Товароведение и экспертиза потребительских товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:27, реферат

Краткое описание

Товароведение (от слов "товар" и "ведать") - научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизацию, факторы, формирующие качество товаров, и условия сохранения качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру.
Объектом товароведения является товар - продукт труда, произведенный для купли-продажи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1 9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 9
ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 9
ТОВАРОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 9
классификация и кодирование товаров 12
ассортимент товаров 16
требования, предъявляемые к товарам 17
потребительские свойства товаров 19
факторы, формирующие потребительские свойства товаров 23
влияние химического состава и строения сырья и материалов на формирование потребительских свойств товаров 24
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 24
вода 25
минеральные вещества 27
углеводы 30
липиды 33
азотсодержащие вещества 35
витамины 39
ферменты 41
органические кислоты 43
химический состав непродовольственных товаров 45
строение сырья и материалов 47
молекулярное строение исходных веществ 47
особенности структуры полимеров 49
дефекты структуры высокомолекулярных соединений 53
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОХРАНЕНИЕ СВОЙСТВ ТОВАРОВ 54
физико-химические факторы 54
механические факторы 57
биологические факторы 57
консервирование пищевых продуктов 58
физические методы 58
физико-химические методы 61
химические методы 63
биохимические методы 64
комбинированные методы 65
ТАРА И УПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 66
функции тары и упаковки 66
требования к таре и упаковке 67
классификация тары и упаковки 68
информация о товаре 72
перспективы развития производства тары и упаковки 72
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ 76
контроль качества товаров на производстве 76
контроль качества в торговле 78
экспертиза товаров 78
Глава 2 85
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ 85
ЗЕРНО 85
семейство злаковых 86
семейство гречишных 89
семейство бобовых 89
экспертиза качества зерна 90
КРУПА 93
производство крупы 93
ассортимент и пищевая ценность крупы 95
экспертиза качества крупы 99
хранение крупы 100
МУКА 101
производство муки 101
ассортимент муки 103
экспертиза качества муки 104
хранение муки 105
хлеб и хлебобулочные изделия 106
пищевая ценность хлеба 106
химический состав хлеба 107
формирование качества хлеба в процессе производства 108
классификация и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий 112
ассортимент хлеба из пшеничной муки 113
ассортимент булочных изделий 114
экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий 116
хранение хлеба и хлебобулочных изделий 118
БАРАНОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 120
особенности производства бараночных изделий 120
ассортимент бараночных изделий 121
экспертиза качества бараночных изделий 122
СУХАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 122
экспертиза качества сухарных изделий 123
хранение бараночных и сухарных изделий 124
макаронные изделия 125
производство макаронных изделий 125
классификация и ассортимент макаронных изделий 126
экспертиза качества макаронных изделий 128
хранение макаронных изделий 129
Глава3 154
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ПЛОДЫ И ОВОЩИ 154
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ПЛОДЫ 154
свежие плоды 154
семечковые плоды 155
косточковые плоды 156
ягоды 158
субтропические плоды 161
тропические плоды 163
орехоплодные 165
экспертиза качества свежих плодов 166
хранение свежих плодов 172
режимы хранения цитрусовых 173
переработанные плоды 174
экспертиза качества переработанных плодов 175
хранение переработанных плодов 177
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ОВОЩИ 177
свежие овощи 177
клубнеплоды 178
корнеплоды 179
химический состав корнеплодов 180
луковые овощи 181
химический состав луковых овощей 181
капустные овощи 182
химический состав капустных овощей 183
салатно-шпинатные овощи 184
пряные овощи 184
десертные овощи 185
тыквенные овощи 186
химический состав тыквенных овощей 187
томатные овощи 187
химический состав томатных овощей 188
томатные овощи 188
химический состав томатных овощей 189
бобовые и зерновые овощи 189
химический состав овощей бобовых и зерновых 189
экспертиза качества свежих овощей 190
хранение свежих овощей 192
переработанные овощи 193
экспертиза качества переработанных овощей 196
хранение переработанных овощей 197
грибы 198
химический состав грибов 199
Глава 4 200
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ 200
пряности 201
приправы 202
номера помолов пищевой поваренной соли 204
органолептические показатели пищевой поваренной соли 205
физико-химические показатели пищевой поваренной соли 205
чай 208
показатели безопасности вкусовых товаров 208
кофе 214
безалкогольные напитки 217
негазированные безалкогольные напитки 217
газированные безалкогольные напитки 220
квас и напитки из хлебного сырья 223
сухие напитки (порошкообразные) 224
слабоалкогольные напитки 225
алкогольные напитки 229
этиловый спирт 229
водка 230
ликеро-водочные изделия 231

