных средств приводит к снижению объема реализации и прибыли, а излишек оборотных средств - приводит к замедлению оборачиваемости, т.к. избыточная часть оборотных средств не участвует в кругообороте. При замедлении оборачиваемости нарушается баланс между текущими денежными поступлениями и необходимыми платежами, подвергается риску платежеспособность предприятия, растет его кредиторская задолженность.
Целью данной работы является определение потенциальных путей, а также мероприятий, направленных на совершенствование регулирования товарных запасов, которые позволят предприятиям общественного питания не только обеспечить свою финансовую устойчивость, но и создать предпосылки для их дальнейшего развития.
При написании данной работы в основном использовалась литература по предмету «Экономика торговли», «Статистика торговли».
1. СУЩНОСТЬ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ
ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
Товарно-материальных средств (оборотных средств) - это совокупность материальных, которые находятся в постоянном кругообороте организации (предприятия), меняют свою материальную форму в постоянном течение одного цикла и в полном объеме переносят свою стоимость на оказываемые услуги.
Под циклом кругооборота оборотных активов предприятия принято понимать процесс смены их материально-вещественной формы, который систематически повторяется. Кругооборот оборотных средств обусловлен сменой материально-вещественной формы активов в процессе обслуживания потребностей ресторанного хозяйства по оказанию услуг. Основная задача функционирования оборотных средств заключается в обеспечении высоких темпов развития ресторанного хозяйства при оптимальных запасах товарно-материальных ценностей и вложенных в них денежных средств.
Каждое предприятие - часть народно-хозяйственного комплекса, в котором процесс кругооборота средств составляет единое целое, поэтому замедление кругооборота средств на предприятии приводит к нарушению системы расчетов с поставщиками, покупателями и банком не только этого предприятия, но и тех предприятий, которые экономически связаны с ним.
Оборотные фонды, в отличие от основных, непосредственно участвуют в обороте и выбывают их оборота по мере реализации услуг и товаров (за исключением предметов материально-технического оснащения). Стоимость оборотных фондов возмещается, как правило, в течение одного оборота, но всегда в течение более короткого времени по сравнению с временем оборота основных фондов. Так, стоимость запасов полностью переносится в стоимость продукции в течение одного оборота. Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов по цене приобретения в пределах одной минимальной зарплаты за единицу переносится через издержки в стоимость услуг и товаров сразу же при передаче их в эксплуатацию. По остальным предметам материально-технического оснащения половина их стоимости переносится в стоимость услуг и продукции при передаче их в эксплуатацию, остальная часть - по мере их выбытия из-за непригодности.
Одной из функций ресторана является производство собственной продукции. Следовательно, особенностью кругооборота оборотных средств ресторанного хозяйства является то, что здесь имеется совокупность операций, связанных с производством продукции собственного производства и реализацией этой продукции, покупных товаров и организацией истребления пищевой продукции.
Оборотные средства классифицируются по различным признакам:
• по видам оборотных средств;
• зависимости от двух сфер кругооборота средств;
• учетом особенностей планирования;
• источникам формирования;
• степени ликвидности.
Оборотные средства используются для закупки сырья, товаров, материалов, приобретения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материалом для хозяйственных нужд, они представлены также денежной наличностью в кассе, на расчетном счете и других счетах в банке и ценными бумагами. Исходя из их состава, можно выделить следующие группы следующих средств (активов): денежные средства; дебиторскую задолженность; товарно-материальный ценности.
В зависимости от обслуживания двух сфер кругооборота средств различают оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Оборотные производственные фонды включают производственные запасы, полуфабрикаты, незавершенное производство, расходы будущих периодов, малоценные и быстроизнашивающийся инвентарь, инструменты.
Для
обеспечения непрерывности
В практике учета и планирования оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
К
нормируемые оборотным
К
ненормируемым оборотным
По источникам образования оборотные средства подразделяются на собственные, приравненные к ним (привлеченные) и заемные.
Собственные оборотные средства участвуют в кругообороте только того предприятия, за которым они закреплены, в то время как заемные средства могут участвовать в кругообороте многих предприятий в зависимости от их потребностей. Собственные оборотные средства выделяются для создания производственных запасов, расходов будущих периодов. Они постоянно закреплены за предприятием в их уставном фонде; предприятия имеют право самостоятельно их размещать, планировать, использовать.
Уменьшение
потребности в собственных
Заемные оборотные средства образуются за счет кредитов, получаемых предприятием. Они выделяются на определенный срок, после возвращаются банку; имеют строго целевое направление, т.е. используются для оплаты тех товаров и затрат, на которые была выдана ссуда. Кредит может быть получен для расчетов с поставщиками, а также для других временных нужд.
По степени ликвидности, т.е. по возможности обращения в денежные средства, оборотные активы можно подразделить на наиболее ликвидные, быстро ликвидные и имеющие низкую ликвидность. К наиболее ликвидным можно отнести денежные средства на счетах в банковских учреждениях и кассе предприятия, краткосрочные финансовые вложения. К быстро реализуемым оборотным активам относят дебиторскую задолженность. К медленно реализуемым – товарно-материальные ценности, в том числе производственные, товарные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
В общем объеме всех финансовых ресурсов ресторанов (35-70%) составляют оборотные средства.
Соотношение между отдельными видами, группами оборотных средств в общей стоимости выраженное в процентах, образует структуру оборотных средств ресторанного хозяйства.
Величина оборотных средств, их состав и структура зависит от многих факторов.
Все факторы можно разделить на внешние, оказывающие влияние независимо от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.
К внешним факторам относится;
1. Общеэкономическая ситуация в республике;
2. Рыночная конъюнктура;
3. Инфляция;
4.
Система государственного
5.
Налоговое законодательство, чем
больше налоговая нагрузка, тем
меньше прибыли остается в
распоряжении предприятия, а