Товароведение и экспертиза потребительских товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:27, реферат

Краткое описание

Товароведение (от слов "товар" и "ведать") - научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизацию, факторы, формирующие качество товаров, и условия сохранения качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру.
Объектом товароведения является товар - продукт труда, произведенный для купли-продажи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1 9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 9
ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 9
ТОВАРОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 9
классификация и кодирование товаров 12
ассортимент товаров 16
требования, предъявляемые к товарам 17
потребительские свойства товаров 19
факторы, формирующие потребительские свойства товаров 23
влияние химического состава и строения сырья и материалов на формирование потребительских свойств товаров 24
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 24
вода 25
минеральные вещества 27
углеводы 30
липиды 33
азотсодержащие вещества 35
витамины 39
ферменты 41
органические кислоты 43
химический состав непродовольственных товаров 45
строение сырья и материалов 47
молекулярное строение исходных веществ 47
особенности структуры полимеров 49
дефекты структуры высокомолекулярных соединений 53
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОХРАНЕНИЕ СВОЙСТВ ТОВАРОВ 54
физико-химические факторы 54
механические факторы 57
биологические факторы 57
консервирование пищевых продуктов 58
физические методы 58
физико-химические методы 61
химические методы 63
биохимические методы 64
комбинированные методы 65
ТАРА И УПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 66
функции тары и упаковки 66
требования к таре и упаковке 67
классификация тары и упаковки 68
информация о товаре 72
перспективы развития производства тары и упаковки 72
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ 76
контроль качества товаров на производстве 76
контроль качества в торговле 78
экспертиза товаров 78
Глава 2 85
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ 85
ЗЕРНО 85
семейство злаковых 86
семейство гречишных 89
семейство бобовых 89
экспертиза качества зерна 90
КРУПА 93
производство крупы 93
ассортимент и пищевая ценность крупы 95
экспертиза качества крупы 99
хранение крупы 100
МУКА 101
производство муки 101
ассортимент муки 103
экспертиза качества муки 104
хранение муки 105
хлеб и хлебобулочные изделия 106
пищевая ценность хлеба 106
химический состав хлеба 107
формирование качества хлеба в процессе производства 108
классификация и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий 112
ассортимент хлеба из пшеничной муки 113
ассортимент булочных изделий 114
экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий 116
хранение хлеба и хлебобулочных изделий 118
БАРАНОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 120
особенности производства бараночных изделий 120
ассортимент бараночных изделий 121
экспертиза качества бараночных изделий 122
СУХАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 122
экспертиза качества сухарных изделий 123
хранение бараночных и сухарных изделий 124
макаронные изделия 125
производство макаронных изделий 125
классификация и ассортимент макаронных изделий 126
экспертиза качества макаронных изделий 128
хранение макаронных изделий 129
Глава3 154
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ПЛОДЫ И ОВОЩИ 154
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ПЛОДЫ 154
свежие плоды 154
семечковые плоды 155
косточковые плоды 156
ягоды 158
субтропические плоды 161
тропические плоды 163
орехоплодные 165
экспертиза качества свежих плодов 166
хранение свежих плодов 172
режимы хранения цитрусовых 173
переработанные плоды 174
экспертиза качества переработанных плодов 175
хранение переработанных плодов 177
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ОВОЩИ 177
свежие овощи 177
клубнеплоды 178
корнеплоды 179
химический состав корнеплодов 180
луковые овощи 181
химический состав луковых овощей 181
капустные овощи 182
химический состав капустных овощей 183
салатно-шпинатные овощи 184
пряные овощи 184
десертные овощи 185
тыквенные овощи 186
химический состав тыквенных овощей 187
томатные овощи 187
химический состав томатных овощей 188
томатные овощи 188
химический состав томатных овощей 189
бобовые и зерновые овощи 189
химический состав овощей бобовых и зерновых 189
экспертиза качества свежих овощей 190
хранение свежих овощей 192
переработанные овощи 193
экспертиза качества переработанных овощей 196
хранение переработанных овощей 197
грибы 198
химический состав грибов 199
Глава 4 200
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ 200
пряности 201
приправы 202
номера помолов пищевой поваренной соли 204
органолептические показатели пищевой поваренной соли 205
физико-химические показатели пищевой поваренной соли 205
чай 208
показатели безопасности вкусовых товаров 208
кофе 214
безалкогольные напитки 217
негазированные безалкогольные напитки 217
газированные безалкогольные напитки 220
квас и напитки из хлебного сырья 223
сухие напитки (порошкообразные) 224
слабоалкогольные напитки 225
алкогольные напитки 229
этиловый спирт 229
водка 230
ликеро-водочные изделия 231

Вложенные файлы: 1 файл

192304.docx

— 4.00 Мб (Скачать файл)

ТРЕБОВАНИЯ К ТАРЕ И УПАКОВКЕ

 

При выборе оптимальной упаковки для любого продукта и изделия должны учитываться многие факторы. К ним относятся: физические и биологические свойства товаров, назначение, воздействие на продукт факторов окружающей среды и, наоборот, возможности оптовой и розничной торговли и др. Все эти факторы отражаются в требованиях к таре и упаковке, которые можно объединить в следующие группы: требования безопасности; требования маркетинга; требования торговли.

