Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление наиболее предпочитаемых среди потребителей питьевых сливок.
Задачи данной курсовой работы:
1)Изучение характеристик питьевых сливок;
2)Изучение нормативно-технической документации и необходимой литературы;
3)Анализ рынка сбыта сливок Российской Федерации;
4)Проведение органолептического анализа образцов питьевых сливок.
Введение……………………………………………………………….………..3
1. Сливки как продукт питания
1.1. Характеристика сливок……………………...……………...................4
1.2. Технология производства сливок………………………………….....5
1.3. Химический состав и пищевая ценность………….............................6
1.4. Ассортимент сливок……………….……………………………..…....8
1.5. Обзор российского рынка молочной продукции……………………..11
2. Анализ нормативно-технической базы по питьевым сливкам………17
3. Экспертиза качества питьевых сливок………………………….……...20
Заключение………………………………………………………………....…..26
Список использованной литературы……………………………………….28
Чем выше жирность
сливок, тем ниже давление, применяемое
при гомогенизации, при пастеризации
сливок жировые шарики прогреваются
медленнее плазмы и могут оказывать защитное
воздействие на микроорганизмы, поэтому
с увеличением массовой доли жира в сливках
избираются более высокие температуры
пастеризации.
Для сливок 8%-ной
и 10% ной жирности - 78 и 80°С, 20%-ной
и 35%-ной - 85 - 87 °С с выдержкой 15-30. Сливки
фасуют в бутылки, пакеты и полимерную
тару по 0,25 и 0,5 л. Срок реализации не более
24 ч при температуре 3-6°С.
Стерилизованные
сливки. Они должны иметь чистый
вкус и запах, с выраженным привкусом
пастеризации, однородную консистенцию
и равномерный белый цвет с кремовым оттенком.
Массовая доля жира в них должна быть не
менее 10%, кислотность не выше 19°Т, температура
при выпуске с предприятия не выше 20 °С.
Для повышения термостойкости сливок
в них вводят соли-стабилизаторы (трехзамещенный
лимоннокислый или двухзамещенный фосфорнокислый
натрий Nа3С6Н5О7٠5Н2О; Nа2НРO4٠12Н2O) в количестве
0,01-0,1%.
Доза внесения
солей устанавливается по результатам
алкогольной пробы.
Технологический
процесс выработки
Срок реализации
сливок 30 дней с момента выработки
при температуре 15-20 °С.
Взбитые сливки. Массовая доля жира во взбитых сливках не менее 27,5%, наполнители: ванилин, шоколад и плодово-ягодные сиропы.
Взбитые сливки
в зарубежных странах пользуются
большим спросом, и их ассортимент
значительно расширен. Сливки вырабатывают
с массовой долей жира 10, 28, 35% и
др., с добавками сахарозы, лактозы,
меда, молочных белков, в том числе сублимированных
сывороточных, обезжиренного творога,
различных заквасок, вкусовых и ароматических
добавок, специй, фруктов, стабилизаторов
(смесь микрокристаллической целлюлозы
и щелочной карбоксиметилцеллюлозы и
многие другие), красящих веществ. При
использовании обезжиренного творога
его в смесителе смешивают с взбитыми
сливками.
Сливки при
холодном сепарировании получают большей
взбитостью и стабильной консистенцией
по сравнению со сливками из подогретого
молока. Сливки пастеризуют или стерилизуют
соответственно при температурах 85-96 и
140-150 °С.
Стерилизованные
сливки при УВТ взбиваются труднее,
поэтому целесообразно в них
добавлять стабилизаторы.