Вложенные файлы: 1 файл

192304.docx

— 4.00 Мб (Скачать файл)

Комбинированные упаковки. С целью повышения защитных свойств материалов, сохранения качества товаров на поверхность упаковок наносят другие компоненты или комбинации из нескольких материалов с различными свойствами. На мягкие и полужесткие материалы покрытия наносят экструзией, кэшированием. В настоящее время широкое распространение получили комбинированные материалы на основе бумаги: бумага - полиэтилен, наносимый экструзией; бумага - поливинилденхлорид, наносимый методом дисперсии; бумага - полиэтилен - поливинилденхлорид. Эти материалы обладают повышенной водо-, паро-, газо- и ароматостойкостью, применяются в качестве потребительской тары для упаковки рыбной кулинарии - заливной рыбы, рыбного плова, салатов.

Для снижения чувствительности целлофана к воде, повышения его непроницаемости и термосвариваемости используют лакированные покрытия нитроцеллюлозой и поливинилденхлоридом.

В качестве металлической упаковки пищевых продуктов применяют алюминиевую фольгу. Для улучшения физических свойств таких упаковок фольгу комбинируют со многими материалами: бумагой, полиэтиленом. При использовании полипропилена повышается термическая стойкость, что обусловливает пригодность таких упаковок для стерилизации. Полужесткую стерильную тару используют для замороженных изделий - рыбной кулинарии, креветок, крабовых палочек.

В последние годы все шире применяют трехслойные комбинации: искусственный материал - алюминий - искусственный материал. При этом увеличиваются механическая прочность, герметичность, появляется возможность выполнения литографических покрытий. Для этих целей наиболее пригодна пленка из полиэстера или полипропилена. Для внутреннего слоя используют полиэтилен.

Перспективы развития производства тары и упаковки представлены в табл. 1.1 (с. 78).

ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ

Информация о товаре - это совокупность характеризующих его сведений.

Ее основная функция - информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.

С позиций товароведения как научной дисциплины виды информации о товаре классифицируют по следующим признакам: источнику происхождения; характеру проявления; объему; форме представления.

По источнику происхождения информацию о товаре подразделяют на торговую, производственную и бытовую.

По характеру проявения - на товароведную и организационную.

По объему информацию подразделяют на специальную (для специалистов) и покупательскую (для потребителей).

По форме представления различают информацию маркировочно-справочную, маркировочно-условную, эксплуатационно-сопроводительную и рекламно-справочную.

Маркировочно-справочная товароведная информация предусмотрена нормативно-технической документацией. Она включает маркировку изделий- нанесение определенных знаков или символов, характеризующих изделие. Маркировка изделия должна быть информативной, лаконичной, достоверной, достаточной, запоминающейся.

Маркировка может быть словесной (слова, буквы, цифры, символы), изобразительной (рисунок, фигура, график), объемно-пространственной (рельефное изображение в трех измерениях), комбинированной.

Маркировка включает изображение товарного знака предприятия-изготовителя, наименование и место нахождения предприятия-изготовителя, наименование изделия, номер стандарта или ТУ, потребительские характеристики товара, артикул, дату выпуска и т.д. Маркировка потребительской тары, помимо потребительской маркировки, должна иметь товарный знак.

Наносят маркировку непосредственно на изделие или на основной ярлык, прикрепленный к изделию, на контрольный ярлык, этикетки, тканевые ленты и т. д.