Требования безопасности для потребителя - это основные требования к таре и упаковке, находящимся в контакте с продуктом. Современный уровень развития науки и техники позволяет создавать упаковочные материалы с заданными свойствами. Но ни один новый упаковочный материал не может быть использован в отраслях пищевой, парфюмерной и другой промышленности без разрешения Минздрава России и проверки на соответствие медико-биологическим и санитарным нормам. Санитарно-гигиеническое законодательство регламентирует нормативы предельно допустимых количеств мигрирующих веществ в пищевые продукты. Нормируется содержание мономеров, пластификаторов, стабилизаторов, антиоксидантов, красителей и других возможных компонентов полимерных композиций, а также соединений тяжелых металлов. Так, допустимый уровень содержания в пищевом продукте тяжелых металлов из полимерных пленок составляет (в мг/л): титана - 0,1; хрома - 0,1; медь, свинец, мышьяк не допускаются. Из упаковочного материала в продукт не должно поступать более 5% предельно допустимого количества тяжелых металлов: кадмия - 2,5 мкг/кг, ртути - 1,5 мкг/кг. Из наиболее токсичных мономеров регламентируются винилхлорид (допустимая норма потребления 0,1 мкг/сут.), акрилонитрил и стирол (допустимое количество миграции в продукт 0,05 мг/кг).

К упаковке предъявляют также требования защиты окружающей среды: от возможного загрязнения некачественным товаром, ядовитыми и токсическими веществами; минимальное загрязнение ее непосредственно тарой или упаковкой.

Для реализации указанных требований необходимы: замена древесины в производстве потребительской и транспортной тары синтетическими материалами; расширение области использования многооборотной и возвратной тары; изыскание экономичных способов уничтожения отходов упаковки и непосредственное уничтожение самой упаковки.

Требования маркетинга - это требования к упаковке с точки зрения создания условий сохранения качества продукта в процессе реализации; технические требования, которые в целом сводятся к одному положению: упаковка по цвету, форме, размеру и общему виду должна быть адекватна товару. В одних случаях упаковка должна быть неповторимой, броской, но элегантной и привлекательной, в других - наоборот, простой и нейтральной. Внешнее оформление товара зависит от его вида и положения на рынке. Разные требования предъявляют к упаковке подарочного изделия и товаров повседневного спроса.

Удобная форма упаковки, ее привлекательный внешний вид - прекрасное рекламное средство, с помощью которого рекламируется не только товар, но и его производитель, и другие выпускаемые им товары, если выдержана графическая концепция "семейства упаковок".

Требования торговли определяются положением продукта на рынке сбыта. Наиболее важны масса и объем упакованного товара, срок годности продукта в данной упаковке. Цена единицы продукции с увеличением вместимости упаковки снижается. Крупноразмерная упаковка экономична для покупателя и производителя. Срок годности продукта в такой упаковке зависит от ее вместимости. Масса единицы упаковки должна быть меньше того количества продукта, которое потребляет средняя семья за половину срока годности. В основе этого требования - положение о том, что 1/3 срока годности товара приходится на время реализации, а 2/3 этого срока истекают у потребителя. Это положение не распространяется на упаковку после ее вскрытия, так как срок годности при этом резко сокращается. Размер потребительской упаковки зависит от привычек потребителя по использованию товара и от розничной цены. В равных условиях более дешевый товар фасуют в более крупную упаковку.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАРЫ И УПАКОВКИ

 

Тару и упаковку подразделяют на следующие группы: по назначению - на потребительскую, транспортную; по кратности использования - одноразовую, однооборотную, многооборотную; по материалам изготовления - деревянную, керамическую, стеклянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, полимерную, комбинированную; по специализации - специализированную, универсальную; по способности сохранять форму - жесткую, полужесткую, мягкую.

Потребительская тара (упаковка) - это первичная упаковка товаров, реализуемая вместе с товаром.

Транспортная тара предназначена для транспортирования и хранения товаров в первичной упаковке или без нее. Транспортную тару изготовляют из различных материалов, различных объемов, конструкций, используют на всех видах транспорта; многоразового назначения.