Для взбивания
охлажденных сливок применяют ручные
взбивалки и взбивальные машины. Вручную
сливки взбивают в течение 83-157 с. Машина
в виде круглого резервуара с мешалкой
из двух плоских пластин, расположенных
под прямым углом одна к другой, взбивает
сливки повышенной жирности за 8-10 с, средней
жирности - за 15-20 с. Взбитость сливок достигается
в первом случае 88%, во втором - 99%. Взбивание
и фасование стерилизованных сливок проводится
в асептических условиях. Сокращение продолжительности
взбивания и увеличение взбитости достигается
при добавлении к сливкам сывороточного
пермеата, лактозы и сахарозы. Взбитые
сливки фасуют в полиэтиленовые бутылки,
ароматизированные - в аэрозольную упаковку.[27]
1.5. Обзор российского
рынка молочной продукции
В настоящее время потребление молока и молочных продуктов растет умеренными темпами. Этому способствует в основном рост доходов российских граждан, постепенно приводящий к повышению потребления белковой пищи, а также к тому, что потребители все больше отдают предпочтение продуктам с высокой «добавленной стоимостью». По результатам исследования, проведенного агентством DISCOVERY Research Group, потребление молока на душу населения в 2006 году составило 250 кг, а в 2007 году, по предварительным оценкам - до 270 кг на человека при рациональной норме 392 кг. Общее потребление упакованных молочных продуктов в Российской Федерации в 2006 году составило 10,1 млрд. литров.
Основной оборот в группе молочных продуктов по-прежнему определяют традиционные продукты: молоко, сыр, сметана и другие. Рынок растет в основном в сегменте короткоживущей молочной продукции, особенно хорошие показатели фиксируются в десертной и питьевой группах. Однако набирает обороты и сегмент инновационных продуктов, которые на фоне стагнации традиционного сегмента обеспечивают стабильный рост всей категории[31].
По данным Молочного
союза России, рынок молочной продукции
ежегодно растет на 4-5%. Сегодня в
молочной промышленности складывается
довольно сложная для отечественных
производителей молока ситуация. В 2005
году наблюдалось падение
Основной фактор,
сдерживающий развитие производства молока
и молочных продуктов – состояние
российского животноводства. В последние
годы происходит постоянное сокращение
крупного рогатого скота [21]
Однако, по данным Росстата, в январе-марте 2007 года молокоперерабатывающими предприятиями выработано больше, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, молочной продукции, за исключением молочных консервов. Особенно существенно выросло производство масла и сыра.
На данный момент в России работает около 2 тыс. производителей молочной продукции. Однако 3% крупных предприятий охватывают более 50% молочного рынка России: это три мировых гиганта «Вимм-Билль-Данн», Unimilk и Danone. Одним из ключевых элементов корпоративной стратегии развития крупных компаний является скупка региональных производителей молока. Так, ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (Москва), компания, имеющая в своем активе более 1100 видов продукции, продолжает развиваться и расширять ареал своего влияния. В ноябре 2006 года она приобрела 93,73% акций ОАО «Очаковский молочный завод» (Москва). Эта покупка позволила «Вимм-Билль-Данну», уже владеющему тремя крупными заводами в Москве, занять более половины молочного рынка
По оценкам экспертов Российского союза предприятий молочной отрасли, российский молочный рынок еще слабо освоен крупными западными производителями: из двадцати мировых лидеров в нашей стране представлены только три (Danone, Parmalat и Campina), при этом объемы их производства в России сравнительно небольшие (рисунок 3).
Таким образом,
российский рынок имеет еще очень
большой потенциал для
В течение нескольких
последних лет ресурсы
По данным Росстата,
в I квартале 2007 года импорт молока и сливочного
масла снизился, а сыра - продолжал увеличиваться.
В то же время объемы экспорта молочных
продуктов были незначительны. В пересчете
на молоко, доля импорта в формировании
ресурсов молока и молокопродуктов в I
квартале 2007 года, по данным Росстата,
составила 16,1% против 15,2% в соответствующем
периоде прошлого года. Основными товарными
группами, формирующими импорт молочной
продукции в России, являются молоко и
сливки сгущенные, масло сливочное, сыр
(рисунок 1).
Рисунок
1. Импорт основных видов молочной продукции
в 1 квартале 2006 – 2007 года, тыс. тонн
Основными импортерами сливочного масла в Россию являются Новая Зеландия (29% от общих объемов импорта), Польша (13,4%), Финляндия (10,3%). Основные импортеры сыра – Германия (21%) и Литва (11%).