Таблица 1.1

Перспективы развития производства тары и упаковки

Вид упаковки

Основные пути совершенствования

Мероприятия по улучшению экологической характеристики

Области использования

Стеклянная тара

Снижение массы, увеличение прочности и термостойкости

Увеличение объемов, применение многооборотной тары.Организация сбора и утилизации

Агрессивные химические вещества; парфюмерия; винно-водочные изделия, напитки; агрессивные деликатесные консервы детского и диетического питания

Металлическая тара: 
из белой жести 
   
   
  
  
Из алюминия 
   
   
   
   
   
   
   
  
Из черной хромированной жести

 
  
Уменьшение толщины олова и жести. Замена пайки продовольственных швов корпусов банок сваркой 
  
Уменьшение толщины слоя алюминиевого проката за счет использования сплавов алюминия и магния. Изготовление тары методом глубокой вытяжки. Разработка легко вскрываемых крышек 
  
Подбор защитных лакированных покрытий для антикоррозийных целей

 
   
Снятие слоя олова для вторичного использования. Сбор отходов, сортировка, утилизация

- " -

 
   
   
   
   
   
   
 

- " -

 
  
Консервы; крышки к стеклянной таре 
   
   
   
Аэрозольная тара; напитки ; упаковочная фольга; крышки; тубы для косметических и парфюмерных средств 
 
   
Тара для технических масел, препаратов, бытовой химии; крышки

Бумажная и картонная тара

Повышение барьерных свойств путем сочетания полимерами или с алюминиевой фольгой. Повышение технологичности путем сочетания с термопластами. Улучшение декоративности

Применение многооборотной тары. Организация сбора , утилизация

Транспортная тара из гофрированного или сплошного картона широкого назначения; потребительская упаковка молока, молочных продуктов, соков, соусов; мешки, пакеты для сыпучих продуктов

Полимерная и комбинированная тара

Совершенствование способов формирования таро-упаковочных изделий, в том числе получение многослойных ламинатов соэкструзией, соинжекцией. Повышение барьерных свойств введением в состав сополимера этилена с виниловыми спиртами, ПВДХ, модифицированных ПА. Создание упаковок с повышенными технологическими свойствами путем введения сусцепторов, антиокислителей, водопоглотителей. Повышение потребительских свойств упаковок

Использование в качестве многооборотной тары. Разработка способов утилизации. Разработка упаковок, способов после использования деструктурироваться под влиянием света, микроорганизмов, кислорода. Использование отходов упаковок в качестве дополнительных энергоресурсов. Организация сбора отходов упаковки, сортировки и утилизации

Практически все отрасли промышленности и сельского хозяйства. Ограничения применения связаны с высокими температурами, механическими нагрузками, химическими агрессивными средами


Носителем маркировочно-справочной информации является клеймо - составная часть маркировки.

Клеймо - это знак, который наносят на изделие с помощью специальной формы. Клеймение и маркирование могут осуществляться различными методами, выбор которых определяется многими условиями; поэтому в нормативно-технической документации указывается метод нанесения маркировки.

Маркировочно-условная информация представляется в виде условных знаков. Существует четыре типа обозначения знаков: фирменное имя, фирменный знак, торговый образ, товарный знак.

Фирменное имя - слово, буква или группа слов или букв, которые могут быть произнесены.

Фирменный знак - это символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение.

Торговый образ - это персонифицированная торговая марка; присваивается определенному виду товара, свойства которого отличаются от свойств других товаров того же вида.

Товарный знак - обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя. Товарный знак может быть словесным, изобразительным, объемным; выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы.

Порядок приобретения права на товарный знак, его использования и защиты определяется национальным законодательством и международными соглашениями.

Товарный знак может присваиваться не только отдельному товару, но и группе их. В этом случае он представляет не только товар, но и форму. Товарный знак, являющийся собственностью фирмы, может сопровождаться знаком ©. Товарный знак, зарегистрированный в Международном реестре, сопровождается знаком ®.

Информация о товаре посредством товарного знака может быть передана путем указания: источника происхождения (имени, предприятия, отрасли промышленности, географического положения, страны происхождения, дополнительных источников); функции изделия; состава изделия; физических свойств изделия (формы, цвета, вкуса, эластичности и др.); потребительских свойств изделия (скорости, безопасности, надежности, комфортности, долговечности и др.); психологических и экономических свойств изделия.

Знаки соответствия становятся ведущим фактором конкурентоспособности товаров. Различают национальные и транснациональные знаки соответствия.

Национальный знак соответствия - знак, подтверждающий соответствие товара требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Знак соответствия используется только для сертифицированной продукции. Продукция, сертифицированная на соответствие стандартам России, маркируется знаком.В Германии знаком соответствия является "DIN", во Франции - "NF", в Великобритании - "Kitemark", в Польше - "В", в Южной Корее - "К".