Керамическая тара - изделия разных типов из глины. Керамические изделия жесткие, хрупкие, непрозрачные, твердые, инертные, устойчивые к высоким температурам. В основном их используют для достижения специального эффекта при упаковке вкусовых товаров, парфюмерных и косметических средств.

Стеклянная тара относится к многооборотной. Стекло химически нейтрально, непроницаемо для воздуха и газов, обладает определенной твердостью и хрупкостью. Существенным недостатком стеклянной тары является ее значительная масса, которая может достигать 50% массы товара. С целью предотвращения боя, удобства при транспортировании и хранении товары в стеклянной таре дополнительно упаковывают в картонные и деревянные коробки или ящики.

Металлическую тару используют в основном для пищевых продуктов в качестве потребительской и транспортной, одноразовой и многооборотной. К металлической таре относят банки, тубы, ящики, лотки, поддоны, фляги, бидоны, автоцистерны. Они отличаются высокой теплопроводностью, прочностью, легкостью. Существенный недостаток - низкая коррозионная стойкость. Банки для консервированной продукции вырабатывают из белой жести, покрытой с обеих сторон слоем олова толщиной 3-4 мм. Для защиты от коррозии на банки наносят пищевые лаки и эмали.

Из алюминия также вырабатывают банки для консервов, фляги, бидоны для молочной продукции, лотки, поддоны для охлажденного мяса, рыбы, кулинарных изделий и полуфабрикатов. Кроме того, алюминий широко используют для производства туб для парфюмерно-косметических товаров, а также флаконов-аэрозолей. Широко применяют алюминиевую фольгу. Тара из алюминия отличается высокой пластичностью, легкостью, инертностью.

Из стали и титана вырабатывают бочки для вина и коньячного спирта. Из проволоки производят ящики и корзины для бутылок, банок и пакетов. Автоцистерны предназначены для бестарных перевозок муки, молока, вина, пива, растительного масла, кваса.

Деревянную тару широко применяют в торговле, так как она отличается прочностью, изотермичностью, невысокой стоимостью. К недостаткам деревянной тары относится способность легко увлажняться, набухать, усыхать и растрескиваться, кроме того, она плохо штабелируется, легко повреждается и требует частого ремонта. К деревянной таре относят ящики, бочки, лотки, барабаны, корзины.

Картонная тара имеет ряд преимуществ перед деревянной: в 5 раз легче, удобна в эксплуатации, компактна, недорога, универсальна в применении. Основные недостатки картонной тары - низкая водонепроницаемость, недостаточная прочность. Для повышения прочности увеличивают толщину стенок картона путем склеивания нескольких слоев гладкого или гофрированного картона. Пропитка стенок картона парафином увеличивает его водонепроницаемость. Ящики из гладкого и гофрированного картона используют для упаковки яиц, кондитерских изделий, маргариновой продукции, моющих средств и других товаров.

Бумагу в зависимости от назначения делят на оберточную, этикетно-упаковочную, специализированного назначения.

Оберточную бумагу общего назначения применяют для упаковки различных товаров и изготовления пакетов.

Характерными свойствами упаковочной бумаги являются большая прочность и гибкость. Чаще всего в качестве оберточной используют высокопрочную, вязко-упругую картонную бумагу желто-коричневого цвета. Эта бумага пригодна для изготовления пакетов, мешочков., упаковочных форм, к которым не предъявляются высокие эстетические требования. Разновидностью этой бумаги является бумага из отбеленной целлюлозы. Она имеет привлекательный вид, хорошо воспринимает печать, комбинируется с полиэтиленом, парафином, алюминиевой фольгой.

К бумаге специализированного назначения относят бумагу с определенными свойствами, предназначенную для упаковки конкретного вида товаров. Например, фруктовую - для упаковки плодов, бутылочную - для завертывания бутылок с алкогольными напитками, чайную - для фасовки чая.

Жиронепроницаемая бумага - это пергамент и подпергамент, которые применяют для упаковки пищевых жиров, вкусовых товаров. Пергамент высокопрочен, вязок, полупрозрачен, имеет плотность 30-150 г/м2. Подпергамент имеет водо- и жиростойкость несколько ниже, чем пергамент, хрустящий.

Текстильная (мягкая) тара - плотные льняные, полульняные, джутовые, льно-джутовые, вискозные мешки и сетки вместимостью 25-100 кг. Эту тару используют для муки, крупы, крахмала, сахара, овощей и картофеля. В зависимости от качества текстильные мешки делят на четыре категории, сетчатые - на три.

Полимерные материалы заменили традиционные материалы, что стало символом технического прогресса. Среди них наибольший удельный вес принадлежит полиэтилену высокого и низкого давления, поливинилхлориду, полипропилену, полистиролу.

Полимерные материалы вырабатывают на естественной основе и из органических полимеров.