Объемы экспорта
молочной продукции остаются незначительными.
Их удельный вес в ресурсах молока
и молокопродуктов в настоящее
время не превышает 2%. В начале 2007
года по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года вырос экспорт масла сливочного
и сыра, в то время как экспорт молока и
сливок сгущенных уменьшился (рисунок
2).
Рисунок
2. Экспорт основных видов молочной
продукции в 1 квартале 2006 – 2007 года,
тыс. тонн [30].
Рисунок
3. Известность торговых марок основных
производителей в октябре 2006 года
Таким образом, по результатам исследования компании «Решение», компания «Вимм-Билль-Данн» на рынке молочной продукции является фактически монополистом, владея самыми известными и популярными марками молочной продукции[29].
Сделаем выводы по итогам обзора:
§ В настоящее время в России зафиксирован рост потребления молока и молочных продуктов, чему способствует рост благосостояния российских граждан. Кроме этого, у рынка имеется потенциал дальнейшего развития: показатель потребления молока на душу населения в Росси еще очень далек от рекомендованной диетологами рациональный нормы.
§ Наибольшим спросом в группе молочных продуктов по-прежнему пользуются традиционные продукты: молоко, сыр, сметана и другие. Рынок растет в основном в сегменте короткоживущей молочной продукции, однако набирает обороты и сегмент инновационных продуктов.
§ Основной фактор, сдерживающий развитие производства молока и молочных продуктов в России – сложная ситуация в российском животноводстве: постоянное сокращение крупного рогатого скота в течение последних нескольких лет.
§ Несмотря на то, что количество игроков молочной отрасли в России достигает 2 тыс., более 50% рынка занимают 3 крупных предприятия. Одним из ключевых элементов развития этих компаний является скупка региональных производителей молока. В данной ситуации важнейшими задачами более мелких игроков становится создание и развитие собственных торговых марок, расширение географии сбыта и продвижение товара в розничных торговых сетях.
§ Об этом же говорит факт популярности у покупателей продукции этих производителей: на московском рынке молочной продукции компания «Вимм-Билль-Данн» является фактически монополистом, владея самыми известными и популярными марками молочной продукции.
§ Несмотря на разнообразие марок и категорий продукции, в настоящее время существует необходимость в планомерной работе с потребителем, направленной на информирование потребителя о качестве и свойствах молочной продукции его влияния на здоровье, а также на увеличение потребительского спроса на молоко и молочную продукцию[28].
2. Анализ нормативно-технической
базы по питьевым сливкам.
В этой части курсовой работы производится системный анализ всей нормативно-технической базы по питьевым сливкам.
ГОСТ Р 52091-2003 «Сливки питьевые. Технические условия». На основе этого документа рассмотрены общие технические требования, маркировка, правила приемки, требования к сырью, транспортировка и хранение питьевых сливок. Этот стандарт распространяется на упакованные в потребительскую тару после термообработки или термообработанные в потребительской таре питьевые сливки, изготавливаемые из коровьего молока.
Правила приемки, методы отбора проб и подготовка проб к анализу изложены в ГОСТ 13928-84 «Молоко и сливки заготовляемые»
Для продукта, взятого для органолептической оценки показателей, сливок пастеризованных, метод определения пастеризации описан в стандарте ГОСТ 3623-73 «Молоко и молочные продукты. Методы определения пастеризации».
Методы определения плотности - ареометрический, пикнометрический - и их суть описаны в ГОСТ 3625-84 «Молоко и молочные продукты. Методы определения плотности».
Для проведения
микробиологического анализа
Кроме определения
плотности к физико-химическим показателям
относится жир, кислотность, сахароза
и глюкоза, лактоза и галактоза, массовая
доля общего азота, массовой доли белка,
определения влаги и сухого вещества.
Эти показатели определяются на основе
следующих нормативно- технических документов:
Информация о работе Товароведение и экспертиза питьевых сливок