Транснациональные знаки соответствия - знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Так, в странах Европейского экономического сообщества и входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли приняты знаки соответствия "CEN" (учрежден Европейским комитетом по стандартизации) и "CENELEC" (учрежден Европейской электротехнической комиссией), подтверждающие соответствие требованиям европейских стандартов (EN) или документов (CEN) по гармонизации стандартов.

В странах Европейского сообщества в качестве единого знака соответствия применяется знак "СЕ", подтверждающий соответствие продукции предписаниям европейских директив и документов, содержащих технические характеристики материалов, оборудования или технических процессов.

Маркировка знаком "СЕ" свидетельствует о высоком качестве продукции и требовательности компаний-производителей к свойствам безопасности и экологичности своей продукции.

Эксплуатационные знаки - знаки информации о способах ухода и правилах эксплуатации товаров.

Предупредительные знаки - предназначены для информации о возможной опасности при эксплуатации товаров и действиях по предупреждению опасности.

Наиболее распространенными являются системы маркировки опасных веществ и материалов, разработанные органами ООН и Международной организацией труда.

Предупредительные знаки состоят из литеры R (для знаков, предупреждающих об опасности) или S (для знаков, предупреждающих о действиях для избежания опасности), двузначного номера - кода (указатель конкретного вида опасности) и символичного изображения опасности, которое сопровождается надписью, характеризующей вид опасности.

Экологические знаки предназначены для информации об экологической чистоте товара или экологически безопасных способах его использования, эксплуатации либо утилизации.

Эксплуатационно-сопроводительная информация как составная часть товароведной информации содержит в основном сведения о сложной бытовой технике новых видов и включает руководство по эксплуатации (документ, необходимый для правильной эксплуатации изделия), паспорт (документ, удостоверяющий гарантированные предприятием-изготовителем параметры и характеристики изделий) и этикетку (документ, в котором излагаются основные показатели и сведения, необходимые для эксплуатации изделий, которые сложно маркировать на изделии или его индивидуальной упаковке). Этикетка может выступать в качестве товарного знака изделия.

Рекламно-справочная информация выполняет функции ознакомления возможных покупателей с видами товаров, их свойствами и ценой.

По способу распространения (передачи и восприятия) рекламно-справочную информацию подразделяют на визуальную (печатные издания, товарные альбомы, телепередачи, кинофильмы и др.), звуковую (радиопередачи, семинары, конференции и др.), вкусовую, тактильную (с помощью ощущений) и др.

 

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

 

В соответствии с определением ГОСТ 16504-81 под контролем качества продукции понимают "проверку соответствия количественных и (или) качественных характеристик свойств продукции установленным техническим требованиям".

Контроль качества продукции проводят на всех стадиях жизненного цикла товаров. Форма и задачи контроля зависят от этапа петли качества.

 

Контроль качества товаров на производстве

 

Контроль качества продукции на предприятиях осуществляет отдел технического контроля (ОТК).

Контроль качества продукции подразделяют на три вида: входной, межоперационный и выходной (приемочный).

Входной контроль - проверка качества сырья и вспомогательных материалов, поступающих в производство. Постоянный анализ качества поставляемого сырья и материалов позволяет влиять на производство предприятий-поставщиков, добиваясь повышения качества.

Межоперационный контроль охватывает весь технологический процесс. Этот контроль иногда называют технологическим, или текущим. Цель межоперационного контроля - поверка соблюдения технологических режимов, правил хранения и упаковки продукции между операциями.

Выходной (приемочный) контроль - контроль качества готовой продукции. Цель выходного контроля - установление соответствия качества готовых изделий требованиям стандартов или технических условий, выявление возможных дефектов. Если все условия выполнены, поставка продукции разрешается.

ОТК проверяет также качество упаковки и правильность маркировки готовой продукции.

Входной, межоперационный и выходной контроль может быть выборочным, сплошным и статистическим.

Выборочный - контроль части продукции, результаты проверки которой распространяются на всю партию.

Сплошному контролю подвергается вся продукция (при неотработанном технологическом режиме).

Статистическийконтроль - предупредительный. Проводится по всему технологическому процессу с целью предупреждения возникновения брака.

Условной мерой качества товаров является их сорт.

Сорт - это качественная градация товара по одному или нескольким показателям, установленным нормативной документацией.

Информация о работе Товароведение и экспертиза потребительских товаров