На естественной основе (из регенерированной целлюлозы) вырабатывают целлофан, который прозрачен, практически не проницаем для ароматических веществ, но водо- и паропроницаем, набухает в воде. Целлофан универсален в использовании.

К искусственным материалам относят большое количество полимеров.

Полиэтилен (ПЭ) - полимер, получаемый нагреванием под давлением газообразного мономера. ПЭ вырабатывают высокого и низкого давления. ПЭ паро- и водонепроницаем, химически инертен, прочен, дешев, обладает высокой степенью свариваемости, неустойчив к действию масел и жиров. ПЭ универсален в использовании.

Полипропилен (ПП) - гомополимер пропилена, обладает небольшой плотностью и высокой технологичностью. Для технических целей используют изостатический ПП. Пленка из ПП может быть различной прозрачности. ПП эластичен, выдерживает тепловую стерилизацию до 120°С, химически инертен, имеет высокое сопротивление изгибу и разрыву. ПП используют как оберточный и термоусадочный материал, его также можно применять для упаковки продуктов в модифицированных газовых средах. Недостатками ПП являются его низкие светостойкость и морозостойкость.

Полистирол (ПС) - полимер, получаемый путем полимеризации стиролового мономера. ПС по химической природе близок к полиэтилену, но отличается наличием в молекуле бензольного кольца. ПС вырабатывают в виде ориентированной пленки, модифицированным, вспененным. Он обладает химической стойкостью, легко формуется. Модифицированный ПС ударопрочен, используется для производства стаканов, коробочек для пищевых продуктов (сыров, джемов, соусов, йогурта). Широко распространен вспененный ПС, из которого получают ящики, лотки, используемые в качестве транспортной многооборотной тары. Недостатки ПС - хрупкость и низкая ударопрочность.

Поливинилхлорид (ПВХ) - полимер, получаемый из этилена и хлора путем полимеризации винилхлоридного мономера под давлением. ПВХ химически устойчив, обладает высокой газо- и запахонепроницаемостью, устойчив к жирам и маслам. Пленки из ПВХ вырабатывают непластифицированные (жесткие) и пластифицированные (пластификаты). Жесткие пленки прозрачные, блестящие, глянцевые, поддаются термосвариванию. Из жесткого ПВХ производят банки, бутылки, флаконы, лотки и коробки универсального назначения. Мягкая пленка дает усадку при термической обработке, используется в качестве усадочной пленки и при сборной упаковке. Из сополимеров винилхлорида с винилиден-хлоридом вырабатывают усадочную пленку саран. Существенным недостатком ПВХ является токсичность мономера винилхлорида.

Полиэтилентерефталат (ПЭТФ, полиэфир) получают отливкой или экструзией из расплавов с последующим растяжением. ПЭТФ обладает высокой прочностью, теплостойкостью (145-150 °С), морозостойкостью, стоек к жирам и маслам, имеет низкую паро- и газонепроницаемость. Из ПЭТФ изготовляют в основном бутылки, преимуществами которых являются высокая прозрачность и небольшая масса (1,5-литровая бутылка весит 62-65 г). Бутылки из ПЭТФ используют для напитков.

Полиамиды (ПА) получают отливкой из расплавов или растворов с последующей вытяжкой. ПА прочны, эластичны, тепло- и морозостойки, устойчивы к маслам и жирам. К недостаткам относятся сравнительно высокая паропроницаемость и трудность термической сварки.

Отдельную группу полимеров составляют специфические полимерные пленки, применяемые для пищевых продуктов. Их делят на водорастворимые (съедобные) и пленки, обладающие бактерицидными и фунгицидными свойствами.

Водорастворимые пленки предназначены для пищевых продуктов, используемых в условиях, где затруднено удаление упаковок. Съедобные пленки подразделяют на неусвояемые и усвояемые. Неусвояемые пленки не имеют пищевой ценности, гигиенически безвредны. Их получают на основе водорастворимых эфиров целлюлозы, синтетических полимеров. Усвояемые пленки представляют собой составные части продуктов питания. Их получают из композиций на основе углеродов, белков, жиров, пектинов, альгинатов. Съедобные пленки используют для покрытия плодов, колбасных изделий и др.

Бактерицидные и фунгистатические пленки получают путем введения в пленочные материалы различных добавок: антиоксидентов, консервантов, антисептиков и других веществ. Это способствует повышению защитных свойств упаковки или консервирующего воздействия на пищевой продукт. В качестве консервантов используют сорбиновую и бензойную кислоты, их калиевые и натривые соли. Так, в состав отечественной пленки эсканлен вводят до 3% сорбиновой кислоты. Такие покрытия используют на упаковках крупы, колбас, рыбных продуктов.

Информация о работе Товароведение и экспертиза потребительских товаров